Парфянское царство

171

древнее государство, возникшее около 250 до н. Э. К Ю. И Ю.-В. От Каспийского моря (коренное земледельческое население этой территории — парфяне) и подчинившее в период расцвета (середина 1 в. До н. Э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии. Существовало до 20-х гг. 3 в. Н. Э. Около 250 до н. Э. Сакское кочевое племя парнов (дахов) во главе с Аршаком (родоначальником династии Аршакидов (См. Аршакиды)) вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену, или Парфию, незадолго до этого отпавшую от них. Парны завоевали её территорию, затем соседнюю область Гирканию. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230—227 до н. Э. Был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидским царём Антиохом III (См.

Антиох III). Воспользовавшись ослаблением Селевкидского государства, Парфия вскоре восстановила свою самостоятельность. Парпы были ассимилированы парфянами (восприняли их культуру, Парфянский язык и местные верования). Около 170—138/137 до н. Э. Царь Парфии Митридат I завоевал восточные сатрапии Селевкидов. Мидию, большую часть Месопотамии, Элимаиду с Сузами, Парсу (Перейду) и часть Греко-Бактрийского царства (около 136 до н. Э.). Однако дальнейшая экспансия П. Ц. Была приостановлена восстаниями греческих городов в Вавилонии, недовольных утратой своего привилегированного положения, а также наступлением кочевых племён саков у северо-восточных границ царства. Селевкиды, опираясь на поддержку недовольных греческих городов, предприняли попытки восстановить своё господство, завершившиеся разгромом армии селевкидского царя Антиоха VII в 129.

Положение П. Ц. После этого, однако, оставалось неустойчивым. Парфяне утратили контроль над Сузами, в 128/127 до н. Э. Царь Харакены Гиспаосин захватил Вавилон, на восточных границах продолжалась борьба с кочевниками. Стабилизация наступила при Митридате II (около 123—88/87 до н. Э.), завоевавшем занятую саками Дрангиану, затем Арейю и Маргиану, на З. — северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Армения Великая, где был возведён на престол Тигран II. Первое соприкосновение парфян с Римом произошло в начале 1 в. До н. Э. (в период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором (См. Митридат VI Евпатор)). По соглашению 92 до н.

Э. Границей между П. Ц. И Римским государством был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57—37/36 дон. Э.) римские войска под команд. М. Лициния Красса вторглись в Месопотамию, входившую в состав П. Ц., но потерпели сокрушительное поражение при Каррах (См. Карры) (53 до н. Э.). К 40 парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В 39—37 до н. Э. Римляне восстановили свой контроль над этими областями. Но поражение Антония (См. Антоний) (36 до н. Э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Одновременно римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие друг другу группировки. Рабовладельческая верхушка греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы в развитии торговли, тесных контактов с Римом.

Знать коренных районов Парфии, связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению к Риму, стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок, приводившая к гражданским войнам 57—55, 31—25 до н. Э., достигла своего апогея в начале 1 в. Н. Э. После подавления в 43 длившегося 7 лет антипарфянского восстания в Селевкии на Тигре были лишены автономии греческие города. Усилился интерес к местной культуре, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. Хотя борьба за престол между преемниками Артабана III Готарзом и Варданом и ослабила Парфию, при Вологесе I (около 51/52—79/80) внутренняя стабилизация позволила вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66 на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I (см.

Аршакиды армянские). Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами кочевников-алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать западные области Парфии (114—117, 163—165, 194—198). Однако территории приобретения Рима ограничились только Северной Месопотамией, попытки аннексировать Вавилонию были безуспешными, главным образом из-за восстаний местного населения. Хотя парфянам удавалось временами наносить поражения римлянам, процесс политического распада государства остановить было невозможно. Практически независимыми были области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида, Парса, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну.

