Оратория
(итал. Oratorio, от позднелат. Oratorium — молельня, лат. Oro — говорю, молю) крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. Близка к кантате (См. Кантата), от которой отличается бо́льшими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16—17 вв. На формирование О. Оказали влияние жанры оперы (См. Опера) и Мадригала. О. С текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. С текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен.
Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. С диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. С текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в. К началу 18 в. Она была почти вытеснена О. С текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. Были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. С текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. И А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. В итальянской О. Всё большее значение приобретают сольные разделы — Речитативы и Арии да капо. О. Сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. Писали многие итальянские оперные композиторы — А.
Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. — т. Н. «Страсти». Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30—40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем. В них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. На библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»). Генделю принадлежат и О. На тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха — т. Н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. Связан с творчеством И. Гайдна. Его О., написанные в конце 18 в.
(«Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. Создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. — А. Онеггер («Жанна д'Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»). 1-я русская О. Относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. Стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О.
— «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина. Лит. Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910. Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955. Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960. Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911. Blanchi L., I grandi dell' oratoria, Mil., 1964.
Дополнительный поиск Оратория
На нашем сайте Вы найдете значение "Оратория" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оратория, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "О". Общая длина 8 символа