Мо-цзы
Мо Ди (479—400 до н. Э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. М.-ц. И его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества — земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства (См. Конфуцианство), обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды М.-ц. И его учеников собраны в книге «Мо-цзы», которая в завершённом виде сложилась к концу 3 — началу 2 вв. До н. Э. Центральной идеей учения М.-ц. И его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах «всеобщей любви и взаимной выгоды». Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на «простолюдинов» и «благородных мужей», «правящих» и «управляемых», представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения.
Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде» вытекают все остальные принципы учения М.-ц. «почитание мудрости», «почитание единства», «против нападений», «за экономию в расходах» и т. Д. Для обоснования принципа «всеобщей любви» и придания ему значения космического закона М.-ц. Прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании «небесной судьбы». Впервые в китайской философии М.-ц. Выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди. Соответствие пользе людей. Соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.
Источники. Мо-цзы сянь гу, в кн. Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957. Мо-цзы, в кн. Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972. Мо Tzu. Basic writings, transl. By В. Watson, N. Y., 1963. Лит. Титаренко М. Л., Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания, «Вопросы философии», 1964, №11. Его же, Социально-политические идеи Мо-цзы и школы моцзя раннего периода, «Научные доклады высшей школы, философские науки», 1965, № 6. Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, «Вопросы философии», 1956, №1. HoIth S., Micius, Shanghai, 1935. М. Л. Титаренко.
Дополнительный поиск Мо-цзы
На нашем сайте Вы найдете значение "Мо-цзы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мо-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа