Панорамное кино
способ съёмки кинофильмов и показа их на сильно изогнутом экране больших размеров, создающий у зрителей иллюзию «присутствия» при действиях, происходящих на экране. Угол охвата экрана в горизонтальной плоскости — до 150—170°, в вертикальной—до 55°. Поскольку границы экрана отодвинуты далеко за пределы поля ясного видения человека (около 40° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной), условия восприятия изображения на экране близки к условиям реального видения. При этом впечатление панорамности и так называемый эффект присутствия дополняются, как правило, цветным изображением. Впечатление панорамности усиливается также стереофоническим звуковоспроизведением. В отличие от обычного кино, в П. К. Звук всё время «следует» за перемещением изображения его источника на экране.
Это обеспечивается записью звука в процессе фильмопроизводства на нескольких (от 6 до 9) звуковых дорожках и последующим его воспроизведением несколькими громкоговорителями, установленными в кинотеатре за панорамным перфорированным экраном. Каждый из громкоговорителей работает от своей звуковой дорожки. Панорамная съёмка и проекция впервые были осуществлены французским режиссёром. А. Гансом. В 1927 он поставил фильм «Наполеон». Фильм был снят одновременно на трёх киноплёнках и демонстрировался посредством трёх кинопроекционных аппаратов на экране, состоявшем из трёх граничащих друг с другом плоских экранов. П. К. Получило известность с 1952, когда в США была создана система П. К. «Синерама» (Ф. Уоллер и Л. Томас) и поставлен ряд фильмов.
Подобная же система П. К. Была разработана в 1957 в СССР (так называемая «Кинопанорама», руководитель Е. М. Голдовский), и было снято и показано несколько экспериментальных фильмов. Первый из них — «Широка страна моя...» — был поставлен в 1958 Р. Л. Карменом. В 1958 в США появилась ещё одна, несколько видоизменённая система П. К. «Синемирэкл», по своим изобразительным возможностям близкая к ранее созданным американским и советским системам. Съёмка и проекция в этих системах П. К. (рис.) осуществлялись посредством трёх синхронно движущихся 35-мм киноплёнок, так что панорамное изображение образовывалось тремя стыкующимися частичными изображениями. Стереофонический звук (9 каналов в советской системе и 7—в американской) воспроизводился синхронно с отдельной 35-мм магнитной ленты.
Недостатки систем П. К.— главным образом их техническая сложность (синхронная съёмка и проекция с применением трёх киноплёнок) и заметные на экране вертикальные стыки частичных изображений — привели к тому, что примерно с 1963 они постепенно вытесняются более простой системой, в которой для съёмки и проекции используют однообъективный метод и стандартную 70-мм киноплёнку. По изобразительным возможностям такая система П. К. Близка к системам широкоформатного кино (См. Широкоформатное кино). Лит. Голдовский Е. М., Основы кинотехники, М., 1965. Высоцкий М. З., Системы кино и стереозвук, М., 1972. М. З. Высоцкий. Схема съёмки и демонстрации фильма по системам «Синерама» и «Кинопанорама». 1 — громкоговорители за экраном. 2 — громкоговорители в зале.
3 — контроль звуковоспроизведения. 4 — контроль кинопроекции. 5 — кинопроекционные аппараты. 6 — киносъёмочный аппарат. 7 — вид киносъёмочного аппарата сверху. 8 — микрофоны. 9 — звукозаписывающая аппаратура..
Дополнительный поиск Панорамное кино
На нашем сайте Вы найдете значение "Панорамное кино" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Панорамное кино, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 15 символа