В 224 правитель вассальной Парсы (Персиды) Ардашир (см. Ардашир I) нанёс Артабану V на равнине Ормиздаган решающее поражение, после которого П. Ц. Прекратило существование. Его территория вошла в состав государства Сасанидов (См. Сасаниды), основателем которого был Ардашир I. П. Ц. Не обладало однородной социальной структурой. В восточных областях основную массу населения составляли лично свободные крестьяне-общинники, эксплуатируемые государством. Постепенно формировались отношения личной зависимости крестьян от отдельных представителей знати — «свободных» (азатов), сословие которых включало как потомков парнской кочевой аристократии, так и верхушку парфянской земледельческой знати. Рабство, видимо, было развито слабо.

В западных областях (Вавилония, Месопотамия, Элимаида) рабство играло более значительную роль, существовали и иные формы зависимости. Территория П. Ц. Делилась на сатрапии. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. В сатрапиях имелись царские хозяйства, подати с которых поступали в царскую казну. Единой государственной религии в П. Ц. Не существовало. В восточных областях преобладали различные формы зороастризма, в Маргиане распространился буддизм, на западе — как греческие и старые вавилонские культы, так и различные синкретические учения, подготавливавшие манихейство, в конце парфянской эпохи начало распространяться христианство. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Первоначально искусство П. Ц. Выступало как одна из ветвей эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура). В дальнейшем элементы эллинистического искусства, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для восточной части П. Ц. Были типичны храмы, которые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окруженное помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3 в. Дон. Э.). Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили Айваны (дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1—3 вв.). Наряду с привозными эллинистическими произведениями пластики в восточной части П. Ц. Распространились местные расписные глиняные статуи (в зданиях Нисы (См.

Ниса)), мелкая пластика (в Маргиане (См. Маргиана)). Известны плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (например, на скале Бехистун, первые века н. Э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа. Среди изделий декоративно-прикладного искусства восточной части П. Ц. Выделяются ритоны из Нисы (слоновая кость, 2 в. До н. Э. Иллюстрации см. Т. 18, стр. 28), местных форм, с фризами на греческие и местные сюжеты. Храмовая архитектура западной части П. Ц. Характеризуется наличием многих типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутренний двор, по периметру которого располагаются помещения) строились в Ниппуре. Греко-римское влияние значительно в храмах Хатры. В крепостных и дворцовых сооружениях часто сочетались греческий Перистиль и местный айван (дворец в Ашшуре, 1 в.

Н. Э.). Для архитектуры жилища (См. Жилище) характерен переход от принесённого греками «пастадного» типа дома к «айванному». В живописи (храмы Дура-Европос) и скульптуре (статуи царей и богов из Хатры) в первые века н. Э. Заметны тенденции к фронтальности композиции, плоскостности. Мелкая пластика характеризуется постепенным исчезновением греческих типов и обращением к местным сюжетам (лежащая богиня, всадник). Лит. Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961. Массон М. Е., Народы и области южной части Туркменистана в составе парфянского государства, «Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции», Аш., 1955, т. 5. Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, [ч. 1—2], М., 1960—66. Дьяконов И. М., Лившиц В. А., Документы из Нисы.

1 в. До н. Э. Предварительные итоги работы, М., 1960. Кошеленко Г. А., Культура Парфии, М., 1966. Его же, Некоторые вопросы истории ранней Парфии. «Вестник древней истории», 1968, №1. Debevoise N., A political history of Parthia, Chi., 1938. Wolski J., L'historicité d'Arsace I, «Historia», 1959, Bd 8, №2. Ghirshman R., Persian art. The Parthian and Sassanian dynasties..., N. Y., [1962]. _Schlumberger D., L'orient hellénisé, P., 1970. Г. А. Кошеленко. Ниса. Ритон из слоновой кости. 2 в. До н. Э. Музей истории Академии наук Туркменской ССР. Ашхабад. Парфянское царство. Рельеф из Хатры с изображением трёх богинь. Известняк. Первые века н. Э. Иракский музей Багдад. Парфянское царство. Рельеф из Месопотамии с изображением конного лучника. Терракота. Первые века н.

