Неоконфуцианство
идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Суй (10—13 вв.). Н. Сформировалось в процессе борьбы с буддизмом и даосизмом, подвергаясь в то же время их влиянию. Ранними предшественниками Н. Можно считать писателя и философа 8—9 вв. Хань Юя и его ученика Ли Ао, которые поставили задачу обновления и дальнейшего развития конфуцианства (См. Конфуцианство) с целью преодоления влияния даосского и буддийского учений в Китае. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими концепциями, в Н. Значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Один из основателей Н. Мыслитель 11 в. Чжоу Дунь-и, или Чжоу-цзы, выдвинул понятие «великого предела» (тай цзи) как первоосновы мира.
Этому абсолютному «великому пределу» подчиняется мир природы и мир этических отношений как единая система, как две стороны единого целого. Учение Чжоу-цзы восприняли и развивали Чжан Цзай и братья Чэн Хао и Чэн И. Наиболее видным представителем Н. Был крупный сунский учёный 12 в. Чжу Си — комментатор, историк, философ-дуалист. Он привёл в систему основные философские представления своих предшественников. Чжу Си считал, что «великий предел» содержит два начала (идеальное бестелесное «ли» и материальное «ци»), признавая «ли» предшествующим всему и возвышающимся над всем, но могущим существовать только с «ци». Виднейшим представителем субъективно-идеалистического направления Н. Считают философа конца 15 — начала 16 вв.
Ван Ян-мина, который идею Конфуция и Мэн-цзы о врождённости знаний дополнил утверждением о том, что мир является порождением сознания. Н. Поддерживало реакционную концепцию древнего конфуцианства о незыблемости существующих социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, на «благородных мужей» и «мелких людишек». Неоконфуцианцы пересмотрели толкование основного свода конфуцианской канонической литературы — «Пятикнижия» («У цзин»). По предложению Чжу Си новым конфуцианским каноном было провозглашено «Четверокнижие» («Сы шу»). В конце 13 — начале 14 вв. Н. Стало официальной идеологией. Н. Сохраняло своё господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 в.
Оно оказало большое влияние на философские взгляды в Японии, Корее и Вьетнаме. Лит. См. При ст. Конфуцианство. Л. И. Думан.
Дополнительный поиск Неоконфуцианство
На нашем сайте Вы найдете значение "Неоконфуцианство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неоконфуцианство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 16 символа