Профессионально-техническое образование

95

IПрофессиона́льно-техни́ческое образова́ние форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих для отраслей народного хозяйства в профессонально-технических учебных заведениях. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определенной рабочей профессии, специальности. В социалистических странах П.-т. О. — органическая часть системы народного образования (См. Народное образование). В рабовладельческом обществе профессиональные умения и навыки передавались в процессе трудовой деятельности. В феодальном обществе, в условиях дифференциации и специализации ремесленного труда, возникла необходимость обучения ремеслу путем специально организованного индивидуального ученичества.

Рост крупного машинного производства в эпоху капитализма обусловил создание профессионально-технических школ различного уровня и профиля (при сохранении ученичества), в которых дети рабочих не только обучались практическому применению различных орудий производства, но и знакомились с его технологией. Как самостоятельная ступень профессионального образования система П.-т. О. Начала формироваться в развитых капиталистических странах Европы во 2-й половине 19 в., а в США — после 1-й мировой войны 1914—18 (когда резко сократилось поступление квалифицированной рабочей силы из Европы). В России в 1-й половине 19 в. В профессионально-технических учебных заведениях (См. Профессионально-технические учебные заведения) применялась предметная, или «вещевая», система обучения (изготовление в процессе обучения заданных предметов).

Во многих училищах на преподавание специальной дисциплины отводилось незначительное количество учебных часов. В некоторых — не изучались общеобразовательные предметы. Прогрессивная общественность выступала за развитие и совершенствование П.-т. О. К. Д. Ушинский в 1868 в ст. «Необходимость ремесленных школ в столицах» (см. Собр. Соч., т. 3, 1948, с. 589—97) писал о том, что хорошая подготовка подмастерьев и мастеров избавит Россию от необходимости приглашать иностранных специалистов. В 60-х гг. 19 в. Группа инженеров-механиков под руководством Д. К. Советкина разработала в Московском техническом училище новую систему производственного обучения, названную операционной (учащихся овладевают профессией последовательно, изучая все приёмы и операции, из которых складывается рабочий процесс по специальности).

Эта система демонстрировалась и получила признание на международных выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876), Париже (1900) и ряде др. Отмечалось, что у русских обучение ручному труду превратилось в науку. В совершенствование операционной системы внесли вклад инженеры С. А. Владимирский, П. И. Устинов (освоение комбинаций, приёмов и операций работы, обучение учащихся в процессе изготовления полезных изделий как в учебных мастерских, так и в цехах предприятий). В лучших низших технических и ремесленных училищах работали квалифицированные мастера и преподаватели, имелось хорошее учебно-производственное оборудование, учебная документация. Однако в большинстве профессионально-технических учебных заведений эксплуатировался труд подростков, в качестве мастеров зачастую использовались малоквалифицированные рабочие, нередко отсутствовали учебные программы, перечень учебных изделий был ограниченным, теоретическую подготовку учащихся во многих случаях не получали.

П.-т. О. В СССР. Октябрьская революция 1917 внесла коренные изменения в систему П.-т. О. В 1918 введено обязательное обучение подростков 15—17 лет, работавших на предприятиях и в учреждениях. На базе ранее существовавших ремесленных училищ и школ создана сеть профессионально-технических курсов, школ, клубов с целью профессиональной и общеобразовательной подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждена секция п.-т. О., преобразованная в 1920 в Главный комитет профессионального образования (Главпрофобр). В 1919 принят декрет Совнаркома РСФСР «О мерах к распространению профессионально-технических знаний», в котором указывалось, что «необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда, а.

Наиболее быстрыми верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений...» (Известия ВЦИК, № 135, 24 июня 1919). В целях ликвидации технической безграмотности рабочих и удовлетворения острой нужды промышленности в квалифицированной рабочей силе в соответствии с декретом «Об учебной профессионально-технической повинности» (1920) введено обязательное П.-т. О. Всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет (за исключением лиц, имевших подготовку не ниже бывших ремесленных училищ или обучавшихся в технических учебных заведениях) на предприятиях, где не было фабрично-заводских школ, — с 14-летнего возраста. В 1920 утверждено «Положение о профессионально-технических школах», в 1921 — положения о заводском ученичестве в металлообрабатывающей промышленности, о школах фабрично-заводского ученичества (См.

Школа фабрично-заводского ученичества) (ФЗУ), в 1924 — новое положение о школах ФЗУ. В 20-е гг. Главпрофобром разработан примерный учебный план. Для школ ФЗУ 60—65% учебного времени отводилось на производственное и 35—40% на теоретическое обучение. Объединяя общее, профессиональное и политическое образование подростков, сочетая обучение с производительным трудом, школы ФЗУ явились новым, социалистическим типом профессиональных учебных заведений для рабочей молодёжи. В 20—30-е гг. В школах ФЗУ и др. Профессиональных учебных заведениях использовались три системы производственного обучения — предметная, операционная и комбинированная (предметно-операционная). В середине 30-х гг. На основе лучших элементов операционной и комбинированной систем была разработана операционно-комплексная система, которая с 40-х гг.

Является основной. Учащихся последовательно осваивают отдельные приёмы и операции профессиональной деятельности, затем комплексные работы по возрастающей сложности, обучение проводится в процессе изготовления полезной и сложной продукции. Всё это подготавливает учащихся к самостоятельному выполнению работ, включению в производительный труд. За годы существования (1920—40) школы ФЗУ подготовили для народного хозяйства 2,5 млн. Квалифицированных рабочих. В то же время ведомственная разобщённость школ ФЗУ затрудняла централизованное руководство профессиональным обучением рабочих кадров, разработку единых учебных планов, программ, учебников и др. Для расширения организованной подготовки квалифицированных рабочих, упорядочения руководства П.-т.

О. И ликвидации ведомственной разобщённости профшкол в 1940 создана система Государственных трудовых резервов СССР (См. Государственные трудовые резервы СССР), которой переданы школы ФЗУ, реорганизованные в ремесленные, ж.-д. Училища и в школы фабрично-заводского обучения (См. Школа фабрично-заводского обучения) (ФЗО). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 училища и школы трудовых резервов сыграли видную роль в подготовке рабочих кадров для отраслей оборонной промышленности. На ряде предприятий, особенно в восточных районах, воспитанники трудовых резервов составляли свыше 50% всех рабочих. 20 тыс. Учащихся и работников училищ и школ за помощь фронту награждены орденами и медалями. В 50-е гг. Система Государственных трудовых резервов развивалась в направлении специализации подготовки рабочих по отраслям промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, повышения уровня специальной и общеобразовательной подготовки учащихся.

В связи с развитием общего среднего образования были созданы Технические училища для П.-т. О. Молодёжи, окончившей среднюю общеобразовательную школу. Для подготовки сельских механизаторов организованы училища (по типу ремесленных) механизации сельского хозяйства. Для планомерного обеспечения квалифицированными рабочими кадрами отраслей народного хозяйства в условиях научно-технического прогресса Государственные трудовые резервы преобразованы в 1958 в Государственную систему П.-т. О. С основным типом учебных заведений — городскими и сельскими профтехучилищами (ПТУ) для подготовки квалифицированных рабочих из молодёжи, окончившей неполную среднюю общеобразовательную школу. С конца 60-х гг. Началось развитие ПТУ, которые наряду с рабочей профессией дают общее среднее образование (принимаются выпускники восьмилетней школы).

Средние ПТУ становятся одним из перспективных путей осуществления всеобщего среднего образования. В 70-е гг. Значительно расширена сеть и укреплена материальная база средних сельских ПТУ. Роль и место П.-т. О. В советской системе народного образования определены в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР — «О повышении роли Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства» (1966), «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования» (1969), «О совершенствовании системы профессионально-технического образования» (1972), «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы» (1975), в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973), в постановлении Верховного Совета СССР «О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР» (1973) и др.

