Субстанция

146

(лат. Substantia — сущность, нечто лежащее в основе) объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Материя в аспекте единства всех форм её движения. Предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В соответствии с общей направленностью определённой философской концепции вычленяются одна С. (Монизм), две С. (Дуализм) или множество С. (Плюрализм). В истории философии С. Интерпретировалась по-разному. Как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

Уже в античной философии вычленялись различные С., которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла). Аристотель отождествлял С. С первой сущностью, характеризуя её как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду с онтологическими особенностями субстанции Аристотель выявляет и её логические характеристики. С. Как субъект, а не как предикат суждения, выразимость С. В виде и роде предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не только различения духовной и телесной С., но и спора о так называемых субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (см.

Номинализм, Реализм). В философии нового времени выделяются две линии анализа С. Первая из них, связанная с онтологическим пониманием С. Как предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути качественного описания субстанциальных форм и отождествления С. С формой конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции Р. Декарт противопоставлял учение о двух С. Материальной (для которой характерны протяжённость и количеств. Измеримость) и духовной (мыслительной). Трудности дуализма в объяснении взаимоотношения С. Были преодолены Б. Спинозой на основе пантеистического. Монизма. Для него мышление и протяжённость — не две С., а два атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в своей монадологии вычленял множество простых и неделимых С., обладающих самостоятельностью, активностью и изменчивостью.

Вторая линия анализа С. — гносеологическое осмысление понятия С., его возможности и необходимости для научного знания. Она была начата Дж. Локком в его анализе С. Как одной из сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи субстанции. Дж. Беркли вообще отрицал понятие материальной С., хотя и допускал существование духовной субстанции. Д. Юм, отвергая существование как материальной, так и духовной С., видел в идее С. Лишь гипотетическую ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И. Кант, развивая гносеологический анализ понятия С., указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического объяснения явлений. Категория С., по Канту, — «. Условие возможности всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта...» (Соч., т.

3, М., 1964, с. 254). В отличие от недиалектического понимания С. Как неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал С. Как нечто, внутренне изменчивое (см. Там же, с. 257). Этот подход был развит Г. Гегелем (См. Гегель), который выделял внутреннюю противоречивость С., её саморазвитие. Однако диалектическая трактовка С. Как субъекта, развёртывающего своё содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него С. — ступень развития «идеи», а не бытия. Для современной буржуазной философии характерно негативное отношение к категории С. И её роли в познании, что в известной мере связано с усилением в науке внимания к изучению систем, связей и отношений. Вместе с тем в современном естествознании сохраняется тенденция поиска единой С.

(«первоматерии»). В различных течениях Неопозитивизма понятие С. Рассматривается как рудимент обыденного сознания, проникшего в науку, как неоправданный способ удвоения мира и натурализации восприятий. С одной стороны, критика понятия С. Смыкается с критикой материализма, а с другой — с отрицанием понятия причинности и причинного объяснения, с попытками заменить их описанием (П. Дюгем) или «функциональным отношением» (Э. Кассирер). В ряде направлений современной буржуазной философии (Экзистенциализме, философии обыденного языка) понятие С. Рассматривается как исходный принцип натуралистической метафизики, а его возникновение объясняется специфической структурой европейских языков, для которых характерно противопоставление субъекта и предиката суждения.

Наряду с этой линией истолкования понятия С. Существует ряд направлений, которые сохраняют традиционную трактовку С. (Неотомизм, неореализм). Некоторые идеалистические течения буржуазной философии 20 в. Стремятся выявить С. Культуры и человеческого существования — ценности в неокантианстве (См. Неокантианство), жизнедеятельность в философии жизни (См. Философия жизни) и др. Диалектико-материалистическое учение о С. Было развито К. Марксом в его анализе капиталистического производства и форм стоимости (в «Капитале» абстрактный труд рассматривается как С. Меновой и др. Форм стоимости). С точки зрения диалектического материализма, категория С. — одна из универсально-логических характеристик материи как активной причины своих собственных изменений, форма причинного объяснения объективного мира.

В противоположность феноменалистскому (см. Феноменализм) отрицанию категории С. Марксизм подчёркивает её необходимость для научно-теоретического анализа действительности. Именно это требование выдвигал В. И. Ленин. «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (Полн. Собр. Соч., 5 изд., т. 29, с. 142—43). Лит. История марксистской диалектики, М., 1971, гл. 10. Ильенков Э. В., Диалектическая логика, М., 1974. Орынбеков М. С., Проблема субстанции в философии и науке, А.-А., 1975. Heidmann К.., Der Substanzbegriff von Abalard bis Spinoza, B., 1890. Hessen J., Das Substanzproblem in der Philosophie der Neuzeit, B.— Bonn, 1932.

А. П. Огурцов..

Значения в других словарях
Субстантивация

(от лат. Substantivum — имя существительное) процесс перехода в класс имён существительных слов, принадлежащих др. Частям речи, а также словосочетаний без изменения их фонемного состава («портной», «заведующий»). В русском языке С. Подвергаются чаще всего прилагательные и причастия. Различаются окказиональная С., происходящая лишь в данном контексте («Купленное лежит в соседней комнате») и С. Как факт словообразования («столовая», «слепой», «часовой»). В результате С. Образуются и собственные им..

Субстантивные красители

то же, что Прямые красители. ..

Субституция

(позднелат. Substitutio, от лат. Substituo — ставлю вместо, назначаю взамен) в праве, назначение в завещании (См. Завещание) запасного наследника (субститута). В советском праве (например, ГК РСФСР, ст. 536) такой наследник призывается к наследованию (См. Наследование) лишь в случае смерти основного наследника до открытия наследства или при его отказе принять наследство. С. Предусмотрена также законодательством ряда др. Социалистических стран (в Венгрии, Польше). В наследственном праве Польши до..

Субституция органов

принцип эволюционных изменений организмов, при котором орган, выполнявший определённую функцию у предков, исчезает у потомков и заменяется другим органом, выполняющим ту же функцию. Установлен в 1886 немецким учёным Н. Клейненбергом. Пример С. О. — замещение хорды, свойственной низшим хордовым животным, позвоночником у высших хордовых. Лит. Северцов А. Н., Морфологические закономерности эволюции, М.—Л., 1939.. ..

Субстанция

СУБСТАНЦИЯ (лат. Substantia - сущность. То - что лежит в основе), объективная реальность. Материя в единстве всех форм ее движения. Нечто относительно устойчивое. То, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.. ..

Субстанция

СУБСТАНЦИЯ (латинского substantia - сущность. То, что лежит в основе), нечто относительно устойчивое, постоянное, существующее самостоятельно. В различных философских учениях могли вычленяться одна субстанция (монизм>), две субстанции (дуализм>), множество субстанций (плюрализм>).. ..

Субстанция

Понятие субстанции представляет собою одно из производных понятия бытия, выясняющееся в своем содержании через размышление над этим последним понятием. Под сущим в самом широком значении этого слова мы разумеем все положительно данное в предметах нашего знания, все то, что мы отличаем словом есть от слова нет. Вникая мыслию в то, что есть в предметах, мы необходимо различаем в них самое бытие от тех свойств и состояний, которым оно принадлежит. Так, например, спрашивая себя, что есть в человеке,..

Субстанция

-и, ж.. ..

Субстанция

(лат.). Всякого рода вещество, материя. Самостоятельный, сам по себе существующий предмет. В химии - основное начало, основание. В механике. Основная сила. В литературном произведении, каком-нибудь акте человеческой деятельности - существенная часть.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)[лат. Substantia - сущность] - филос. Материя в единстве всех форм движения. Неизменная основа, сущность вещей и явлений.(Источник. "Словарь иностранных слов"..

Субстанция

Вещество, материя, сущность. Первооснова, эссенция, эктоплазма, душа, основа, прана, суть, реальность, квинтэссенция, альфа и омега, ипостась, элементал. ..

Субстанция

Лат. Тело, материя, вещество.. ..

Субстанция

1. Ж.Объективная реальность, материя как первооснова, сущность всех вещей и явлений (в философии).2. Ж.То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.. ..

Субстанция

СУБСТА́НЦИЯ -и. Ж. [лат. Substantia - сущность]. ..

Субстанция

-и, ж. В философии. Первооснова, сущность всех вещей и явлений. II прил. Субстанциональный, -ая, -ое и субстанциальный, -ая, -ое.. ..

Субстанция

Субстанции, ж. (латин. Substantia-сущность). 1. Вечно движущаяся и изменяющаяся материя как Основа всех явлений (см. Материя в 1 знач. Филос.). 2. Основа, основное начало явления, суть чего-н. (науч.).. ..

Субстанция

(от лат. Substantia. ..

Субстанция

(лат. Substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. Неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний. Она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. Трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например 'вода' Фалеса, 'огонь' Гераклита). В средние ве..

Субстанция

СУБСТАНЦИЯ (лат. Substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) - философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. Неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний. Она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. Трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние века вопрос о..

Субстанция

(лат. Substantia — сущность, нечто, лежащее в основе) — философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. Неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний. Она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии С. Трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например "вода" Фалеса, "огонь" Гераклита). В средние ве..

Субстанция

Теософы употребляют это слово в двояком смысле, определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую. И, различая материальную, психическую и духовную субстанции (см. «Судда Сатва»), на идеальную (т.е. Существующую на высших планах) и реальную субстанцию.. ..

Дополнительный поиск Субстанция Субстанция

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Субстанция" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Субстанция, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа