Пропаганда

235

(лат. Propaganda — подлежащее распространению, от propago — распространяю) распространение политических, философских, научных, художественных и др. Взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. Основные элементы процесса П. Её субъект (социальная группа, интересы которой выражает П.), содержание, формы и методы, средства или каналы П. (радио, телевидение, печать, система лекционной П. И т.д.), объект (аудитория или социальные общности, которым адресована П.). Решающим для понимания процесса П. Являются социальные Интересы её субъекта, их соотношение с интересами общества в целом и отдельных групп, к которым обращена П. Это определяет её содержание и оказывает существенное влияние на выбор форм, методов и средств П.

В более узком смысле П. Обозначает один из её видов — политическую или идеологическую П. — распространение взглядов, идей и теорий с целью формирования у масс определённого мировоззрения, представлений, отражающих интересы субъекта П., и стимулирования соответствующих им практических действий. Ядром политической П. Является определённая классовая Идеология. В современном мире выделяют два противоположных типа П. Буржуазную и коммунистическую. Буржуазные исследователи нередко отрицают обусловленность П. Характером идеологии класса и пытаются представить её как универсальное средство манипуляции массовым сознанием в интересах определённых групп. Действительно, в эксплуататорском обществе П. Используется господствующим классом как средство представления своего группового интереса в качестве всеобщего, искажения реального положения в собственных интересах и навязывания широким массам ложных идей, теорий, необъективной информации.

Этим целям служат средства массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация), контролируемые монополистической буржуазией и буржуазным государством. Однако введение в заблуждение и манипуляция сознанием масс — отнюдь не универсальное свойство П., а выражение лишь сущности буржуазной П., обусловленной антагонизмом классов капиталистического общества, противоречием между коренными интересами империалистической буржуазии и закономерностями современного общественного развития. Буржуазной П. Противостоит коммунистическая П., основным положения которой были сформулированы и реализованы на практике К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они получили творческое развитие в трудах В. И. Ленина и наиболее полно изложены в его работах «Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?», «Наша программа», «Что делать?», «Об отношении рабочей партии к религии», «Детская болезнь ,“левизны” в коммунизме» и др.

Коммунистическая П. Представляет собой научно обоснованную систему духовной деятельности, разработанную коммунистической партией. В процессе П. Под руководством коммунистической партии осуществляется распространение марксистско-ленинской идеологии и политики с целью просвещения, воспитания и организации масс. Характер коммунистической П. Обусловлен природой рабочего класса, интересы которого совпадают с интересами всех трудящихся и выражены в марксистско-ленинской идеологии и политике коммунистической партии. Основными принципами коммунистической П., определяющими её содержание, являются. Строгая научность, Партийность, тесная связь с жизнью, единство пропагандистской и организаторской работы. Социальными функциями коммунистической П.

Являются. Связь коммунистической партии с рабочим классом и всеми трудящимися. Соединение научного социализма, идейно-теоретической деятельности партии с рабочим движением и революционно-преобразовательной деятельностью масс. Объединение и организация систематического общения национальных отрядов рабочего, коммунистического и демократического движения, а при социализме всех классов, наций и социальных групп общества в процессе их революционного творчества. Координация их действий, обмен опытом и информацией о проблемах и результатах борьбы. Выражение общественного мнения рабочего класса, трудящихся, их потребностей и интересов. Разоблачение иллюзий и лжи буржуазной и ревизионистской П. Распространение правды о социалистическом обществе.

Организатором коммунистической П. На уровне общества выступают коммунистическая партия, социалистическое государство, общественные организации трудящихся. Коммунистическая П. — одно из средств руководства партией процессами революционной борьбы, социалистических и коммунистических преобразований. В ходе активного целенаправленного воздействия коммунистической П. На массы вытесняются иллюзии обыденного сознания, устарелые взгляды и традиции и утверждаются научные представления и программы практических действий, наиболее полно выражаются потребности переживаемого этапа общественного развития, в соответствии с которым видоизменяются формы и задачи П. Коммунистическая П. Стремится пробудить активность трудящихся масс и каждого человека, вовлекая их в практическую борьбу за социализм и коммунизм.

В П. Как процессе распространения идей научного социализма в массах выделяют две относительно самостоятельные фазы и соответствующие им формы деятельности. П. И агитацию (См. Агитация). В этом случае понятие «П.» означает распространение идей, теоретических знаний, выражающих основное содержание идеологии, в отличие от агитации, которая является более популярным изложением одной из идей, актуальной для современного движения и ставшей непосредственной задачей практики масс. Коммунистическая П. Не может успешно функционировать и развиваться без постоянной, организованной обратной связи, т. Е. Изучения духовных потребностей, интересов, общественного мнения, настроения масс и изменения этих факторов под влиянием объективных условий и пропагандистского воздействия.

В современный период такое изучение приобретает особенно важное значение вследствие роста идеологической зрелости, компетентности, активности и инициативы масс, мнения и суждения которых важны не только для оценки эффективности П. И корректирования пропагандистского процесса, но и служат важным источником познания процессов общественного развития и выработки форм управления ими. Обратная связь в системе коммунистической П. Выполняет важную роль в процессе дальнейшей демократизации социалистического общества. Значение обратной связи возрастает и вследствие развития средств массовой П. И информации (печать, радио, телевидение и др.), в которых отсутствует элемент непосредственного общения между объектом П.

И аудиторией. Важное значение в повышении эффективности П. Имеет знание психологических механизмов восприятия пропагандистского воздействия, что связано с формированием системы социальных установок (См. Установка), избирательного отношения к информации со стороны аудитории, которой адресована П. Одно из условий эффективности П. — подкрепление распространяемых знаний, идей и взглядов практической деятельностью масс. Поэтому существенные принципы партийной П. — её конкретность, объективный анализ социальной действительности, показ реальных достижений и критика существующих недостатков и трудностей в достижении поставленных целей. Центральная задача коммунистической П. — формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали, сознательного творческого участия каждого в процессе социалистического и коммунистического преобразования общества (см.

Также ст. Партийное просвещение). Степень реализации этой цели выступает общим критерием эффективности коммунистического П., а её общим показателем — уровень социальной активности масс. Лит. Ленин В. И., Что делать. Наболевшие вопросы нашего движения, Полное собрание соч., 5 изд., т. 6. Плеханов Г. В., Русский рабочий в революционном движении, Соч., т. 3, М. — Л., 1928. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды, М., 1963. Степаков В. И., Партийной пропаганде — научные основы, М., 1967. Арбатов Г. А., Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма, М., 1970. Вопросы теории и практики партийной пропаганды, М., 1971.

Вопросы теории и методов идеологической работы, в. 1—2, М., 1972—73. Ефимов А. Г., Поздняков П. В., Научные основы партийной пропаганды, М., 1966. Психологическая война. Сб. Ст., [пер. С польск.], М., 1972. Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, М., 1973. В. Ф. Праваторов..

Значения в других словарях
Проня (река, приток р. Оки)

Проня, река в Рязанской и Тульской области РСФСР, правый приток р. Оки. Длина 336 км, площадь бассейна 10,2 тыс. Км2. ..

Проня (река, приток р. Сож)

Проня, река в Могилёвской области БССР, правый приток р. Сож (бассейн Днепра). Длина 172 км, площадь бассейна 4910 км2. ..

Пропаганда войны

по советскому уголовному праву преступление, направленное против мира и мирного сосуществования и создающее угрозу для внешней безопасности СССР. Сов. Государство проводит ленинскую политику мирного сосуществования государств, поэтому в СССР не только осуждаются действия, направленные на П. В. Или её провокацию, но законом эти действия признаются уголовным преступлением. П. В. Отнесена в СССР к категории особо опасных государственных преступлений (см. Преступления государственные). С первых дне..

Пропагандист

(«Пропаганди́ст»,) журнал ЦК ВКП (б), МК и МГК ВКП (б). Издавался 2 раза в месяц в 1927—30, 1933—1946. В марте 1931 выделился журнал «Деревенский пропагандист». В 1930/1931 № 14 — 1933 № 8 выходил под названием «Пропагандист для города». Публиковал важнейшие директивы и постановления ЦК ВКП (б), МК и МГК ВКП (б), программы и методические указания для различных звеньев партийного просвещения. Обобщал и распространял опыт партийного просвещения и массовой пропаганды. Печатал консультации для пропа..

Пропаганда

ПРОПАГАНДА (от лат. Propaganda - подлежащее распространению) - распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе. В более узком смысле - политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов.. ..

Пропаганда

(римская). — Под именем Congregatia de propaganda fide основано в 1622 г. В Риме папой Григорием XV миссионерское учреждение, имеющее целью распространение католичества среди язычников, а также уничтожение еретичества. Папа Урбан VIII в 1627 г. Присоединил к конгрегации Collegium de propagande fide, подготовляющее миссионеров в языческие страны. Ученики этой коллегии на годичном празднике 6 января произносят проповеди на различных языках. П. — высшая инстанция, заведующая всеми католическими мис..

Пропаганда

Пропускать пропаганду. Сиб. Пренебр. Говорить неправду, лгать. СРНГ 32, 212.. ..

Пропаганда

-ы, ж.. ..

Пропаганда

Пропаганда — это искусство сфотографировать черта без копыт и рогов. Ханс Каспер Пропаганда — это монолог, который ищет не ответа, но эха. Уистен Хью Оден Пропаганда — это искусство лгать, чаще обманывая своих сторонников, чем противников. Фрэнсис Макдоналд Корнфорд Ложь пропаганды говорит правду о государственном строе. Лешек Кумор Распространять правду можно было бы устно, для популяризации лжи обычно используется большой аппарат. Станислав Ежи Лец Диктаторы стали возможны только благодаря изо..

Пропаганда

(ново-лат., от лат. Propagare - разлаживать, расширять). 1) духовное общество, основанное в Риме, в 1622 г., для распространение католицизма. 2) распространение нового учения или мнения. Средства, употребляемая для этой цели, как напр. Вербование сторонников своего мнения.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)новолатинск., от лат. Propagare, рассаживать, расширять. А) Духовное общество, для распространения христианства. B) Распространение нов..

Пропаганда

• активная пропаганда. ..

Пропаганда

..

Пропаганда

Ж. Итал. Распространение какого-либо толка, учения. Старание об этом, самое общество, пропагандисты.. ..

Пропаганда

Ж.Распространение в обществе каких-л. Идей, воззрений, знаний путем постоянного глубокого и детального их разъяснения.. ..

Пропаганда

ПРОПАГА́НДА -ы. Ж. [от лат. Propaganda - то, что следует распространить]. ..

Пропаганда

-ы, ас. Распространение в обществе и разъяснение какйх-н. Воззрений, идей, знаний, учения. Агитация и п. II прил. Пропагандистский, -ая, -ое.. ..

Пропаганда

Пропаганды, мн. Нет, ж. (латин. Propaganda - букв. То, что следует распространить). Распространение каких-н. Идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса. История ВКП(б). Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражд..

Пропаганда

Пропага́нда отсюда пропаганди́ровать. Через нем. Рrораgаndа или франц. Рrораgаndе из нов.-лат. Congregātiō dе рrораgаndā fidē – название основанной папой Урбаном VII в 1623 г. Организации для распространения католической веры (Хайзе).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Пропаганда

Попытка манипулировать общественным сознанием путем использования средств массовой информации. Пропаганда является, пожалуй, самым распространенным орудием психологической войны. Манипуляция человеческим сознанием происходит с помощью радио- и телепередач, газет, листовок и других средств передачи информации. Чтобы сообщение считалось пропагандой, оно должно соответствовать трем критериям. 1. Наличие осознанной попытки манипулировать мнением других людей. 2. В сообщении представлена лишь одна из..

Пропаганда

— подлежащее распространению — распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе. В более узком смысле — политическое или идеологи-ческое воздействие с целью формирования у масс определенного мировоззрения в интересах какой-либо партии, группы или власти.. ..

Пропаганда

(от лат. Propaganda - распространение) - деятельность по распространению и закреплению определенных идей и ценностей в индивидуальном и общественном сознании.. ..

Пропаганда

(от лат. Propaganda - подлежащее распространению) - популяризация и распространение политических, филос. Религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. В узком смысле под П. Понимается лишь политическая или идеологическая П., осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую П. Можно рассматривать как систематическ..

Пропаганда

Пpодажа. ..

Дополнительный поиск Пропаганда Пропаганда

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пропаганда" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пропаганда, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа