Парфянское царство
древнее государство, возникшее около 250 до н. Э. К Ю. И Ю.-В. От Каспийского моря (коренное земледельческое население этой территории — парфяне) и подчинившее в период расцвета (середина 1 в. До н. Э.) своей власти и политическому влиянию обширные области от Месопотамии до границ Индии. Существовало до 20-х гг. 3 в. Н. Э. Около 250 до н. Э. Сакское кочевое племя парнов (дахов) во главе с Аршаком (родоначальником династии Аршакидов (См. Аршакиды)) вторглось в сатрапию Селевкидов Парфиену, или Парфию, незадолго до этого отпавшую от них. Парны завоевали её территорию, затем соседнюю область Гирканию. Селевк II после неудачной попытки восстановить свою власть в 230—227 до н. Э. Был вынужден признать власть Аршакидов над Парфией. В 209 Парфия была подчинена селевкидским царём Антиохом III (См.
Антиох III). Воспользовавшись ослаблением Селевкидского государства, Парфия вскоре восстановила свою самостоятельность. Парпы были ассимилированы парфянами (восприняли их культуру, Парфянский язык и местные верования). Около 170—138/137 до н. Э. Царь Парфии Митридат I завоевал восточные сатрапии Селевкидов. Мидию, большую часть Месопотамии, Элимаиду с Сузами, Парсу (Перейду) и часть Греко-Бактрийского царства (около 136 до н. Э.). Однако дальнейшая экспансия П. Ц. Была приостановлена восстаниями греческих городов в Вавилонии, недовольных утратой своего привилегированного положения, а также наступлением кочевых племён саков у северо-восточных границ царства. Селевкиды, опираясь на поддержку недовольных греческих городов, предприняли попытки восстановить своё господство, завершившиеся разгромом армии селевкидского царя Антиоха VII в 129.
Положение П. Ц. После этого, однако, оставалось неустойчивым. Парфяне утратили контроль над Сузами, в 128/127 до н. Э. Царь Харакены Гиспаосин захватил Вавилон, на восточных границах продолжалась борьба с кочевниками. Стабилизация наступила при Митридате II (около 123—88/87 до н. Э.), завоевавшем занятую саками Дрангиану, затем Арейю и Маргиану, на З. — северную Месопотамию. Парфяне активно вмешивались в политическую борьбу последних Селевкидов в Сирии, под парфянским политическим влиянием находилась Армения Великая, где был возведён на престол Тигран II. Первое соприкосновение парфян с Римом произошло в начале 1 в. До н. Э. (в период борьбы римлян с понтийским царём Митридатом VI Евпатором (См. Митридат VI Евпатор)). По соглашению 92 до н.
Э. Границей между П. Ц. И Римским государством был признан Евфрат. При парфянском царе Ороде II (около 57—37/36 дон. Э.) римские войска под команд. М. Лициния Красса вторглись в Месопотамию, входившую в состав П. Ц., но потерпели сокрушительное поражение при Каррах (См. Карры) (53 до н. Э.). К 40 парфяне захватили почти всю Малую Азию, Сирию и Палестину. Это угрожало владычеству Рима на Востоке. В 39—37 до н. Э. Римляне восстановили свой контроль над этими областями. Но поражение Антония (См. Антоний) (36 до н. Э.) в Мидии Атропатене приостановило продвижение Рима за Евфрат. Одновременно римляне попытались использовать внутреннюю борьбу в Парфии, где среди правящих слоев сложились две противостоявшие друг другу группировки. Рабовладельческая верхушка греческих и местных городов Месопотамии и Вавилонии, а также парфянская знать этих районов были заинтересованы в развитии торговли, тесных контактов с Римом.
Знать коренных районов Парфии, связанная с кочевыми племенами, занимала непримиримую позицию по отношению к Риму, стремилась к широким территориальным захватам. Борьба этих группировок, приводившая к гражданским войнам 57—55, 31—25 до н. Э., достигла своего апогея в начале 1 в. Н. Э. После подавления в 43 длившегося 7 лет антипарфянского восстания в Селевкии на Тигре были лишены автономии греческие города. Усилился интерес к местной культуре, возросли антиэллинистические и антиримские тенденции. Хотя борьба за престол между преемниками Артабана III Готарзом и Варданом и ослабила Парфию, при Вологесе I (около 51/52—79/80) внутренняя стабилизация позволила вновь вести активную политику, результатом чего явилось утверждение в 66 на престоле Армении Великой брата Вологеса Тиридата I (см.
Аршакиды армянские). Вскоре начался период резкого упадка Парфии, вызванный ростом местного сепаратизма, непрекращавшимися династийными распрями и набегами кочевников-алан. Это позволило римлянам жестоко опустошать западные области Парфии (114—117, 163—165, 194—198). Однако территории приобретения Рима ограничились только Северной Месопотамией, попытки аннексировать Вавилонию были безуспешными, главным образом из-за восстаний местного населения. Хотя парфянам удавалось временами наносить поражения римлянам, процесс политического распада государства остановить было невозможно. Практически независимыми были области Маргиана, Сакастан, Гиркания, Элимаида, Парса, Харакена, г. Хатра. Внешние и междоусобные войны истощили страну.
