Рёрих

93

I Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, — 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893—97) у А. И. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900—01). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906—18). Действительный член петербургской АХ (с 1909). Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910—19). С конца 1890-х гг. Характер творчества Р. Во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине.

Истоки художественного метода Р. — постижение истории в неразрывной связи с вечной природой — ощутимы уже в его ранней работе «Гонец» («Восста род на род». 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл «Начало Руси. Славяне». В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений («Заморские гости», 1901. «Город строят», 1902. Оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Р. Осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой «космической» эволюции («Небесный бой», см. Илл. «Знамение», 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие «Модерна» (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт Символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств — чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р.

Писал темперой. С 20-х гг. — преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. Также относятся работы Р. В области театрально-декорационной живописи (оформление балета «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1913, оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, 1914, — в Русских сезонах (См. Русские сезоны) С. П. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине (См. Талашкино), 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках). С 1918 Р. Жил за рубежом (в начале 20-х гг. В основном — в США. С 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно — в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924—28 и 1934—35) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е.

И. Рёрих и сыном Ю. Н. Рёрихом), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929—42 являлся институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Р. В Нагаре совместно с сыном Ю. Н. Рёрихом. Для живописи Р. 20—40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов («Гуга Чохан», 1931, Третьяковская галерея.

«Знаки Гэсера», 1940, «Гималаи. Нанда-Деви», 1941, «Тибет. Монастырь», 1942, «Помни», 1945, все 4 произведения — в Русском музее). Некоторым работам Р. Этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. С его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства). С 20-х гг. Р. Вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Р. В 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР).

Известны патриотические выступления Р. Во время Великой Отечественной войны 1941—45. Значителен вклад Р. В культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Р. Возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР. Соч. Письмена, М., 1974. Из литературного наследия, М., 1974. Алтай — Гималаи, М., 1974. Лит. Рерих, П., 1916. Князева В. П., Н. К. Рерих, 1874—1947, Л. — М., 1963. Её же, Н. Рерих, М., 1968. Беликов П., Князева В., Рерих, М., 1972. Полякова Е., Н. Рерих, [М.], 1973. В. А. Марков. Н. К. Рёрих. «Небесный бой». Темпера. 1912. Русский музей. Ленинград. Н. К. Рёрих. «Помни!». 1945. Русский музей. Ленинград. Н. К. Рёрих. «Заморские гости». 1901. Третьяковская галерея. Москва.II Рерих Святослав Николаевич [р.

23.10(5.11.)1904, Петербург], живописец, русский по национальности. Работает в Индии. Сын Н. К. Рёриха. Учился архитектуре. С 1919 в Королевской академии искусств в Лондоне, затем в Колумбийском и Гарвардском университетах в США. В 1923 впервые посетил Индию, с 1936 живёт там постоянно (Бенгалуру, штат Майсур). Продолжая традиции позднего творчества отца, пишет портреты, символические и жанровые композиции и особенно много — пейзажи («Гималаи. Закат солнца», портрет отца, оба произведения — 1937, Третьяковская галерея. «Вечная жизнь», 1954. «Утёсы», 1969. «Мой дом», 1971. «Моя страна прекрасна», 1974, все произведения — собственность автора). Посетил СССР в 1960 и в 1974—75 (в связи с юбилейной выставкой отца). Лит. Святослав Рерих.

[Каталог выставки], М., 1974.III Рерих Юрий Николаевич [3(16).8.1902, Окуловка, ныне Новгородской области, — 21.5.1960, Москва], советский учёный-востоковед, доктор филологических наук (1957), профессор. Сын Н. К. Рёриха. Получил разностороннюю филологическую подготовку в крупнейших востоковедческих центрах мира. В 1923— 1957 жил и работал в Индии. В 1930—42 директор института гималайских исследований в Нагаре. Вместе с отцом участвовал в научных экспедициях в Китае (Тибет, Синьцзян), МНР и др. После приезда в 1957 в СССР заведовал сектором истории религии и философии института народов Азии АН СССР. Основные труды по истории Тибета и тибето-монгольских отношений, этнографии, материальной культуре народов Центральной Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии, эпосу о Гэсэр-хане «Гэсэриаде» (См.

