Райт
I(Wright) братья. Уилбер (16.4.1867, Милвилл, Индиана, — 30.5.1912, Дейтон, Огайо) и Орвилл (19.8.1871, Дейтон, Огайо, — 30.1.1948, там же), американские изобретатели, авиаконструкторы и лётчики. С детства проявляли большой интерес к спорту и технике. Вначале содержали в Дейтоне небольшую типографию, потом организовали мастерскую по ремонту велосипедов. Интерес к авиации возник у Р. После известия о гибели О. Лилиенталя (См. Лилиенталь). Изучив ряд работ по авиации (С. Ленгли, О. Шанюта, О. Лилиенталя и др.), Р. Занялись постройкой планёров различных конструкций, на которых выполнили до тысячи полётов. В 1903 установили на своём планёре двигатель внутреннего сгорания собственной постройки мощностью 8,85 квт (12 л. С.) и 17 декабря 1903 выполнили первый в мире успешный полёт продолжительностью 59 сек.
В 1904—08 Р. Усовершенствовали свой самолёт в двух модификациях и совершили первый полёт по кругу продолжительностью 38 мин, а затем первый полёт с пассажирами на борту. В 1908—1909 Уилбер демонстрировал свой самолёт в Европе с целью продажи его военным ведомствам разных стран. Самолёт Р. Строился и совершенствовался в Германии и России до 1913, но не получил распространения. В 1909 Р. Организовали в США компанию по производству самолётов. Соч. The Wright brothers'aeroplane, «The Century Magazine», 1908, v. 76, № 5. Лит. Зенкевич М., Братья Райт, М., 1933. Знаменский Г. А., 70 лет со дня успешного полета самолёта братьев Райт, в книга. Из истории авиации и космонавтики, в. 19, М., 1973. У. Райт. О. Райт.II из Дерби (Wright of Derby) Джозеф (3.9.1734, Дерби, — 29.8.1797, там же), английский живописец, выразитель предромантических тенденций.
Учился в Лондоне (1750-е гг.), работал преимущественно в Дерби. В 1773—75 посетил Италию. Одним из первых в изобразительном искусстве обратился к теме промышленного переворота (См. Промышленный переворот). Часто изображал сцены труда, научных опытов, прибегая (под влиянием голландского Караваджизма) к драматическим эффектам ночного освещения («Опыт с воздушным насосом», 1768, Галерея Тейт, Лондон). Лит. Nicolson В., Joseph Wright of Derby. Painter of light, v. 1—2, [N. Y.], 1968. Дж. Райт из Дерби. «Кузница». 1773. Эрмитаж. Ленинград.III(Wright) Ричард (4.9.1908, Натчез, Миссисипи, — 29.11.1960, Париж), американский писатель. Родился в бедной негритянской семье. Начальное образование получил в сиротских приютах. В 30-е гг. Был членом компартии США.
С 1946 жил в Париже. Международную известность ему принёс роман «Сын Америки» (1940, рус. Пер. 1941), в котором показана судьба молодого негра, обречённого на духовное одичание, преступление и гибель. Творчество Р. Обличает расизм, пронизано ненавистью к буржуазному строю, уродующему человеческую личность (повесть «Посторонний», 1953. Романы «Долгая мечта», 1958, «Сегодня, господи», 1963, и др.). Соч. Black boy, N. Y., 1945. White man, listen!, Garden City (N. Y.), 1957. В рус. Пер. — Дети дяди Тома, М., 1939. Рассказы, М., 1962. Лит. Мендельсон М., Современный американский роман, М., 1964. Webb С., R. Wright. A biography, N. Y., [1968].IV(Wright) Томас (1711, Байерс-Грин, близ г. Дарем, — 1786, там же), английский астроном. Высказал гипотезу о строении Вселенной, согласно которой большинство наблюдаемых нами звёзд составляет обособленную систему сильно сплюснутой формы.
Соч. An original theory or new hypothesis of the Universe..., L., 1750.V(Wright) Франк Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер, штат Висконсин, — 9.4.1959, Тейлизин-Уэст, штат Аризона), американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры (См. Органическая архитектура). Законченного профессионального образования не получил. Работал в Чикаго у архитектора Дж. Л. Силеби (с 1887) и Л. Салливена (с 1888), влияние которого на Р. Было решающим. Однако уже в первых постройках Р. Симметричные схемы учителя получают напряженно-экспрессивную романтическую трактовку (дом Чарнли в Чикаго, 1891). Романтические тенденции усиливаются у Р. После 1893, когда он начинает работать самостоятельно, и особенно с 1900 — в его серии «домов прерий».
Среди них выделяются дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, 1902) и дом Роби в Чикаго (1909), в которых Р. Под влиянием японской архитектуры впервые осуществляет идею единой системы «перетекающих» внутренних пространств. Непрерывными горизонтальными полосами окон, террасами и лоджиями, свесами кровель интерьеры этих распластанных построек естественно связываются с окружающей средой. Органичное включение архитектурных форм в ландшафт сочетается у Р. С раскрытием специфических свойств строительных материалов и конструкций. Эти идеи находят отражение и в более крупных сооружениях Р. Начала 20 в. (здание фирмы «Ларкин» в Буффало, 1905. Отель «Импириал» в Токио, 1916—22, разобран в 1960-е гг.). Выставка проектов Р.
В Берлине (1910) оказала значительное воздействие на дальнейшее развитие европейской архитектуры. Вместе с тем в США творчество Р. Оставалось непризнанным вплоть до конца 30-х гг. В начале 20-х гг. Р. Строит дома из бетонных блоков, ритмически членя их фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадене, штат Калифорния, 1923). В 30-е гг. Р. Становится лидером течения, противопоставляющего конформистским и техницистским тенденциям Функционализма идею архитектуры — связующего звена между человеком и природой. Программное произведение Р. Этого периода — дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране (штат Пенсильвания, 1936) смело вынесенные консоли которого продолжают уступы скал над лесным ручьем.
Опираясь на аналогии с природными формами, Р. Создаёт «древоподобные» структуры высотных зданий с бетонными «стволами», вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них «ветвями» — консольными перекрытиями (лаборатория в Рейсине, штат Висконсин, 1949. «Башня Прайса» в Бартлсвилле, штат Оклахома, 1956). В ряде сооружений 30—50-х гг. Р. Стремится уйти от принципа прямоугольности и организует пространство на основе углов в 60° и 120°, круга и спирали («дом-соты» — дом Ханна в Пало-Альто, штат Калифорния, 1937). Завершение этой серии экспериментов — здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943—1946, строительство 1956—59), где главный объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик, и где цельности внутреннего пространства отвечает непрерывность «текучей» формы ограждения.
Воззрения Р. Как теоретика Дезурбанизма получают выражение в его проекте «Бродэйкр-сити» (1935), предлагающем полное растворение городской застройки в ландшафте. Творчество Р. Образует прямую связь между поисками архитекторов конца 19 в. И достижениями мировой архитектуры середины 20 в. Сохраняя верность сентиментальной мечте о жизни среди природы и усматривая в принципах органической архитектуры возможности гуманизации человеческого существования, Р. Был и одним из основоположников Рационализма в современной архитектуре. В социально-философском плане гуманизм Р. Сочетался с индивидуализмом (часто в духе Ф. Ницше), устремленным скорее к свободе личности от общества, чем к её свободе, обеспеченной обществом. Соч. An organic architecture, the architecture of democracy, L., 1939.
On architecture. Selected writings, N. Y., [1941]. An autobiography, N. Y., 1943. The future of architecture, N. Y., 1953. An American architecture, N. Y., 1955. A testament, N. Y., 1957. The living city, N. Y., 1958. В рус. Пер. — Будущее архитектуры, М., 1960. Лит. Гольдштейн А. Ф., Франк Ллойд Райт, М., 1973. Hitchcock Н. R., In the nature of materials, N. Y., 1942. Zevi B., Frank Lloyd Wright, 2 ed., Mil., 1954. Scully V. J., Frank Lloyd Wright, N. Y., [1960]. Современная зарубежная архитектура. Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1956—59, архитектор Ф. Л. Райт), разрез. Ф. Л. Райт. Дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране. США. 1936. Манхаттан, Музей Соломона Р. Гуггенхейма (1956—59, архитектор Ф. Л. Райт). Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, США).
1902. Органическая архитектура. Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс). 1902. План 1-го этажа (1 — подъезд и вестибюль. 2 — гостиная. 3 — столовая. 4 — хозяйственные помещения). Ф. Л. Райт. Дом Роби в Чикаго. 1909. Дом Дж. Старджеса в Брентвуд-Хайтсе (штат Калифорния). 1938. Синагога в Филадельфии. 1959. Дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране (штат Пенсильвания). 1936. Интерьер. Магазин Морриса в Сан-Франциско. 1948. Интерьер. Ресторан в Чикаго. 1913—14. Не сохранился. «Башня Прайса» в Бартлсвилле (штат Оклахома). 1956. Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке. 1956—59. Интерьер. Башня-лаборатория компании «Джонсон» в Рейсине (штат Висконсин). 1950.VI(Wright) Фрэнсис (Фанни) (6.9.1795, Данди, Шотландия, — 13.12.1852, Цинциннати, Огайо), деятель рабочего движения США.
В США жила (с перерывами) с 1818. В 1825 основала близ Мемфиса (штат Теннесси) колонию, состоявшую из выкупленных на собственные средства негров-рабов (распалась в 1830). В конце 20-х гг. Активно участвовала в деятельности основанной в Нью-Йорке Рабочей партии. Пропагандировала идеи утопического социализма Р. Оуэна, требовала демократизации политического строя США, введения системы широкого народного образования. Играла видную роль в агитации против рабства и была одной из первых поборниц женского равноправия в США. Лит. Waterman W., Frances Wright, N. Y., 1924..
Дополнительный поиск Райт
На нашем сайте Вы найдете значение "Райт" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Райт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 4 символа