Мышление

119

процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. Имеет своим единственным источником ощущения (См. Ощущение), оно переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком (см. Ф. Энгельс, в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 554—555). М. Составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии. Оно изучается также в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. М. Является функцией мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако каждый отдельный человек становится субъектом М., лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики.

Даже задачи, которые он ставит перед своим М., порождаются общественными условиями его жизни. Т. О., М. Человека имеет общественно-историческую природу. Вопрос о природе М., взаимоотношении М. (сознания) и бытия был центральной проблемой на протяжении всей истории философской мысли (см. Основной вопрос философии, Материализм, Идеализм). Конкретно-научное изучение М., развернувшееся в 19 в., находилось под влиянием представлений формальной логики и учения об Ассоциациях. Психологический анализ М. Сводился главным образом к выделению отдельных мыслительных процессов. Сравнения, абстрагирования признаков, классификации. В духе формальной «школьной» логики освещался вопрос о природе понятий, которые изображались как продукт наслаивания друг на друга чувственных образов и представлений, выделения в них общих признаков и устранения несовпадающих.

Соответственно процессы М. Представлялись в виде сложных сочетаний представлений и понятий. Это понимание М. Наталкивалось на неразрешимые трудности при объяснении, например, целенаправленного и творческого характера мыслительных процессов. Натуралистические и механистические представления о М. Развивались позднее Бихевиоризмом, который истолковывал мыслительную деятельность как совокупность беззвучных речевых навыков, формирующихся по схеме «стимул — реакция». Этим ассоцианистским и механистическим концепциям М. Противостояли идеалистические направления, подчёркивавшие несводимость мыслительных процессов к ассоциированию отдельных представлений, свойственную им безо́бразность и подчинённость их «детерминирующим тенденциям» (Вюрцбургская школа).

С др. Стороны, представители теории целостных форм (Гештальтпсихология) понимали М. Как процесс «переструктурирования» субъектом проблемной ситуации, открывающий новые заключённые в ней отношения и функциональные связи и невыводимый из опыта поведения и накопленных в нём ассоциаций. Истолковывая М. Как «автохтонный» самопорождающийся процесс, представители гештальтпсихологии смыкались при этом с Интуитивизмом. Общей чертой этих концепций является их антиисторизм, отказ от изучения происхождения и исторического развития человеческого М. Только в начале 20 в. Появились работы, в которых систематизировались накопленные данные о М. Народов, стоящих на относительно низких ступенях общественно-экономического и культурного развития.

Эти работы показали несостоятельность положения о неизменности законов М. И внесли идею о качественных изменениях М. В процессе его исторического развития (Л. Леви-Брюль, Франция, и др.). Одновременно начались экспериментальные исследования зачатков М. В животном мире (В. Кёлер, Германия. Р. Йеркс, США. Н. Н. Ладыгина-Котс, СССР), выявившие у высших животных процессы поведения, сходные с человеческим мышлением («практический интеллект» или, по И. П. Павлову, «ручное мышление»). Эти исследования не только углубили понимание генетических корней М., но и дали толчок изучению М., протекающего в форме внешнего действия с объектами («наглядно-действенное М.», «технический интеллект») и у человека. Открытие мыслительной деятельности в виде внешних действий в сложных предметных ситуациях, операций с наглядными схемами, макетами конструкций и т.

Д. Разрушало старое представление о М. Как только внутреннем, словесно-логическом процессе и вело к признанию существования у человека различных форм высокоразвитого М., теснейшим образом переплетающихся между собой и переходящих друг в друга. Научное диалектико-материалистическое понимание природы М. Было дано в трудах классиков марксизма. Отвергая взгляды на М. Как на проявление особого духовного начала, марксизм преодолевает вместе с тем ограниченность метафизического материализма, его созерцательность и сведе́ние мыслительной деятельности к элементарным процессам анализа и обобщения чувственных впечатлений. Рассматривая М. Как продукт общественно-исторического развития, как особую форму человеческой деятельности, марксизм подчёркивает изначальную связь М.