Э. Переднеазиатский музей. Берлин. Парфянское царство. Фриз ритона из Нисы. Слоновая кость. 2 в. До н. Э. Исторический музей. Ашхабад. Парфянское царство. Дворец на горе Кухе-Ходжа. 1—3 вв. Разрез и план..

Значения в других словарях
Парфюмерное масло

вид белых масел (См. Белые масла), применяемых для получения различных парфюмерных продуктов (кремов, помад и др.).. ..

Парфянский язык

язык парфян в период от начала 1-го тыс. До н. Э. До 5—6 вв. Н. Э. Принадлежал к северо-западной подгруппе иранских языков (См. Иранские языки), близок к древним мидийским диалектам. В качестве одного из языков административного управления Парфянского царства (См. Парфянское царство) распространился далеко на запад от территории собственно Парфии. Лексика проникла во многие Иранские языки (среди современных иранских языков нет прямых потомков П. Я.), особенно в персидский, а также в армянский. ..

Пархар

посёлок городского типа, центр Пархарского района Кулябской области Таджикской ССР, в долине р. Пяндж, в 198 км к Ю.-В. От Душанбе, с которым связан автодорогой. 11,4 тыс. Жителей (1973). Хлопкоочистительный завод.. ..

Пархоменко

Александр Яковлевич [12(24). 12.1886, с. Макаров Яр, ныне с. Пархоменко Краснодонского района Ворошиловградской области,— 3.1.1921, с. Вузовцы, ныне Жашковского района Черкасской области], герой Гражданской войны 1918—1920. Член Коммунистической партии с 1904. Родился в семье крестьянина-бедняка. С 1900 рабочий Луганского паровозостроительного завода, активно участвовал в революционном движении, в 1905—07 организовал боевую дружину, руководил крестовым восстанием в с. Макаров Яр. Неоднократно а..

Парфянское Царство

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО - государство в 250 до н. Э. - 224 н. Э. К юго-востоку от Каспийского м. Название от парфян - иранского племени. Территория в период расцвета (сер. 1 в. До н. Э.) - от Двуречья до р. Инд. Соперник Рима на Востоке. С 224 его территория входила в государство Сасанидов.. ..

Парфянское Царство

ПАРФЯНСКОЕ ЦАРСТВО, государство> в 250 до нашей эры - 224 нашей эры к юго-востоку от Каспийского моря. Территория в период> расцвета (середина 1 в. До нашей эры) - от Двуречья до реки Инд. Соперник Рима на востоке. С 224 его территория входила в государство> Сасанидов.. ..

Парфянское Царство

Государство в 250 до н. Э. - 224 н. Э. К юго-востоку от Каспийского м. Название от парфян - иранского племени. Территория в период расцвета (сер. 1 в. До н. Э.) - от Двуречья до р. Инд. Соперник Рима на Востоке. С 224 его территория входила в государство Сасанидов.. ..

Парфянское Царство

- государство в 250 г. До н.э.- 224 г. Н.э. К юго-востоку от Каспийского моря. В период расцвета (середина 1 в. До н.э.) занимало пространство от Двуречья до реки Инд. Соперник Рима на Востоке. С 224 г. Н.э. Его территория входила в государство Сасанидов.. ..

Парфянское Царство

Гос-во, возникшее ок. 250 до н. Э. На Ю. И Ю.-В. От Каспийского м. В результате ослабления власти Селевкидов в их вост. Сатрапиях и вторжения в Парфию сакского кочевого племени парнов (дахов). Существовало до 20-х гг. 3 в. Н. Э. По традиции первым царем П. Ц. Был глава парнов Аршак - родоначальник династии Аршакидов. В 239-238 парны нанесли поражение сатрапу Парфии Андрагору, ранее отложившемуся от Селевкидов, и овладели Парфиеной, Апаварктикеной, Астауеной и др. Областями Парфии, а также Гиркан..

Дополнительный поиск Парфянское царство Парфянское царство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Парфянское царство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парфянское царство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 18 символа