Мо-цзы

191

Мо Ди (479—400 до н. Э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. М.-ц. И его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества — земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства (См. Конфуцианство), обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды М.-ц. И его учеников собраны в книге «Мо-цзы», которая в завершённом виде сложилась к концу 3 — началу 2 вв. До н. Э. Центральной идеей учения М.-ц. И его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах «всеобщей любви и взаимной выгоды». Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на «простолюдинов» и «благородных мужей», «правящих» и «управляемых», представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения.

Из тезиса о «всеобщей любви и взаимной выгоде» вытекают все остальные принципы учения М.-ц. «почитание мудрости», «почитание единства», «против нападений», «за экономию в расходах» и т. Д. Для обоснования принципа «всеобщей любви» и придания ему значения космического закона М.-ц. Прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании «небесной судьбы». Впервые в китайской философии М.-ц. Выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди. Соответствие пользе людей. Соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики.

Источники. Мо-цзы сянь гу, в кн. Чжуцзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 4, Пекин, 1957. Мо-цзы, в кн. Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972. Мо Tzu. Basic writings, transl. By В. Watson, N. Y., 1963. Лит. Титаренко М. Л., Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания, «Вопросы философии», 1964, №11. Его же, Социально-политические идеи Мо-цзы и школы моцзя раннего периода, «Научные доклады высшей школы, философские науки», 1965, № 6. Ян Хин-Шун, Теория познания моистов, «Вопросы философии», 1956, №1. HoIth S., Micius, Shanghai, 1935. М. Л. Титаренко.

Значения в других словарях
Множество

(математическое) см. Множеств теория.. ..

МНР

сокращённое название Монгольской Народной Республики (См. Монгольская Народная Республика).. ..

Моа

IМо́а (Dinornithiformes, или Dinornithes) отряд вымерших бескилевых птиц (См. Бескилевые птицы). Включает 2 семейства, объединяющие свыше 20 видов. Высота до 3 м (Dinornis maximus). Голова маленькая, широкая и плоская. Клюв большой, широкий, изогнутый вниз. Шея длинная, туловище массивное. Грудина без киля. Передние конечности (крылья) редуцированы. Сильно развитые ноги 3—4-палые с относительно короткой цевкой. Остатки М. Известны из отложений нижнего плиоцена, но многочисленнее в отложениях ант..

Моа (город на Кубе)

Моа (Moa), город и порт на северо-восточном побережье Кубы, в провинции Орьенте. 15 тыс. Жителей (1970). Никелекобальтовый комбинат. Домостроительный комбинат. Рыболовство. В районе М. — добыча никелевых, кобальтовых, железных руд и хромитов.. ..

Мо-цзы

МО-ЦЗЫ (Мо Ди) (479-400 до н. Э.) - древнекитайский философ. Противник конфуцианства. Взгляды Мо-цзы и его учеников собраны в книге "Мо-цзы". Основной тезис учения Мо-цзы о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства всех людей.. ..

Мо-цзы

МО-ЦЗЫ (Мо Ди) (479 - 400 до нашей эры), древнекитайский философ, противник конфуцианства. Взгляды Мо-цзы и его учеников собраны в книге "Мо-цзы". Основной тезис> учения Мо-цзы о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства всех людей.. ..

Мо-цзы

МО ДИ Мо-цзы. 468 (или 478, 480, 490 и др.) до н.э., гос-во Лу (или гос-во Сун),- 376 (или 403, 392 и др.) до н.э.Мыслитель, политич. Деятель, основатель филос. Школы и орг-ции моистов (мо изя). Разработал оригинальное филос. Учение, во многом противостоящее взглядам ранних конфуцианцев. В "Ши цзи" (2 - 1 вв. До н.э.) высказывается предположение, что М.Д. Был сановником (дафу) в гос-ве Сун. Сведения о жизни и творчестве содержатся также в "Хуайнань-цзы" (2 в. До н.э.), "Хань шу" ("История дин. Х..

Мо-цзы

– см. Мо Ди.. ..

Дополнительный поиск Мо-цзы Мо-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мо-цзы" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мо-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 6 символа