Гэсэриада), буддийской философии и религии. Перевёл крупнейшее тибетское историческое сочинение 15 в. «Синий тэптхэр» (ч. 1—2, 1949—53). Член Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, американского археологического и этнографического обществ и др. Лит. Ю. Н. Рерих, «Народы Азии и Африки», 1962, № 4 (лит.). В. А. Богословский..

Значения в других словарях
Рерберг

Иван Иванович [22.9(4.10).1869, Москва, — 1932, там же], советский инженер и архитектор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1932). Окончил петербургскую Военно-инженерную академию (1896). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества — Государственных свободных художественных мастерских (1906—19). В постройках Р. Передовые для своего времени металлические и железобетонные конструкции, рациональная, функционально обусловленная планировка часто эклектически сочетаются с дек..

Рерберг Иван Иванович

Рерберг Иван Иванович [22.9(4.10).1869, Москва, ‒ 1932, там же], советский инженер и архитектор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1932). Окончил петербургскую Военно-инженерную академию (1896). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества ‒ Государственных свободных художественных мастерских (1906‒19). В постройках Р. Передовые для своего времени металлические и железобетонные конструкции, рациональная, функционально обусловленная планировка часто эклектически сочетаютс..

Рёрих Николай Константинович

Рёрих, Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, ‒ 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893‒97) у А. И. Куинджи. ..

Рёрих Святослав Николаевич

Рёрих, Рерих Святослав Николаевич [р. 23.10(5.11.)1904, Петербург], живописец, русский по национальности. Работает в Индии. Сын Н. К. Рёриха. ..

Рерих

РЕРИХ (Рерих) Елена Ивановна (1879-1955), религиозный философ. Жена Н. К. Рериха, участвовала в его Трансгималайской и Центрально-Азиатских экспедициях. С 1924 в Индии, разработала "агни-йогу", или учение "живой этики", на основе индийской духовной традиции.2.. ..

Рерих

РЕРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874 - 1947), российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Отец востоковеда Ю.Н. Рериха (1902 - 60) и художника С.Н. Рериха (1904 - 91). Член "Мира искусства". С 20-х гг. Жил в Индии. Эмоциональные, красочно-декоративные композиции, навеянные историей и легендами Древней Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой "космической эво..

Рерих

(Николай Константинович) — живописец исторического жанра и пейзажист. Род. В СПб. В 1874 г. Учился в СПб. Университете по юридическому факультету и в Императорской академии художеств, где его главным руководителем был профессор А. Куинджи. В 1898—1900 гг. Читал лекции в СПб. Археологическом институте. Состоит директором рисовальной школы при Обществе поощрения художеств. Важнейшие из его картин. "Гонец", "Город строят" (обе в Третьяковской галерее в Москве), "Заморские гости" (приобретена Госуда..

Рерих

Рёрих Николай Константинович (1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, Индия), русский живописец, общественный деятель, писатель, учёный, философ. Учился одновременно в Петербургской академии художеств (с 1893 г.), у А. И. Куинджи и в университете. Член художественного объединения «Мир искусства». Для творчества Рериха характерна работа сериями, в которых картины объединены общим замыслом. Его искусство пронизано стремлением к воспеванию идеалов добра, света, истины. Обращение к легендарным и фанта..

Рерих

Юрий Николаевич (3(16).VIII.1902 - 21.V.1960) - сов. Ученый-востоковед, д-р филологич. Наук (с 1957), проф. Род. В д. Окуловке Новгородской губ. В семье рус. Художника Н. К. Рериха. Получил разностороннюю филологич. Подготовку в крупнейших востоковедных центрах мира, в 1930-42 - директор Ин-та гималайских исследований в Кулу (Химачал-Прадеш). Участвовал в научных экспедициях в Китай (Тибет, Синьцзян), МНР и др. В 1923-57 жил и работал в Индии. После приезда в 1957 в СССР заведовал сектором истор..

Рерих

..

Дополнительный поиск Рёрих Рёрих

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рёрих" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рёрих, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 5 символа