С практической деятельностью людей. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность. Образование представлений, мышление, духовное общение людей является здесь ещё непосредственным порождением материального общения людей» (Маркс К. И Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 24). Труд посредством орудий ставит человека не только перед материальными объектами, но и перед их взаимодействием, в процессе которого обнаруживаются свойства, недоступные непосредственно нашим ощущениям и постигаемые лишь опосредствованно, путём умозаключений. Познавательные результаты предметных действий закрепляются в словесной форме и, передаваясь в процессе речевого общения др. Людям, входят в систему знаний, составляющих содержание сознания коллектива, общества.

Языковая форма выражения создаёт условие, благодаря которому отдельные звенья внешнепредметной познавательной деятельности могут выполняться уже только во внутреннем речевом плане, в плане сознания. Исходные чувственные данные и практическое действие опосредствуются всё более длинным рядом мыслительных процессов, приобретающих впоследствии способность отделяться от внешней практической деятельности. При этом общественное разделение труда, развитие частной собственности и дифференциация общества на антагонистические классы приводят к отрыву умственного труда от физического, так что внутренняя мыслительная деятельность начинает всё более противопоставляться деятельности материальной. Это противопоставление закрепляется позднее в идеалистических теориях М.

Утрата М. В его развитых формах прямой и непосредственной связи с практической деятельностью приводит к тому, что оно может давать ложные, иллюзорные знания. Это ставит проблему критерия истинности М., адекватности его результатов объективной реальности. Таким критерием является Практика. Теоретические результаты, к которым приходит М., должны проверяться в практической деятельности и в эксперименте. Однако под практикой следует понимать здесь не индивидуальную, а совокупную общественную практику, что делает необходимым подчинение процессов М. Определенным правилам или предписаниям, выработанным в историческом опыте познания. Созданная человечеством система такого рода правил и предписаний («законов» М.) и составляет содержание особой дисциплины — логики (См.

Логика). В противоположность идеалистическим взглядам на логические законы как имманентно присущие М. Марксизм рассматривает их как обобщённое отражение объективных отношений действительности, осваиваемых практикой. «. Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 172). Общественная практика служит не только критерием истинности М., но является также той основой, на которой вырастают логические правила и законы. Поэтому М. Не может быть сведено к совокупности мыслительных операций, образующих его состав, и, следовательно, к «мышлению» логических машин, выполняющих лишь те процессы, которые так или иначе задаются им человеком.

Машины являются лишь«. Созданными человеческой рукой органами человеческого мозга...» (Маркс К., см. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 215), истинным же субъектом М. Остаётся управляющий им человек. Огромное усложнение задач, решаемых современной наукой, потребовало дальнейшего развития логического аппарата М., что привело к созданию новых направлений формальной логики. Изучение М., однако, не может ограничиваться только исследованием формально-логических правил. Оно включает в себя прежде всего проблемы отношения М. К объективной реальности и общего метода познания. Единство познавательных и логических аспектов М. Нашло своё наиболее полное выражение в марксистской диалектической логике (См. Диалектическая логика), представляющей собой учение о развитии, самодвижении предмета познания, как оно отражается в движении понятий М.

А. Н. Леонтьев. Расстройства мышления находят своё отражение в речи, письме и изобразительном творчестве. Возможны заметные колебания темпа М. Ускорение потока мыслей на фоне эмоционального возбуждения способно достичь степени «скачки идей» — нецеленаправленных, поверхностных. Заторможенность М., напротив, характеризуется скудным и замедленным возникновением представлений, образованием понятий и суждений, что согласуется с подавленным настроением больного и субъективным ощущением интеллектуального опустошения. Другие проявления нарушений М. Его бессвязность (инкогеренция). Инертность с преобладанием какой-либо одной мысли, одного представления (персеверация). Тугоподвижность, обстоятельность, при которых изложение существа тонет в массе ненужных подробностей, а также бесплодное, далёкое от реальной действительности М.

Вычурность понятий, тенденция к символике, парадоксальное применение общеизвестных понятий и неоправданное словотворчество. Параллельное течение нескольких мыслей. Обрывы мыслей и, наконец, полная разорванность содержания М., но с грамматически правильной структурой предложений. В дифференциальной диагностике психических заболеваний симптомы расстройств М. Имеют большое значение (см., например, Шизофрения). Б. И. Франкштейн. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3. Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20. Ленин В. И., Философские тетради, Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29. Бинэ А., Механизм мышления, пер. С англ., Од., 1894. Психология мышления, СПБ, 1914 (Новые идеи в философии, в. 16). Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер.

С франц., М., 1930. Валлон А., От действия к мысли, пер. С франц., М., 1956. Выготский Л. С., Мышление и речь. Избранные психологические исследования, М., 1956. Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958. Пономарёв Я. А., Психология творческого мышления, М., 1960. Зейгарник Б. В., Патология мышления, [М.], 1962. Психология мышления, сб. Пер., М., 1965. Тихомиров О. К., Структура мыслительной деятельности человека, М., 1969. Пиаже Ж., Психология интеллекта, в его кн. Избранные психологические труды, [пер. С франц.], М., 1969. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972. Ach N., Über die Begriffsbildung, Bamberg, 1921. Koffka K., Bemerkungen zur Denkpsychologie, «Psychologische Forschung», 1927, Bd 9, [H.

1,2]. Hartley D. M., Observation on man, his frame, his duty and his expectations, 6 ed., L., 1934. A study of thinking, N. Y., 1956.

Значения в других словарях
Мышлаевский

Александр Захарьевич [12(24).3.1856 — 1920], русский военный деятель и историк, генерал от инфантерии (1912). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1877) и Академию Генштаба (1884). С 1898 профессор Академии Генштаба и в 1899—1904 одновременно начальник Военно-учёного архива Главного штаба. В 1908—09 начальник Главного штаба, в марте — сентябре 1909 — начальник Генерального штаба. С 1913 помощник наместника на Кавказе по военной части. В начале 1-й мировой войны 1914—18 помощник главноко..

Мышлаевский Александр Захарьевич

Мышлаевский Александр Захарьевич [12(24).3.1856 ‒ 1920], русский военный деятель и историк, генерал от инфантерии (1912). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1877) и Академию Генштаба (1884). С 1898 профессор Академии Генштаба и в 1899‒1904 одновременно начальник Военно-учёного архива Главного штаба. В 1908‒09 начальник Главного штаба, в марте ‒ сентябре 1909 ‒ начальник Генерального штаба. С 1913 помощник наместника на Кавказе по военной части. В начале 1-й мировой войны 1914‒18 помощн..

Мышовки

(Sicista) род млекопитающих семейства тушканчиков отряда грызунов. Внешне похожи на мышь. Длина тела до 8 см. Голый хвост длиннее тела. 10 видов. В СССР — 6. Населяют равнинные и горные леса и открытые ландшафты умеренного и субтропического поясов Европы и Азии. Активны в сумерках. Питаются насекомыми и семенами. Приносят 1 помёт в году. Зимой впадают в спячку. Наиболее известны. Лесная М. (S. Betulina) и степная М. (S. Subtilis). Лесная мышовка.. ..

Мышцы

мускулатура скелетная и внутренних органов (висцеральная), обеспечивающая у животных и человека выполнение ряда важнейших физиологических функций. Перемещение тела или отдельных его частей в пространстве, кровообращение, дыхание, передвижение пищевой кашицы в пищеварительных органах, поддержание тонуса сосудов, выделение экскрементов и т. Д. Сократительная функция всех типов М. Обусловлена превращением в мышечных волокнах химической энергии определённых биохимических процессов в механическую ра..

Мышление

МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.. ..

Мышление

МЫШЛЕНИЕ, высшая ступень человеческого познания, процесса постижения действительности. Позволяет получать знание> о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются философией (теорией познания) и логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией.. ..

Мышление

См. Психология.. ..

Мышление

Новое мышление. Публ., Полит. Система взглядов на мировые реальности ядерно-космического века, исходящая из приоритетов общечеловеческих ценностей и отказа от идеологических стереотипов. СП, 135. Hau, 131.. ..

Мышление

И мы́шление, -я, ср.. ..

Мышление

Мысль, познание, осознание, понимание. Дух. ..

Мышление

Высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.. ..

Мышление

Iср.см. Мышление.IIср.1) Высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Способность человека мыслить.2) Процесс действия по знач. Глаг. Мыслить (1).3) Рассуждения, размышления, направленные на познание действительности.. ..

Мышление

МЫШЛЕ́НИЕ, МЫ́ШЛЕНИЕ, -я. Ср.. ..

Мышление

-я и МЫШЛЕНИЕ, -я, ср. 1. См. Мыслить. 2. Высшая ступень познания — процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Формы и законы, мышления.. ..

Мышление

Мышленя, мн. Нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. Ммышление и сознание - функции человеческого мозга. 2. Действие по глаг. Мыслить в 1 знач. (книжн.). Мышление образами.. ..

Мышление

Мы́шление От мы́слить, мысль. -шл- происходит из праслав. -sli̯-.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Мышление

— обобщенное и опосредованное отражение устойчивых, закономерных связей действительности, которые становятся весьма значимыми для решения познавательных проблем. ..

Мышление

Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.). Высшая форма отражательной деятельности человека. Характерные признаки расстройств М. Используются в дифференциальной диагностике психических заболеваний.. ..

Мышление

Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.). Высшая форма отражательной деятельности человека. Характерные признаки расстройств М. Используются в дифференциальной диагностике психических заболеваний. Мышле́ние абстра́ктное — М., оперирующее сложными, отвлеченными понятиями и умозаклю..

Мышление

Опосредованное, отвлеченное, обобщенное познание явлений внешнего мира, их сущности и существующих между ними связей, осуществляемое путем мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и различения, суждений и умозаключений, абстракции, обобщения и др.). Высшая форма отражательной деятельности человека. Характерные признаки расстройств М. Используются в дифференциальной диагностике психических заболеваний.мышление абстрактное - М., оперирующее сложными, отвлеченными понятиями и умозаключен..

Мышление

(Cognition). Внутренняя структура, частично определяющая, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия.. ..

Мышление

(Thinking. Denken) — умственный процесс интерпретации того, что воспринято. В типологической модели Юнга мышление представляет одну из четырех базовых функций, используемых для психологической ориентации. Как и чувство, относится к разряду рациональн. ..

Мышление

Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности [Рубинштейн С.Л., 1940]. М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное отображ. ..

Мышление

Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности (Рубинштейн С.Л., 1940). М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное отображение специфично в силу его обобщенности и опосредованности, что позволяет М. Выйти за рамки непосредственно данного. М. Является высшей формой познавательной деятельности человека, оно включает в себя синтез и анализ, обобщение и отвлечение, спосо..

Мышление

Высш. Ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, к-рые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы М. Изучаются философией, логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует М. В связи с задачами моделирования нек-рых мыслит. Функций. ..

Мышление

Высшая форма человеческой рефлексии, направленной на познание реально существующего мира. Внутреннее, активное стремление проявить свои собственные представления, понятия, воспоминания и т. Д. С той целью, чтобы получить необходимую создавшейся ситуации директиву, оформленную в мысль. Форма мысли в стандартных условиях есть ее языковое выражение, т. Е. Озвученное мышление. В большинстве обыденных случаев мышление порождается ситуацией и это ситуативное мышление, если же оно направлено на реальны..

Мышление

МЫШЛЕНИЕ - категория, обозначающая процессуаль-ность функционирования сознания (познавательную деятельность) - традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой. Уже у одного из последних досократиков - Анаксагора категория с близким семантическим содержанием - нус - выступает как первоначало мирового порядка. Анаксагоровская категория больше не встречается в истории философии, но этим было положено начало традиции мыслить М. Как ..

Мышление

Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. Реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций. М. Возникает у животных в ходе биологической эволюции, когда интенция к действию дифференцируется от ее непосредственного, автоматического перевода в моторные акты и освобождает в когнитивной системе пространственно-образную..

Мышление

Процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания — непосредственное чувственное отражение в форме ощущения, восприятия, представления и т д По отношению к ним M выступает как качественно иная форма отражения, высший уровень познания Чувственные элементы составляют его содержательную основу, однако в процессе M человек выходит за пре..

Мышление

— активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, научных теориях, гипотезах и т. П., име­ющий опосредованный, обобщенный характер, связанный с реше­нием нетривиальных задач. Высший продукт особым образом орга­низованной материи — человеческого мозга. М. Опосредствовано. А) ощущениями и восприятиями, на базе которых формируется мыс­лительный акт. Б) прошлым опытом, благодаря чему внешние при­чины (объекты познания) отражаются в голове человека через по­средство внутренних усл..

Дополнительный поиск Мышление Мышление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мышление" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мышление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 8 символа