Учебные заведения системы П.-т. О. Специализированы по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги, горняки, нефтяники, работники ж.-д. Транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовых предприятий и др. — всего около 1100 профессий). Специализация училищ позволяет повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производственное оборудование, рационально комплектовать училища педагогами-специалистами. Теоретическое обучение включает цикл специальных и общеобразовательных (в т. Ч. Общественно-политических) дисциплин, необходимых для овладения изучаемой профессии. В процессе производственного обучения (См. Производственное обучение) учащиеся овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения всех операций по специальности, учатся работать, используя современную технику и передовые методы труда.

Развитие сети учебных заведений и рост численности учащихся в системе профессионально-технического образования ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 1920 | 1925  | 1931 | 1941  | 1946 | 1956 | 1966 | 1971 | 1974 | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Количество  | 43  | 927 | 3970 | 1551  | 2488 | 3145 | 4319 | 5351 | 6028 | | учебных | |  | |  | | | | | | | заведений | |  | |  | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | в том числе | — | — | — | — | — | — | — | 324 | 2200 | | средних ПТУ | |  | |  | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Количество  | 2 | 88,6 | 925 | 602 | 603 | 755 | 1599 | 2380 | 3000 | | учащихся, тыс.

 | |  | |  | | | | | | | чел | |  | |  | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | в том числе в | — | — | — | — | — | — | — | 168 | 900 | | средних ПТУ | |  | |  | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Производственное обучение чередуется с теоретическим. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретическим и практическим обучением. В средних ПТУ на изучение общеобразовательных дисциплин отводится около 40% учебного времени, специальных — около 20%, на производственное обучение — 40%, в технических училищах и обычных ПТУ (для окончивших среднюю школу) соответственно — 10%, 20%, 70%.

Характерная черта сов. Системы П.-т. О. — органическая связь учебных заведений с предприятиями. Базовые предприятия выделяют училищам оборудование, материалы и инструменты, предоставляют места для проведения производственной практики в цехах предприятия и др. Окончившие училища направляются, как правило, на предприятия, где они прошли производственную практику. За годы Сов. Власти в учебных заведениях П.-т. О. Подготовлено свыше 36 млн. Квалифицированных рабочих. Для молодёжи, поступающей на производство после окончания общеобразовательной школы, и для лиц, работающих в народном хозяйстве и желающих получить новую профессию или повысить квалификацию, организуются вечерние (сменные) ПТУ, Курсы, учебно-курсовые комбинаты и др.

Формы курсового и индивидуально-бригадного обучения (См. Индивидуально-бригадное обучение) непосредственно на производстве. В 1973 на предприятиях, в учреждениях и организациях новые профессии и специальности получили 5 млн. Рабочих, повысили свою квалификацию 9,6 млн. В колхозах обучены новым профессиям и специальностям и повысили квалификацию 1,7 млн. Чел. Кроме того, 231 тыс. Квалифицированных работников подготовили школы ФЗУ и др. Профшколы и училища при предприятиях. В воспитании и профессиональном обучении рабочей молодёжи активно участвуют высококвалифицированные кадровые рабочие-наставники, в 70-е гг. Наставничество стало массовым движением. В системе П.-т. О. В 1973 было занято свыше 360 тыс. Работников, в том числе 218 тыс.

Преподавателей и мастеров производственного обучения. В ведении Государственного комитета П.-т. О. 69 индустриально-педагогических техникумов (См. Индустриально-педагогические техникумы), которые готовят техников-мастеров производственного обучения (ежегодный выпуск свыше 10 тыс. Специалистов). Преподавателей специальных дисциплин готовят инженерно-педагогические факультеты 13 политехнических институтов (1974). Повышение квалификации преподавателей осуществляют Всесоюзный институт повышения квалификации инженерно-педагогических работников профтехобразования (основан в 1966 в Ленинграде) и свыше 20 его филиалов в др. Городах, а также институты усовершенствования учителей, специальные отделения и курсы при отраслевых вузах.

Мастера производственного обучения один раз в 5 лет проходят стажировку на предприятиях. Всесоюзный научно-исследовательский институт П.-т. О. (основан в 1966) совместно с научно-исследовательскими институтами отраслевых министерств и Академии педагогических наук СССР изучает обусловленные техническим прогрессом изменения характера труда рабочих и в соответствии с этим определяет содержание и формы подготовки рабочие. Учебные пособия и оборудование для системы П.-т. О. Выпускает Всесоюзный трест производственных предприятий Государственного комитета Совета Министров СССР по П.-т. О. (основан в 1947), учебники и др. Учебную литературу — издательство «Высшая школа» и ряд др. Центральных издательств. Ежегодно выпускается около 2 тыс.

Наименований учебных пособий и оборудования на общую сумму около 25 млн. Руб., свыше 150 названий специальных учебников и др. Учебной литературы тиражом 5,5 млн. Экз. Получили развитие техническое и художественное творчество учащихся профтехучилищ. В 1974 в различных коллективах художественной самодеятельности и технических кружках занималось свыше 2/3 учащихся. Физкультурно-спортивную работу в системе П.-т. О. Организует Всесоюзное добровольное спортивное общество «Трудовые резервы». С 1959 на ВДНХ в Москве работает постоянно действующий павильон «Профессионально-техническое образование». Издаётся ежемесячный журнал «Профессионально-техническое образование». Расширяется и совершенствуется подготовка квалифицированных рабочих в системе П.-т.

О. В др. Социалистических странах. Повышается уровень общего и профессионального образования учащихся профессионально-технических учебных заведений, растет число средних профессиональных училищ разного профиля. Как правило, П.-т. О. Осуществляется на базе 8-летней (Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия) или 10-летней (ГДР, Чехословакия) школы. Срок обучения обычно 2—4 г. Существуют 1—2-годичные профшколы для молодёжи, имеющей общее среднее образование. Подготовка и повышение квалификации рабочих организуется и непосредственно на предприятиях. В системе П.-т. О. В Болгарии в 1960 подготовлено 42,1 тыс. Рабочих, в 1970 — 106 тыс., соответственно в Венгрии — 125,3 тыс. И 200 тыс., ГДР — 338 тыс. И 530 тыс., Польше—363 тыс. И 850 тыс., Румынии — 127 тыс.

И 245 тыс., Чехословакии — 245 тыс. И 355 тыс. Ежегодно проводятся научно-методические совещания работников П.-т. О. Социалистических стран. В некоторых капиталистических странах (США, Японии и др.) П.-т. О. Осуществляется в профессиональных классах средних общеобразовательных школ (после окончания 8 классов в течение 4 лет). В Великобритании, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Норвегии, Финляндии — в стационарных профшколах со сроком обучения 2—3 г. В ФРГ — в учебных мастерских предприятий и в профшколах со сроком обучения 2—3 г. Во многих странах имеются профессиональные училища с 3—4-годичным сроком обучения, созданные фирмами. Обучение в большинстве профшкол платное. В США, Великобритании, Франции, ФРГ и др. Странах получила развитие профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в системе ученичества со сроком обучения от 2 до 5, а иногда и более лет, существует сеть государственных, общественных и частных школ, курсов для профессионального обучения взрослых без отрыва от работы.

Методическое руководство профшколами осуществляют министерства просвещения, хозяйственно-финансовое и административное — промышленное и с.-х. Министерства. Все вопросы, связанные с организацией профессиональной подготовки в системе ученичества, решаются министерствами труда. Коммунистические и рабочие партии, прогрессивные профсоюзные, молодёжные и др. Общественные организации в капиталистических странах выступают за расширение и совершенствование П.-т. О., за создание единой государственной системы П.-т. О., исключающей эксплуатацию молодёжи в процессе получения рабочих профессий. Лит. Веселов А. Н., Профессионально-техническое образование в СССР, М., 1961. Булгаков А. А., Профессионально-техническое образование и профсоюзы, [M.], 1967.

Коваленко И., Омельяненко Б., Технический прогресс и рабочие кадры. Зарубежный опыт, [М.], 1969. Батышев С. Я., Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР, 2 изд., М. 1974. В. Л. Саюшев.IIПрофессиона́льно-техни́ческое образова́ние («Профессиона́льно-техни́ческое образова́ние»,) ежемесячный массовый педагогический иллюстрированный журнал, орган Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. Выходит в Москве. Основан в 1941 под названием «Производственное обучение». С июня 1941 по март 1945 не издавался, с 1953 выходит под названием «П.-т. О.». Предназначен для работников системы профессионально-технического образования и работников, осуществляющих индивидуально-бригадную подготовку рабочих на предприятиях.

В журнале освещаются вопросы учебно-воспитательной, методической и научно-исследовательской работы в области профессионально-технического образования, повышения квалификации инженерно-педагогических кадров, обобщения и распространения передового педагогического опыта и др. Публикуются материалы из истории профессионально-технического образования, о его развитии за рубежом, о последних достижениях техники, новинках специальной литературы и др. Тираж (1975) свыше 100 тыс. Экз..

Значения в других словарях
Профессиональная преступность

см. Преступность профессиональная.. ..

Профессионально-технические учебные заведения

училища и школы различного типа и профиля, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих. Основное звено системы профессионально-технического образования (См. Профессионально-техническое образование). До появления крупной машинной индустрии профессиональное обучение рабочих проводилось в основном в процессе ремесленного ученичества на производстве, хотя отдельные профессиональные учебные заведения существовали с древности. Первые профессионально-технические школы созданы в Германии в нач..

Профессиональное заболевание

особая категория болезней, вызываемых исключительно или преимущественно влиянием производственной среды или трудового процесса, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего. В СССР список П. З. И инструкция по его применению утверждены министерством здравоохранения и ВЦСПС 25—26 февраля 1970. Для лиц, страдающих П. З., установлен ряд льгот в области условий труда, социального страхования и обеспечения. См. Также Профессиональные болезни.. ..

Профессиональное образование

образование, получаемое в процессе обучения в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, а также на специальных курсах. См. Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионально-техническое образование, Курсы. Статьи об отдельных отраслях образования, например Горное образование, Педагогическое образование.. ..

Профессионально-техническое Образование

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально-технических училищах и путем обучения на производстве. В Российской Федерации ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы.. ..

Профессионально-техническое Образование

Система подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей народного хозяйства в профессионально-технических училищах и путем обучения на производстве. В Российской Федерации ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы.. ..

Профессионально-техническое Образование

Система подготг^ки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах и путем обучения на производстве. В РФ ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы.. ..

Профессионально-техническое Образование

- система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах и путем обучения на производстве. В РФ ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы.. ..

Профессионально-техническое Образование

- система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах и путем обучения на производстве. В РФ ведется на базе общеобразовательной, неполной и полной средней школы.. ..

Профессионально-техническое Образование

Вид профессионального образования и его нач. Ступень, часть непрерывного образования. С этим понятием чаще всего связывается подготовка квалифициров. Рабочих.Система П.-т. О. Удовлетворяет потребности личности в проф. Образовании на основе проф. Самоопределения, выполняет функции воспроиз-ва рабочих кадров в соответствии с требованиями рынка труда и развитием науч.-техн. Прогресса, в нек-рых случаях становится одним из факторов социальной защиты трудоспособных, потерявших по разл. Причинам работ..

Дополнительный поиск Профессионально-техническое образование Профессионально-техническое образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Профессионально-техническое образование" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Профессионально-техническое образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 39 символа