Свободомыслие
религиозное, вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Исторически С. Проявлялось в различных формах критики религии. Термин «С.» (англ. Freethinking) вошёл в употребление в 18 в. С появлением трактата английского деиста (см. Деизм) А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии» (1713). В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм С. Была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов (Ибн Сина, Ибн Рушд и др.). Видными представителями С. Были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в.
Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 в. Шота Руставели, русский вольнодумец 16 в. Феодосии Косой. С. Нашло своё проявление в армянском народном эпосе «Давид Сасунский». В эпоху Возрождения с позиций С. Выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В эпоху Просвещения одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внёсший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. Были последовательно развиты в эту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., вставшими на позиции Атеизма. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религиозных вопросов выразилось в требовании свободы совести, которое выдвигалось идеологами буржуазных революций 18—19 вв.
В разных странах. В России 18 в. Идеи С. Ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. С. Пронизано всё творчество А. Н. Радищева. С позиций С. Выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. Принципы С. В странах Западной Европы и в России защищали и обосновывали крупные учёные-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю (См. Геккель), боровшемуся против мистики и официальной религии. С этой целью он основал в 1906 в Йене «Союз монистов», который наряду с другими прогрессивными организациями буржуазной интеллигенции распространял идеи С. В современном буржуазном обществе многие деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко не принимают её догматику и обряды, но обычно не отвергают религию полностью как мировоззрение.
С позиции С. И рационализма выступает часть прогрессивной и антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистических стран, объединённая в специальные общества и ассоциации, которые ведут просветительную деятельность, выпускают свою литературу и т. П. Национальные общества свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и некоторых других стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (основан в Брюсселе в 1880). Кроме того, существует также Международный гуманистический и этический союз, насчитывающий в своём составе 20 национальных обществ свободомыслящих в Западной Европе и США (основан в 1952 в Амстердаме).
Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132—138. Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. — Л., 1959. Коган Ю. Я., Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII в., М., 1962. История и теория атеизма, М., 1962. История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966. Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США (XVIII—XIX вв.), М. — Л., 1965. Б. С. Раббот.
Дополнительный поиск Свободомыслие
На нашем сайте Вы найдете значение "Свободомыслие" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свободомыслие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа