Бернини

89

(Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, — 12.11.1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца — скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера римского и всего итальянского Барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля. Повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. Решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657—66, и др. Церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Б.

Живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, Стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Б. Добивался почти натуралистических эффектов — имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Б. Нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию («Экстаз святой Терезы», мрамор, 1644—52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).

Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций («Давид», мрамор, 1623, «Аполлон и Дафна», мрамор, 1622—25,— в Музее и галерее Боргезе, Рим), Б. Выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе. Бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Постепенно в портретах Б. Усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Б. В 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля).

Б. Создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639—46). Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Б. Начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624—33). Полностью особенности его манеры проявились в 1650—60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Б. Торжественность и величавость. Главное творение Б. — грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657—63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём.

Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм. Их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Б. Часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке).

Б. Сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны — Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648—51, и др.). Творчество Б., поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17—18 вв. Лит. Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957. Аркин Д., Бернини-скульптор, в его кн. Образы скульптуры, М., 1961. Pane R., Bernini architetto, Venezia, 1953. Wittkower R., Gian Lorenzo Bernini, the sculptor of the Roman baroque, L., 1955. О. В. Мамонтова. Бернини. Колоннада собора св. Петра в Риме. 1657—63. Бернини. «Давид». Мрамор. 1623. Музей и галерея Боргезе. Рим. Бернини. «Экстаз св. Терезы». Мрамор. 1644—52. Капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория.

Рим. Бернини. Площадь св. Петра в Риме. 1657—63. Л. Бернини. Автопортрет.Терракота. Эрмитаж. Ленинград..

Значения в других словарях
Бернина (массив в Ретийских Альпах)

Бернина (Bernina), наиболее высокий, почти изолированный кристаллический массив в Ретийских Альпах. ..

Бернина (перевал в Вост. Альпах)

Бернина (Bernina), перевал в Восточных Альпах, к В. От массива Бернина, в Швейцарии. Высота 2323 м.. ..

Бернини Джованни (Джан) Лоренцо

Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, ‒ 12.11.1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца ‒ скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля. Повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. Реша..

Бернли

(Burnley) город в Великобритании, на С.-З. Англии, в графстве Ланкашир. 76,9 тыс. Жителей (1963). Электро-техническая, авиационная и др. Отрасли машиностроения, хлопчатобумажная, швейная промышленность.. ..

Бернини

БЕРНИНИ (Bernini) Лоренцо (1598 - 1680), итальянский архитектор и скульптор. Представитель барокко. Архитектурные произведения (колоннада площади собора Святого Петра в Риме, 1657 - 63) отличаются пространственным размахом, динамикой форм, скульптура> - стремительностью движения, сочетанием религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью ("Экстаз Святой Терезы", 1644 - 52).. ..

Бернини

Джовани Лоренцо (Bernini) — знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, род. В 1598 в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант — его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г., — и восемнадцати лет создал замечательную группу "Аполлон и Дафна", отличающуюся необыкновенной нежностью очертаний. Апогея своей известности Б. Достиг при папе Урбане VIII, который для украшения храма св. Петра поручил ему устройство часовни над гробом апостола. К лучшим работ..

Бернини

(bernini) Джованни Лоренцо (1598, Неаполь – 1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель стиля барокко. Учился у отца, П. Бернини, известного скульптора. Испытал влияние живописи болонской школы, а также скульптуры эпохи эллинизма.Д. Л. Бернини. «Аполлон и Дафна». 1622—25 гг. Музей и галерея Боргезе. Рим   Ранние работы («Давид», 1623. «Плутон и Прозерпина», 1621—22. «Аполлон и Дафна», 1622—25) полны движения, драматического пафоса, страстного порыва. Бернини заставл..

Дополнительный поиск Бернини Бернини

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бернини" в словаре Большая Советская энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бернини, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа