Будный Симон

81

Известный социнианский проповедник XVI в., по происхождению мазур или литвин. Когда Б. Родился — неизвестно. Известно только, что он обучался в Краковской академии. Будный глубоко проникся реформационными идеями, и вскоре между тогдашними новаторами прослыл человеком высокого образования и неутомимой деятельности. Поэтому виленский воевода кн. Николай Радзивилл, по прозванию Черный, заложивший около 1552 г. Соборную церковь кальвинского, или, как тогда называли еще, гельвецкого вероисповедания в Клецке, вызвал из Польши на место пастора Б., который, вместе с Матвеем Кавечинским, наместником несвижским, и тамошним пастором Вавржинцем Кржижковским, с 1562 г. Начал издавать сочинении на польском, латинском и белорусском языках с целью, главным образом, распространения своего учения.

Затем, побуждаемый Кавечинским и Кржижковским, Б. Деятельно занялся переводом всей Библии на польский язык, которую и напечатал в Несвиже в 1570 г. И во второй раз — в 1572 г. Но Б. Недолго оставался усердным кальвинистом. Не нашедши в учении Кальвина того, чего искал, он перешел в лагерь социниан и усердно начал распространять социнианское учение по Литве. Когда Радзивилл начал убеждать его бросить новое учение, Б. Окончательно порвал всякую связь с кальвинизмом и перешел в Лоск, имение Яна Кишки, старосты жмудского и литовского кравчего, владельца 70 городов и 400 селений. Здесь он опять начал издавать сочинения на польском и латинском языках. В этих сочинениях рассеяно было множество до того новых и смелых мнений, что они произвели сильный переполох в обществе, и с этого времени Б.

Стали считать основателем новой секты, которую называли полужидовской, или эбионитско-литовской. Б. Вообще обличали в том, что при переводе он по своему усмотрению расширял или сокращал текст евангелистов, вообще очень ловко изменял текст с целью оправдания своего учения, — так, напр., набрал 26 цитат из Священного Писания, изменив их по своему усмотрению с целью доказать, что Иисус Христос не только не был Богом, но что и рождение Его не имело характера таинства, так что Ему не следует воздавать божеских почестей и т. Д. Одаренный от природы быстротой и силой мысли, хорошо образованный, зная много древних и новых языков, отличаясь необыкновенным писательским талантом, Б. Стал приобретать в тогдашней Польше множество сторонников своего учения.

В 1582 г. В Луславицах состоялся собор, на котором постановлено устранить Б. От исправления духовных обязанностей, под страхом сурового наказания. Это заставило Б., искренне или нет, отказаться от его взглядов. Что было потом с Б., когда и где он умер — неизвестно. Известно только, что он умер раньше Социна. Сочинения Будного весьма редки, так как католики собирали и сожигали их. Отметим некоторые из них. 1) "Об оправдании грешного человека пред Богом" (Несвиж, 1562). Это — первая книга, вышедшая из несвижской типографии, как видно из предисловия к ней. 2) "Катехизис, т. Е. Наука стародавная христианская, от святого писма, для простых людей языка руского, в пытаниах и отказах събрана" (Несвиж, 1562 г.). Это — протестантский катехизис.

В конце сказано, что "Доконана есть сиа кныга, зовемая греческим языком Катыхизис, а по-словенски Оглашение Богу. Накладом боголюбивых мужей, пана Матиа Кавечинского, наместника несвизского, Симона Будного, Лаврентиа Крышковского" и пр. 3) "О przednieyszych wiary chrześciańskiey artykułach. T. J. O Bogu jedynem, o Synu Jego i о Duchu Swiętym. Wyznanie proste z Pisma Świętego przez Simona Budnego krótko spisane, a za zezwoleniem Bracie niektórey w Litwie i na Rusi wydane Ktemu obrona tegož wyznania broniąca, przez tegož napisana" (Drukowano w Łosku przez Jana Karcana z Wieliczki, 1576). Против этой книжки писали многие, например Мартин Бялобржеский, польский богослов и проповедник XVI в.А. Э..

Значения в других словарях
Будный Симон

Будный Симон (1530, деревня Буды в Мазовии, Польша, ≈ 13.1.1593), деятель белорусской культуры, гуманист, активный деятель религиозно-национального движения в Литве и Белоруссии, попавших под власть Польши. Происходил, видимо, из среды мазовских или западнорусских мелких дворян. Окончил Ягеллонский университет в Кракове, учился в Италии, Швейцарии, был одним из наиболее образованных людей своего времени. Начал деятельность в 1558 в качестве кальвинистского проповедника. Организовал в Несвиже тип..

Будный Симон

БУДНЫЙ Симон (ок. 1530-93) - один из руководителей реформационного движения в Белоруссии и Литве. Организатор типографии в Несвиже, где издал на белорусском языке "Катехизис" (1562) и другие книги.. ..

Будмани Петр

Хорватский филолог, род. В 1835 году в Дубровнике. Учился на юридическом факультете Венского университета и вместе с тем занялся изучением индоевропейских языков. Познакомившись в 1860 году с Вуком Караджичем, он предался исключительно изучению славянских языков и в особенности сербохорватского. На первых порах своей ученой деятельности он переводил на сербохорватский язык с санскритского (Паньчатантру и Сакунталу), русского и польского языков. Потом издал сочинения. "Grammatica della lingua Ser..

Будники

Или Будаки — бывшие будные майданные крестьяне, некогда приписанные к казенным будным майданам, т. Е. К поташным или смолочужным заводам, а в Малороссии — к селитряным. В некоторых местностях России, напр. В Пензенской, Нижегородской губ., до сих пор сохранили это название.. ..

Будовец Вацлав

(барон) — чех, неправильно называемый в русских энциклопедиях Будовичем, родился в Праге в 1547 г. Восемнадцатилетним юношей, Б. Пустился в путешествие по Европе, и в продолжение 7 лет объехал Германию, Данию Италию, Францию, Англию и даже Турцию, причем хорошо усвоил языки этих государств. Возвратившись на родину, он поступил на коронную службу при германском посольстве в Константинополе, где коротко познакомился с магометанским вероучением, которое возненавидел всеми силами души. Эта ненависть..

Будочник

Этим именем прежде назывались у нас низшие служители городской полиции, полицейские часовые, стоявшие у своих будок и отсюда наблюдавшие за благочинием и чистотой на улицах — в пределах, порученных их ведению. Само название происходит от слова будка — небольшого помещения, обыкновенно строившегося на перекрестке двух улиц, в котором помещались два Б., сменявшие друг друга. Ныне Б., в большинстве городов, называется городовым, хотя во многих провинциальных городах и теперь сохранились как полицей..

Будный Симон

(1530-93), просветитель, один из руководителей реформационного движения в Белоруссии и Литве. Организатор типографии в Несвиже, где издал на белорусском языке "Катехизис" (1562) и другие книги. Был знаком с Иваном Федоровым, П.Т. Мстиславцем. Ему адресованы некоторые послания старца Артемия. Подвергался преследованиям.. ..

Будный Симон

[1530(?), дер. Буды в Мазовии, Польша, — 13.1.1593, с. Вишнёвое, ныне в Минской обл.], белорус, просветитель, идеолог реформац. Движения в Вел. Княжестве Литовском (кальвинизма, позднее — социнианства). Образование получил в Ягеллонском (Краковском) ун-те, учился также в Италии, Швейцарии. С 1558 учитель протестантской школы в Вильнюсе, с 1560 кальвинистский проповедник в Клецке и др. Городах Белоруссии. В 1562 вместе с М. Кавечинским и Л. Крышковским основал в Несвиже типографию. Издал кальвини..

Дополнительный поиск Будный Симон Будный Симон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Будный Симон" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Будный Симон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 12 символа