Оратория

81

(итал. Oratorio, от позднелат. Oratorium — молельня, лат. Oro — говорю, молю) крупное, обычно многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения. О. Близка к кантате (См. Кантата), от которой отличается бо́льшими масштабами и наличием определённого сюжета. Возникла в Италии на рубеже 16—17 вв. На формирование О. Оказали влияние жанры оперы (См. Опера) и Мадригала. О. С текстом на латинском языке сложилась как объединение нескольких литургических Мотетов, О. С текстом на итальянском языке развилась из драматизированных диалогических лауд. Исполнения литургических мотетов и лауд первоначально проходили в особых помещениях, предназначавшихся для молитв, слушания и обсуждения проповедей, пения духовных песен.

Эти помещения назывались О., откуда произошло и наименование нового жанра. Библейское повествование, исполняемое солистом, сочеталось в духовной О. С диалогическими и хоровыми разделами. Итальянская О. С текстом на латинском языке достигла вершины развития в 17 в. К началу 18 в. Она была почти вытеснена О. С текстом на итальянском языке. Крупнейшими мастерами латинской О. Были Дж. Кариссими, А. Скарлатти, О. С текстом на итальянском языке — Б. Паскуини, Ф. М. И А. Верачини, Дж. Аррести, Дж. Габриели, Дж. Легренци, Дж. Бонончини, А. Страделла. В 18 в. В итальянской О. Всё большее значение приобретают сольные разделы — Речитативы и Арии да капо. О. Сближается с оперой, порой исполняется на сцене. В 18 в. О. Писали многие итальянские оперные композиторы — А.

Скарлатти, Дж. Перголези, Д. Чимароза, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, А. Сальери и др. Зарождаются и развиваются также немецкая, австрийская, французская О., возникает особая форма О. — т. Н. «Страсти». Большой вклад в развитие жанра внесли О., написанные в Англии в 30—40-е гг. 18 в. Г. Ф. Генделем. В них соединились немецкие, английские и отчасти итальянские традиции. Ведущее место в творчестве Генделя занимают героические О. На библейские тексты, в которых основной действующей силой является народ («Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»). Генделю принадлежат и О. На тексты из античной мифологии. В числе произведений И. С. Баха — т. Н. «Рождественская оратория». Важный этап в развитии О. Связан с творчеством И. Гайдна. Его О., написанные в конце 18 в.

(«Сотворение мира» и «Времена года»), обогащены средствами инструментально-симфонического мышления и предназначены уже не для церкви, а для концертного исполнения. В 19 в. О. Создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман («Рай и пери»), К. Сен-Санс, Ж. Массне, С. Франк, К. Дебюсси, Э. Элгар, Р. Воан-Уильямс, в 20 в. — А. Онеггер («Жанна д'Арк на костре»), Э. Г. Мейер («Мансфельдская оратория»). 1-я русская О. Относится к 1811 («Минин и Пожарский, или Освобожденная Москва» Дегтярева). Большое развитие ораториальное творчество получило в советское время. О. Стала излюбленным жанром для раскрытия в доходчивой и действенной форме значительных тем, художественного отображения больших общественно-исторических событий. В числе советских О.

— «Емельян Пугачёв» Коваля, «Сказание о битве за русскую землю» Шапорина, «На страже мира» Прокофьева, «Патетическая оратория» Свиридова, «Девушка и смерть» Галынина. Лит. Розенов Э. К., Очерк истории оратории, М., 1910. Хохловкина А., Советская оратория и кантата, М., 1955. Ширинян Р., Оратория и кантата, М., 1960. Schering A., Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911. Blanchi L., I grandi dell' oratoria, Mil., 1964.

Значения в других словарях
Оранта

(от лат. Orans, род. Падеж огаntis — молящийся) один из иконографических типов богоматери. О. Изображается в рост с поднятыми до уровня лика руками и повёрнутыми к зрителю ладонями. Тип О. Восходит к раннехристианским изображениям молящихся фигур (росписи римских катакомб). О. Изображались в 9—13 вв. В монументальной живописи и на иконах Византии и Древней Руси. В системе росписи купольных храмов О. Занимает место в конхе центральной апсиды. В позе О. Изображались также другие святые. Лит. Конда..

Ораоны

дхангар (самоназвание — курух), народ, живущий на плато Чхота-Нагпур (Индия) среди народов Мунда, которым О. Близки по культурно-бытовым особенностям. Небольшие группы О. Живут в штате Орисса, Западный Бенгал, Ассам. Численность 1,24 млн. Чел. (1971, перепись). Язык О. — курух, относится к дравидийским языкам (См. Дравидийские языки). В религии О. Индуизм переплетается с древними племенными культами. Основные занятие — земледелие. У О. Сохраняются некоторые остатки родо-племенной организации (р..

Ораторская речь

вид монологической речи (см. Монолог), употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. О. Р. Характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых (паралингвистических) средств общения. Традиции современной О. Р. Восходят к ораторскому искусству Древней Греции и Рима (Демосфен, Цицерон). Особенности О. Р. Изучались ранее риторикой (См. Риторика)...

Орахелашвили

Иван (Мамия) Дмитриевич [29.5(10.6).1881 — 11.12.1937], советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1903. Родился в Кутаиси в семье дворянина. Учился на медицинском факультете Харьковского университета, с 1902 — в Военно-медицинской академии в Петербурге. Участник Революции 1905—07 в Петербурге. В 1906 арестован по делу об Авлабарской типографии. С 1908, по окончании Военно-медицинской академии, работал врачом в Закаспийской области. В 1914–17 военный врач в де..

Оратория

ОРАТОРИЯ (итл. Oratorio - от лат. Oro - говорю, молю), музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к кон. 16 в. Как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория зан..

Оратория

(oratorium, лат., oratorio итал.) — духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. Зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. Развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами. Но главное назна..

Оратория

Крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных раз..

Оратория

(лат. Oratorium - храм, молельня). Род религиозной драмы или эпоса, положенных на музыку и исполняемых оркестром с разнородным пением.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)в тесном смысле слова - человек, обладающий талантом хорошо говорить. В широк. Смысле - всякий говорящий речь.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)духовно-музыкальная композиция с хорами и ариями, предназначенная для ко..

Оратория

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Оратория

Ж. Лат. Наука красноречия, витийство. | музыкальное сочиненье, большей частью библейского содержанья в лицах. Оратор м. -ша, вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить в людях, проповедник. Говорила, говорщик, если ои говорит в суде, на сходках, в выборных и пр. У него все приемы самые ораторские.. ..

Оратория

1. Ж.Музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.2. Ж.Часть, предназначенная для молящихся (в католическом храме).. ..

Оратория

ОРАТО́РИЯ -и. Ж. [итал. Oratorie] Муз. Крупное музыкальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. О. На библейские тексты. Исполнить торжественную ораторию.. ..

Оратория

-и, ж. Монументальное эпико-драматическое музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и оркестра. II прил. Ораторный, -ая, -ое и орато-риальный, -ая, -ое.. ..

Оратория

Оратории, ж. (латин. Oratorium от oro - говорю, молю). 1. Музыкальное произведение для пения и оркестра, написанное на драматический сюжет, но предназначенное не для сценического, а для концертного исполнения (муз.). Оратория Баха. 2. В католическом храме - часть, предназначенная для молящихся (архит.).. ..

Оратория

(итал. Oratorio, от позднелат. Oratorium- молельня, от лат. Оrо - говорю, молю. Франц., англ. Oratorio, нем. Oratorium) - крупное муз. Произведение для хора, певцов-солистов и симф. Оркестра, написанное, как правило, на драматич. Сюжет и предназначенное для конц. Исполнения. О. Занимает промежуточное положение между оперой и кантатой, почти одноврем. С к-рыми, на рубеже 16-17 вв., она зародилась. Подобно опере, О. Включает сольные арии, речитативы, ансамбли и хоры. Как и в опере, действие в О. Р..

Оратория

«Тополи, тополи, скорей идите во поле...» Слушая эту звонкую песенку пионеров из оратории Шостаковича «Песнь о лесах», трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви. Это было в Риме, в конце XVI века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви - ораториях (от латинского oratoria - красноречие) - для чтения и толкования библии. Обязательным участником таких собраний была музыка, которая сопровождала проповеди и чтение. Так возникли особые духовные произве..

Оратория

— крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное обычно на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.. ..

Дополнительный поиск Оратория Оратория

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оратория" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оратория, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 8 символа