Содержание и форма

113

философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношение С. И ф. Характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. И ф. Содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. И ф. В конечном счёте разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию. Категории С. И ф.

Появляются в древнегреческой философии. Первую развитую концепцию формы создала древнегреческая атомистика, в которой форма выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала пространственно организованную структуру тела. В истории философии в качестве категории содержания выступало понятие «материя», означающее вещественное первоначало — сохраняющийся субстрат (основу) всех изменений. У Платона понятие формы обозначало реальную определённость тела как некоей целостности, обладающей самостоятельным, независимым от мира природных вещей существованием. С идеалистических позиций решая проблему отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей, Платон исходил из того, что чувств, вещи возникают из взаимодействия формы и «материи», причём форме принадлежит определяющая, активная роль.

Наиболее развитую античную концепцию С. И ф. Построил Аристотель, который утверждал, что форма есть определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство формы и «материи», оформленная «материя». Однако, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной «материи» и нематериальной формы, обладающей независимым от «материи» существованием и восходящей к «форме форм», т. Е. К богу. В новое время первый шаг к преодолению идеализма в понимании «материи» и формы сделал Дж. Бруно. Его идеи развивали Ф. Бэкон, Р. Декарт, Р. Бойль, Т. Гоббс. Если Декарт и его последователи свели всё богатство природных тел к протяжённости и её свойствам, то Бэкон, исходя из многокачественности «материи», выдвигал идею о её примате над формой и об их единстве.

И. Кант выдвинул тезис, согласно которому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиционную проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект — вопрос о С. И ф. Мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и формой Г. Гегель вводит категорию «содержание», которая включает форму и «материю» как снятые моменты. Содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между С. И ф. Есть взаимоотношение диалектических противоположностей, т. Е. Их взаимопревращение. К. Маркс и Ф. Энгельс углубили введённое Гегелем различение содержания и материального субстрата вещи («материи»).

Содержанием, согласно классикам марксизма, является не сам по себе субстрат, а его внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену. В этом смысле само содержание выступает как процесс. Диалектико-материалистическое понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры (См. Структура). Необходимо, по мысли Маркса, «. Генетически вывести различные формы...» и понять «. Действительный процесс формообразования в его различных фазах» («Теории прибавочной стоимости», в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной субординации С.

И ф. Развивая марксистский анализ особенностей развития как борьбы С. И ф., составными моментами которой являются взаимопереход С. И ф. И «наполнение» старой формы новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что «. Всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием» (Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 27, с. 84). Так, например, производственные отношения капитализма на стадии империализма, будучи формой по отношению к производительным силам капиталистического общества, отстают от них и являются тормозом в их развитии. Разрешение противоречий между С. И ф. Может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание.

Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание «. Может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые...» (там же, т. 41, с. 89). Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. И ф. Рассматривается в диалектическом материализме на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в том числе её всеобщие связи и отношения.

Эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 158—59, 280—368. Т. 2, с. 143. Маньковский Л. А., Категория формы и ее аспекты (Из логических комментариев к «Капиталу» К. Маркса), «Научные доклады высшей школы, философские науки», 1958, №3. Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии, М., 1965. Мамардашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968. Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А., 1968.

В. И. Кураев. Содержание и форма в искусстве, категории, служащие обозначению основных сторон художественного произведения (и искусства в целом), необходимых друг другу и находящихся в диалектическом взаимодействии как в процессе творчества, так и в историко-художественном процессе. Основной критерий различения содержания (С.) и формы (Ф.) в искусстве — духовный характер С. И материальный характер Ф. С. Охватывает те элементы произведения, в которых выражается познание сущности жизненных явлений (тема) и их интеллектуально-эмоциональная оценка, отношение к ним художника (идея произведения). В Ф. Принято выделять два слоя — внешнюю и внутреннюю Ф. Внешняя Ф. Непосредственно зависит от материала, которым оперирует вид искусства, — словесного, звукового, пластического, жесто-мимического и т.д., поэтому составляющие сё элементы оказываются в каждом виде искусства разными (например, аллитерация, рифма, строфа в поэзии, гармония и полифония в музыке, линия и цвет в живописи, архитектоника и формирование пространства в архитектуре и т.д.).

Внутренняя Ф. Теснее связана с С., представляя собой его непосредственную образную конкретизацию. Её основные элементы, например в эпосе и драме — Сюжет и Характеры персонажей, в музыке — мелодические образы-темы, в пейзажной живописи или поэзии — «характеры» образов природы. И С., и Ф. В искусстве имеют сложное внутреннее строение, которое определяет структуру целостного произведения (см. Структура литературного произведения). Структура эта иерархическая, т.к. Значение разных её слоев неодинаково. С., взятое в целом, является главной, определяющей стороной произведения, ибо оно для того и создаётся, чтобы воплотить мысли и чувства художника о жизни и передать их людям, а Ф. Есть средство решения данной задачи и поэтому зависит от С., им детерминируется.

Её первая функция поэтому — коммуникативная, делающая Ф. «языком», призванным выразить С. И «заразить» им, как говорил Л. Толстой, людей. Вместе с тем Ф. В искусстве имеет и относительно самостоятельную собственно-эстетическую ценность. Она являет собой мастерство художника, его искусное владение материалом. Восприятие художественного произведения есть поэтому крайне сложный психологический процесс. Оно включает в себя наслаждение эстетическими качествами Ф., её понимание как особого языка, выражающего С., переживание самого С. И его интеллектуальное осмысление, постижение и усвоение, наконец, момент сотворчества, поскольку воспринимающий должен с известной степенью активности «достроить» в своём воображении Ф.

Произведения, обогащая тем самым и его С. (явление «приращения информации» в процессе художественного восприятия). Хотя и в искусстве, как во всех др. Сферах бытия и человеческой деятельности, Ф. Зависит от С. И его «обслуживает», здесь она, однако, необыкновенно активна и оказывает на С. Решающее обратное воздействие, поэтому «соответствие формы содержанию», их единство (гармония) обычно рассматривается как критерий художественности (см. Художественный образ). При этом необходимо отметить, что в искусстве само С. Должно обладать художественной, поэтической ценностью, а Ф. — ценностью эстетической, иначе недостижимо их органическое слияние. В искусстве С. И Ф. Конкретного произведения настолько слитны, что происходит их взаимное отождествление — отсюда невозможность переложить С.

Художественного произведения в другую Ф., нехудожественную (в Ф. Статьи, чертежа) или даже художественную (в Ф. Др. Вида искусства). В искусстве всякое изменение Ф. Ведёт к изменению С., а изменение С. Требует коренной переработки Ф., тогда как С. Научного сочинения, технического проекта или идеологического трактата допускает различные перекодировки, без ущерба для выражаемой информации. Марксистско-ленинская эстетика критикует метафизические представления об искусстве, сводящие его к одной только Ф. Или к чистой идеологии. Формализм в искусстве возникает тогда, когда относительную самостоятельность Ф. Пытаются абсолютизировать или сделать Ф. Самоценной, имеющей чисто эстетическое и только эстетическое значение (см. Формализм и «Искусство для искусства»).

Столь же губительна для искусства др. Крайность — пренебрежительное отношение к эстетической значимости Ф., признание ценности одного только содержания. Лит. Маркс К. И Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1—2, М., 1967. Ленин В. И., О литературе и искусстве, М., 1969. Гегель, Сочинения, т. 12, М., 1938. Белинский В. Г., Сочинения А. Пушкина. Статья пятая, Полн. Собр. Соч., т. 7, М., 1955. Виноградов И., Проблемы содержания и формы литературного произведения, М., 1958. Горанов К., Содержание и форма в искусстве, М., 1962. Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971. Его же, Библиографический указатель, в кн. Лекции по марксистско-ленинской эстетике, Л., 1966, раздел 2, гл. 9. Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975.

М. С. Каган.

Значения в других словарях
Содди

(Soddy) Фредерик (2.9.1877, Истборн, — 22.9.1956, Брайтон), английский радиохимик, член Лондонского королевского общества (1910). В 1896 окончил Оксфордский университет. В 1900—02 работал под руководством Э. Резерфорда в Монреальском университете. В 1903—04 — под руководством У. Рамзая (См. Рамзай) в Лондонском университете. В 1904—1914 преподавал в университете в Глазго, затем профессор университетов в Абердине (1914—19) и Оксфорде (1919—1936). Совместно с Резерфордом предложил теорию радиоакти..

Содди Фредерик

Содди (Soddy) Фредерик (2.9.1877, Истборн, ‒ 22.9.1956, Брайтон), английский радиохимик, член Лондонского королевского общества (1910). В 1896 окончил Оксфордский университет. В 1900‒02 работал под руководством Э. Резерфорда в Монреальском университете. В 1903‒04 ‒ под руководством У. Рамзая. ..

Содержание сельскохозяйственных животных

комплекс мероприятий по уходу за животными, включающий размещение, кормление, создание оптимальных зоогигиенических условий, соблюдение распорядка дня. В зависимости от уровня интенсификации животноводства и природно-экономических особенностей зон применяют несколько систем С. С. Ж. Пастбищная — животные (в основном жвачные) в течение всего года получают корм на Пастбищах (при экстенсивной системе — только на природных, при интенсивной — на культурных). Разновидностью экстенсивной системы являе..

Содовая плавка

в цветной металлургии, процесс переработки сульфидных свинцовых концентратов с кальцинированной содой (80—100% от массы концентрата) в руднотермической печи (См. Руднотермическая печь). При этом свинец (до 96—97%), сурьма, мышьяк (Содовая плавка1/3), висмут, золото и серебро переходят в черновой свинец, медь — в медно-натриевый штейн, цинк (Содовая плавка2/3), остальные металлы (кроме кадмия) и сера — в содовый шлак (плав), цинк (Содовая плавка1/3) и кадмий — в улавливаемую пыль. Содово-штейнов..

Содержание И Форма

СОДЕРЖАНИЕ И форма - философские категории. Содержание - определяющая сторона целого, совокупность его частей. Форма - способ существования и выражения содержания. Воспроизводимые сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления (понятия, суждения, умозаключения). В произведениях искусства содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении. Синонимы. Идейно-тем..

Содержание И Форма

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, философская категории. Содержание - определяющая сторона целого, совокупность его частей. Форма - способ существования и выражения содержания. Воспроизводимые сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления (понятия, суждения, умозаключения). В произведениях искусства содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении. Синонимы. Идейно-тема..

Содержание И Форма

Философские категории. Содержание - определяющая сторона целого, совокупность его частей. Форма - способ существования и выражения содержания. Воспроизводимые сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления (понятия, суждения, умозаключения). В произведениях искусства содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении. Синонимы. Идейно-тематическая основа, худ..

Содержание и форма

- термины литературоведения, обозначающие внутреннюю (С.) и внешнюю (Ф.) стороны художественного произведения, находящиеся в органическом единстве. К С. Относятся основные смыслообразующие аспекты произведения. Тема, идея художественная, проблема, конфликт. Однако С. Не может существовать вне Ф., под которой обычно понимают элементы художественного произведения, имеющие формальный характер. Стиль, жанр (жанр литературный), композиция, фабула, художественная речь, ритм. Иными словами, С. - то, о ..

Содержание И Форма

Философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал Ф. 'прообразом', идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней (см. ЭЙДОС). Аристотель трактовал 'материю' (С.) как предпосылку, возможность вещи быть либо не быть, а Ф. - как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство. В рамках традиционной 'донемецкой' философской классики фактически..

Содержание И Форма

СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА - философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал Ф. "прообразом", идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней (см. ЭЙДОС). Аристотель трактовал "материю" ("С") как предпосылку, возможность вещи быть либо не быть, а "Ф."- как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство. В рамках традиционной "до-немецкой" философ..

Содержание И Форма

— философские категории, традиционно используемые для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал Ф. "прообразом", идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней (см. Эйдос). Аристотель трактовал "материю" (С.) как предпосылку, возможность вещи быть либо не быть, а Ф. — как внутреннюю цель вещи, обусловливающую их единство. В рамках традиционной "донемецкой" философской классики фактичес..

Содержание и Форма

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА. ..

Содержание И Форма

См. Логическая форма.. ..

Дополнительный поиск Содержание и форма Содержание и форма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Содержание и форма" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Содержание и форма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 18 символа