Пропаганда
(от лат. Propaganda - подлежащее распространению) - популяризация и распространение политических, филос. Религиозных, научных, художественных или иных идей в обществе посредством устной речи, средств массовой информации, визуальных или иных средств воздействия на общественное сознание. В узком смысле под П. Понимается лишь политическая или идеологическая П., осуществляемая с целью формирования у масс определенного политического мировоззрения. Политическую П. Можно рассматривать как систематическое воздействие на сознание индивидов, групп, общества в целом для достижения определенного результата в области политического действия.Чисто технологически П. - это процесс передачи определенных идей или комплексов идей аудитории с расчетом на их усвоение ею.
Специфика состоит в том, что аудитория, т.е. Объект воздействия, определяется самим пропагандистом, и при этом он должен не только преподносить ту или иную идею в виде, удобном для восприятия, но и способствовать ее воплощению в жизнь. Всякая П. Имеет конкретную цель и рассчитана на инициирование практической деятельности, в этом состоит ее отличие от агитации, направленной на стимулирование деятельности по осуществлению пропагандируемых идей. Поэтому П., как правило, содержит не просто идеи, а набор конкретных установок, простых и ясных руководств к действию. П. Как коммуникационный процесс предполагает взаимодействие сознаний пропагандиста и аудитории, происходящее путем усвоения устных или письменных форм речи, а также образов.
Но глубинный смысл П. Заключается в ее эмоциональном воздействии на аудиторию посредством передачи настроений, чувств и специально созданных психосемантических формул.Первоначально понятие "П." применялось для обозначения миссионерской деятельности, проводимой католической церковью. В дальнейшем акцент стал делаться на политическо-идеологической функции П. В настоящий момент понятие "П." часто наделяется устойчивым негативным содержанием, поскольку рассматривается как способ манипулирования общественным сознанием в целях достижения узкополитических целей, удовлетворения корпоративных интересов и т.д. Поэтому неудивительно, что П. Зачастую понимается как контролируемое распространение сознательно искаженных представлений, осуществляемое с целью побудить людей к действиям, отвечающим заранее намеченным целям заинтересованных групп, и в этом смысле противопоставляется агитации.П.
Осуществляется в ходе непосредственного коммуникативного контакта (межличностное общение, воздействие на небольшие или довольно значительные группы людей во время собраний, митингов) или в ходе опосредованного воздействия через средства массовой коммуникации. Последний способ более эффективен, поскольку при нем П. Охватывает большую аудиторию и тем самым обеспечивается необходимая массовость П.Пропагандистское сообщение является основным компонентом пропагандистского процесса, в его основе лежит идеологически окрашенная информация, содержащая оценку тех или иных социальных явлений. Форма выражения оценки может быть различной. От внешне нейтральной констатации фактов до эмоционального призыва - лозунга.Особой изощренностью П.
Отличалась в эпоху противостояния общественно- политических систем - социализма и капитализма. Во всех правовых гос-вах современности пресекается П. Войны, расовой, национальной и религиозной ненависти. В то же время многие гос-ва активно поддерживают различные виды неполитической П., напр., П. Спорта, бережного отношения к окружающей среде, здорового образа жизни и т.д. Bartlett F.C. Political Propaganda. Cambridge, 1940. Jacques E. Propaganda. The Formation of Men's Attitudes. New York, 1962. Propaganda and Communication in World History. Honolulu, 1980..
Дополнительный поиск Пропаганда
На нашем сайте Вы найдете значение "Пропаганда" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пропаганда, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 10 символа