В 224 правитель вассальной Парсы (Персиды) Ардашир (см. Ардашир I) нанёс Артабану V на равнине Ормиздаган решающее поражение, после которого П. Ц. Прекратило существование. Его территория вошла в состав государства Сасанидов (См. Сасаниды), основателем которого был Ардашир I. П. Ц. Не обладало однородной социальной структурой. В восточных областях основную массу населения составляли лично свободные крестьяне-общинники, эксплуатируемые государством. Постепенно формировались отношения личной зависимости крестьян от отдельных представителей знати — «свободных» (азатов), сословие которых включало как потомков парнской кочевой аристократии, так и верхушку парфянской земледельческой знати. Рабство, видимо, было развито слабо.
В западных областях (Вавилония, Месопотамия, Элимаида) рабство играло более значительную роль, существовали и иные формы зависимости. Территория П. Ц. Делилась на сатрапии. Власть царя была ограничена советами родовой знати и жрецов. В сатрапиях имелись царские хозяйства, подати с которых поступали в царскую казну. Единой государственной религии в П. Ц. Не существовало. В восточных областях преобладали различные формы зороастризма, в Маргиане распространился буддизм, на западе — как греческие и старые вавилонские культы, так и различные синкретические учения, подготавливавшие манихейство, в конце парфянской эпохи начало распространяться христианство. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Первоначально искусство П. Ц. Выступало как одна из ветвей эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура). В дальнейшем элементы эллинистического искусства, принесённого завоевателями, частично были вытеснены, а частично творчески переработаны местным населением. Для восточной части П. Ц. Были типичны храмы, которые по плану (квадратное святилище с 4 колоннами в центре, окруженное помещениями), возможно, восходят к древнему храму огня (храм в Персеполе, 3 в. Дон. Э.). Постройки дворцовых ансамблей обычно группировались вокруг центрального двора, в который выходили Айваны (дворец на горе Кухе-Ходжа в Иране, 1—3 вв.). Наряду с привозными эллинистическими произведениями пластики в восточной части П. Ц. Распространились местные расписные глиняные статуи (в зданиях Нисы (См.
Ниса)), мелкая пластика (в Маргиане (См. Маргиана)). Известны плоскостные и фронтальные наскальные рельефы (например, на скале Бехистун, первые века н. Э.), фрагменты полихромных росписей дворца на горе Кухе-Ходжа. Среди изделий декоративно-прикладного искусства восточной части П. Ц. Выделяются ритоны из Нисы (слоновая кость, 2 в. До н. Э. Иллюстрации см. Т. 18, стр. 28), местных форм, с фризами на греческие и местные сюжеты. Храмовая архитектура западной части П. Ц. Характеризуется наличием многих типов святилищ. Храмы вавилонского типа (внутренний двор, по периметру которого располагаются помещения) строились в Ниппуре. Греко-римское влияние значительно в храмах Хатры. В крепостных и дворцовых сооружениях часто сочетались греческий Перистиль и местный айван (дворец в Ашшуре, 1 в.
Н. Э.). Для архитектуры жилища (См. Жилище) характерен переход от принесённого греками «пастадного» типа дома к «айванному». В живописи (храмы Дура-Европос) и скульптуре (статуи царей и богов из Хатры) в первые века н. Э. Заметны тенденции к фронтальности композиции, плоскостности. Мелкая пластика характеризуется постепенным исчезновением греческих типов и обращением к местным сюжетам (лежащая богиня, всадник). Лит. Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961. Массон М. Е., Народы и области южной части Туркменистана в составе парфянского государства, «Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции», Аш., 1955, т. 5. Бокщанин А. Г., Парфия и Рим, [ч. 1—2], М., 1960—66. Дьяконов И. М., Лившиц В. А., Документы из Нисы.
1 в. До н. Э. Предварительные итоги работы, М., 1960. Кошеленко Г. А., Культура Парфии, М., 1966. Его же, Некоторые вопросы истории ранней Парфии. «Вестник древней истории», 1968, №1. Debevoise N., A political history of Parthia, Chi., 1938. Wolski J., L'historicité d'Arsace I, «Historia», 1959, Bd 8, №2. Ghirshman R., Persian art. The Parthian and Sassanian dynasties..., N. Y., [1962]. _Schlumberger D., L'orient hellénisé, P., 1970. Г. А. Кошеленко. Ниса. Ритон из слоновой кости. 2 в. До н. Э. Музей истории Академии наук Туркменской ССР. Ашхабад. Парфянское царство. Рельеф из Хатры с изображением трёх богинь. Известняк. Первые века н. Э. Иракский музей Багдад. Парфянское царство. Рельеф из Месопотамии с изображением конного лучника. Терракота. Первые века н.
Э. Переднеазиатский музей. Берлин. Парфянское царство. Фриз ритона из Нисы. Слоновая кость. 2 в. До н. Э. Исторический музей. Ашхабад. Парфянское царство. Дворец на горе Кухе-Ходжа. 1—3 вв. Разрез и план..
Дополнительный поиск Парфянское царство
На нашем сайте Вы найдете значение "Парфянское царство" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Парфянское царство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 18 символа