Свободомыслие
Религиозное, или вольнодумство, - широкое течение обществ. Мысли, отвергающее религ. Запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу для разума в поисках истины. Исторически С. Проявлялось в различных формах критики религии. В русле С. Выступали представители деизма (сам термин "С." вошел в употребление с появлением трактата англ. Деиста А. Коллинза "Рассуждение о свободомыслии" ("Dicourse of freethinking", L., 1713)) и пантеизма. Они обличали офиц. Христ. Церковь за нетерпимость, критиковали обрядность и догматику христианства, но вместо ортодоксальной "положительной" религии утверждали внецерковную - "естественную", основанную на доводах разума.Корнями С. Уходит в глубокую древность. Первоначальные формы критич.
Суждений о религии встречаются в лит. Памятниках Вавилона ("Разговор господина с рабом"), Др. Египта ("Разговор разочарованного со своим духом"), Др. Китая ("И цзин" - "Книга перемен", учение Лао-цзы), в филос. Учениях Др. Индии (школа чарвака, или локаята, 4 в. До н. Э.). Наибольшего развития в древности С. Достигло в Греции (Гераклит, Демокрит, Эпикур) и Риме (Лукреций Кар). В ср. Века, в эпоху безраздельного господства религ. Идеологии, одной из форм С. Была теория "двойственной истины", утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении науч. Истин и религ. Взглядов (Ибн Сина, Ибн Рошд и др.). Видными представителями С. Были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Ганджеви (критиковавший осн. Догмы ислама и обосновывавший права разума на познание мира), груз.
Поэт 12 в. Шота Руставели, русский публицист 16 в. Феодосий Косой. С. Нашло свое проявление в арм. Нар. Эпосе "Давид Сасунский". В эпоху Возрождения с позиций С. Выступали видные ученые, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В период идеологич. Подготовки Вел. Франц. Революции одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внесший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. Были последовательно развиты в ту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., отрицавшими с позиций здравого смысла идею бога и все религ. Представления. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религ. Вопросов нашло свое выражение в требовании свободы совести, к-рое выдвигалось бурж.
Революциями 18-19 вв. В США, Франции, Германии и др. Странах. В России 18 в. Идеи С. Ярко выражали Я. П. Козельский, М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков и др. С. Пронизано все творчество А. Н. Радищева. С позиций С. Выступали и мн. Декабристы (П. Борисов, А. Барятинский, И. Якушкин и др.). Со 2-й пол. 19 в. Принципы С. В странах Зап. Европы и в России защищали и обосновывали крупные ученые-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит нем. Биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и офиц. Религии. С этой целью он основал в 1906 в Иене "Союз монистов", к-рый наряду с др. Прогрессивными орг-циями бурж. Интеллигенции распространял идеи С.С возникновением марксистского науч. Атеизма С. Утратило свое былое обществ. Значение. В совр. Бурж.
Об-ве мн. Деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко отвергают ее догматику и обряды, но не отвергают религию полностью как мировоззрение. В наст. Время С. И рационализм представлены частью прогрессивной антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистич. Стран, объединенной в спец. Общества и ассоциации, к-рые ведут просветит. Деятельность, выпускают свою литературу и т. П. Печатным органом этих кругов в Англии является еженедельник "Freethinker" ("Свободомыслящий", L., с 1881), в США - журн. "Progressive World" ("Прогрессивный мир", Los Ang., с 1947), "Liberal" ("Либерал", Phil., с 1946), "American rationalist" ("Американский рационалист", Saint Louis, с 1956), "Age of reason" ("Век разума", N.
Y., с 1936). Нац. Об-ва свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и нек-рых др. Стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (ВСС. World Union of Freethinkers. Основан в Брюсселе в 1880. Конгрессы собираются раз в год, последний, 36-й, был в Лондоне в 1966). Кроме того, существует также Междунар. Гуманистич. И этич. Союз (МГЭС), насчитывающий в своем составе 20 нац. Об-в свободомыслящих и 80 тыс. Членов в Зап. Европе и США (осн. В 1952 в Амстердаме. Конгрессы созываются раз в 4-5 лет, последний был в 1966 в Париже).Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-38.
Лукачевский A., Очерки по истории атеизма, "Антирелигиозник", 1929, No 10 (см. Введение). Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., (М., 1930). Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959. Коган Ю. Я., Очерки по истории рус. Атеистич. Мысли в XVIII в., М., 1962. Вопросы истории религии и атеизма, сб. 1-12, М., 1950-64. Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1-7, М. - Л., 1957-64. История и теория атеизма, М., 1962. Ильин Д., Гуманистич. И этич. Союз, "Наука и религия", 1964, No 5. Поступь свободной мысли, там же, No 9. История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966.Б. С. Раббот. Москва..
Дополнительный поиск Свободомыслие
На нашем сайте Вы найдете значение "Свободомыслие" в словаре Советская историческая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свободомыслие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 13 символа