Свифт Джонатан
Свифт (Swift) Джонатан (30.11.1667, Дублин, ‒ 19.10.1745, там же), английский писатель. Родился в семье стряпчего. В 1682‒88 учился в Тринити-колледже Дублинского университета. В 1689‒99 секретарь и библиотекарь отставного дипломата и видного эссеиста У. Темпла. С 1695 священник. Доктор богословия (1701). В начале 1690-х гг. Пробовал силы в поэтических жанрах. Сгущённо-пародийный стиль обрёл в прозе. Первое произведение С. ‒ памфлет «Битва книг» (1697) ‒ жестокое осмеяние поборников идейной и культурной новизны самоутверждавшейся буржуаазной цивилизации. Жанровый поиск «Битвы книг» успешно завершился в «Сказке о бочке» (1704), написанной от лица продажного писаки, составляющего нечто вроде энциклопедии грядущего помешательства.
Устами «Автора» С. Формулирует религиозные, гуманистические, утопические претензии буржуазного прогресса и обнажает их глубинную фальшь. Сказочка о трёх братьях (каждый из которых олицетворяет одну ветвь христианства ‒ католическую, англиканскую или кальвинистскую церковь) становится поводом для бесконечных пародийных отступлений, где уже средствами собственно языка разоблачаются новейшие идейные извращения. В 1701 С. Получил место викария в Ларакоре (Ирландия) и в Лондоне бывал наездами. С. Уже приобрёл славу политического памфлетиста) и виги считали его своим сторонником, но памфлетами «Соображения английского церковника» (1708) и «Рассуждение об отмене христианства» (1709) С. Подтвердил свою идейно-политическую независимость.
В те же годы С. Создал цикл нашумевших памфлетов, в которых под маской «учёного» предсказателя патриота Бикерстаффа на жизненных примерах продемонстрировал силу печатной пропаганды, способной произвольно измышлять и отменять факты. В 1710‒14 С. Сблизился с руководителями правительства тори, стремившегося вывести Великобританию из затянувшейся войны за Испанское наследство и стабилизировать положение внутри страны. С. Активно поддерживал и направлял правительственную политику в статьях журнала «Экзаминер» (1710‒11), в памфлетах «Поведение союзников» (1711), «Общественный дух вигов» (1714) и др. Его каждодневные письма-отчёты 1710‒13 в Ларакор бывшей воспитаннице Эстер Джонсон составили посмертно изданный «Дневник для Стеллы».
В 1713 получил должность декана (настоятеля) собора Сент-Патрик в Дублине. Живя почти безвыездно в Ирландии на положении политического изгнанника, С. Включился в борьбу за попранные права ирландского народа (памфлеты «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», 1720. «Скромное предложение относительно детей ирландских бедняков», 1729). В 1723‒24 в серии «Писем суконщика», воспроизводя логику и язык рядового обывателя, С. Так умело связал широкую политическую агитацию с конкретным событием, что английское правительство едва предотвратило народное восстание в Ирландии. Вершина творчества С. ‒ «Путешествия Гулливера» (1726). Пародируя и одновременно совершенствуя литературу путешествий, С. «открывает» фантастические страны, сатирически комментируя реальные перспективы и идеалы европейского общественного устройства.
Его комичным, снижающим отражением предстаёт мирок лилипутов. Здравый и свободный рассудок выносит приговор новейшим свершениям истории («Путешествие в Бробдингнег»). В «Путешествии в Лапуту» осмеяно безумие «чистого» научного прогресса. Несостоятельность буржуазного просветительского гуманизма демонстрируется в «Путешествии в страну гуигнгнмов», где выдвинута ироническая дилемма. «разумная» лошадиная утопия либо обезьянье жизнеустройство, схожее с социально извращённым человеческим существованием. Книга С. ‒ не проповедь безысходного пессимизма, а дальновидный пересмотр социально-идеологических установок буржуазного прогресса. «Вперёдсмотрящим» назвал его А. В. Луначарский. Среди последних произведений С., в основном повторяющих прежние темы и мотивы, выделяются памфлеты «Наставления слугам» и «Серьёзный и полезный проект устройства приюта для неизлечимых» (1733).
Основным приёмом сатиры С. Была реалистическая пародия. Нелепость и чудовищность предстают у него как социальная норма, как действительная и перспективная характеристика изображаемых явлений. Драматическая сатира С. Запечатлела идейную панораму раннего английского Просвещения. Соч. The prose works, v. 1‒14, Oxf., 1939‒68. The poems, v. 1‒3, Oxf., 1958. В рус. Пер. ‒ Памфлеты, М., 1955. Сказка о бочке, М., 1930. Путешествия в некоторые отдаленные страны Лемюэля Гулливера, М., 1967. Лит. Заблудовский М. Д., Сатира и реализм Свифта, в сборнике. Реализм XVIII в. На Западе, М., 1936. Левидов М. Ю., Путешествие в некоторые отдаленные страны. Мысли и чувства Джонатана Свифта, М., 1964. Муравьев В., Джонатан Свифт, М., 1968. Craik Н., The life of Jonathan Swift, v.
1‒2, L., 1894. Quintana R., The mind and art of Jonathan Swift, L. ‒ N. Y., 1936. Williams K., Jonathan Swift and the age of compromise, Lawrence, 1958. Ehrenpreis I., Swift..., v. 1‒2, L., 1964‒1967. Swift. Ed. By C. J. Rawson, L., [1971].═ В. С. Муравьев..
Дополнительный поиск Свифт Джонатан
На нашем сайте Вы найдете значение "Свифт Джонатан" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свифт Джонатан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 14 символа