Волхвы на Руси

79

У русских славян нет известий об особом сословии жрецов. В начальной же летописи имеются многочисленные свидетельства о том, что тайные чары были предметом ведения В., кудесников, чародеев и др. Под этими именами начальный летописец разумеет прорицателей и гадальщиков, поборников исчезающего язычества, которые старались разными чудесами и предсказаниями пугать суеверный народ, еще не успевший вполне отречься от своих дохристианских поверий. Самое старейшее известие записано под 912 г., где идет речь о В. И кудесниках, из которых один предсказал смерть Олегу (имена "волхв" и "кудесник" в рассказе представляются синонимами). Под 1024 г. Рассказывается, что в Суздальской земле был голод. В. Стали избивать старух, считая их виновницами голода, и только вмешательство Ярослава прекратило эту резню.

Под 1071 г. Сначала идет речь о киевском волхве, который предсказал, что через пять лет Днепр потечет назад, земля греческая станет на месте русской, а русская на месте греческой. В народе нашлись "невегласи" (непросвещенные Христовым учением), которые слушали В. И поверили его словам. Но "вернии" посмеялись, говоря ему. "бес тобой играет на пагубу". В. Пропал ночью без вести. После этого рассказывается о двух В., появившихся в Ростовской земле во время голода и возбуждавших народ против женщин, говоря. "си жито держит, а си мед, а си рыбы, а си скору". Около них собралась большая толпа преданных людей, всюду по Волге и на Белоозере убивавшая женщин. Ян, сын Вышатича, с дружиной своей стал преследовать их, но захватить не успел, и только после, покинутые своими сторонниками, В.

Были пойманы и приведены к Яну. Под тем же годом, наконец, летопись говорит о В., который появился в Новгороде при князе Глебе и обещал пройти реку Волхов, как по суше. Он взволновал народ, но был убит самим князем. Теми же поборниками, если не язычества, то его суеверий и преданий, прорицателями и гадателями выставляют В. И летописные известия позднейшего времени (XII-XVI вв.), слова и речи архипастырей-проповедников, "Стоглав", "Домострой" и, наконец, так называемые "ведовские дела", относящиеся к XVII-XVIII вв. (печатные). Кроме слов. Волхв, кудесник и чародей, в летописях встречается множество других терминов, выражающих с небольшим оттенком одно и то же понятие — человека, одаренного сверхъестественным познанием сокровенных сил, заговора, гаданий, ворожбы и чар всякого рода.

Волшебник, колдун, обаванник, балий, бахарь, ведун, вещун, знахарь, врачевник, ворожея и др. Если в языческую пору, и даже в XI в., В. И его действия считались в народе необходимыми и благими, то впоследствии, с распространением христианства, на В. Стали смотреть как на существо злобное, преисполненное греха и находящееся в близкой связи с нечистой силой. Этот взгляд сохранился в народе, отчасти и до нашего времени. В XVIII в. Он держался и среди среднего класса населения, а до Петра I был одинаковым достоянием как царя, так и простолюдина. Сохранились известия, что даже такие умные и просвещенные по тому времени государи, как Иоанн IV и Борис Годунов, прибегали к искусству гадателей. Первый искал через них разгадки появления в 1584 г.

Кометы, а второй спрашивал о своей будущей судьбе. Памятники старины дают богатый материал и для определения действий В., предметов их действий и приемов.К действиям волхвов относились. 1) посягательство на жизнь, здоровье и ум. 2) снискание любви или предотвращение ее. 3) нанесение вреда или пользы хозяйству. 4) открытие преступника и 5) предотвращение чувства боли при пытке.Таинственную силу чародейства видели или в таких предметах и приемах, которые поражали воображение странностью или уродливостью формы, или в предметах и приемах самых обыкновенных, но употребляемых в совокупности с другими, чуждыми обыденной жизни, или в обратном общепринятому порядке. Всякий предмет или прием, которых назначение или свойства не были вполне понятны и известны, подавали повод к подозрению в таинственном их значении.

Многие травы и коренья отчасти служили для леченья, отчасти для колдовства. Травы употреблялись для этого свежие, толченые, сушеные, но чаще всего в отваре. Отвар предлагался в питье, в ванну, но преимущественно для таинственного обливания, подливания и переливания (пути). В большинстве случаев знахари не называли трав, и последние были более известны под именем "зелья" или "зилля". В напечатанных до сих пор "ведовских делах" упоминаются матул, папоротник, трава богородицкая и др.Из животных годными к чародейству признавались такие, которые возбуждали отвращение своим наружным видом. Жаба, змея (особенно ее кожа), лягушка и др. Особенная сила признавалась за некоторыми металлами. Так, золото входило в состав лекарственных снадобий.

Железо считалось символом крепости и закапывалось под порогом дома, чтобы сообщить железную крепость здоровью жильцов. Вода служила для прекращения засухи, для узнавания виновника кражи, посредством особого приема ее измерения, и т. П.Наконец, сам человек, члены его тела, пища, питье, одежда и все предметы домашнего обихода представляли богатый материал для колдовства. Всем перечисленным предметам таинственная сила волшебства придавалась при посредстве особых наговоров, заклинаний, заговоров, шептов (нашептываний), гаданий и т. Д. Существовали особые сборники этих шептов, которые в народе известны под именем "черных книг", как-то. "Волховник", "Чаровник", "Мысленник", "Астролог", "Путник", "Аристотелевы врата" и др.

Был и до сих пор встречается целый ряд народных лечебников, составлявших, по большей части, достояние врачевников, знахарей.В., как защитники язычества и хранители его суеверий и обрядов, с самых первых времен у нас Христианства должны были возбудить против себя гонения и со стороны духовенства, и со стороны княжеской власти. Уже в Церковном уставе Владимира Св. Положено наказание волхвам и чародеям — сожжение, которое подтверждено и уставом князя Всеволода, княжившего в Новгороде с 1117 по 1132 гг. Новгородская летопись под 1227 годом сохранила известие о сожжении четырех волхвов. В начале XV в. (1410 г.) в Пскове сожгли двенадцать "женок вещих". Сжигали волхвов и чернокнижников, по свидетельству Кошихина, и в его время (в царствование Алексея Михайловича), а ворожей закапывали в землю по грудь.

Но в том же XVII веке, как видно из дел, прибегали и к ссылке волхвов и ворожей в дальние места и заключению в монастыри, после предварительного пребывания в застенке на пытке. Кнут, клеймо и ссылка, а в маловажных делах один кнут — служили наказанием для В. И в течение всего XVIII века. Вместе с тем и сам простой народ прибегал к разным средствам для защиты от вредного влияния волхвов. Средства эти он отчасти заимствовал из обрядов языческих, пользуясь заговорами против "ярых волхвов, слепых знахарей" и т. Д., таинственной силой трав и, наконец, призывая против одних колдунов на помощь других. В эпохи общественных бедствий, как-то. Засухи или обилия дождей, народная месть жестоко преследовала В., подвергая их большей частью сожжению, особенно в XVI и XVII вв.

См. Также слова. Гадание, Заговор, Ведун, Ворожея, Знахарь.Ср. "Сказания русского народа" Сахарова, т. I. Его же, "Сказание о русском чернокнижии". "О христианском влиянии" Буслаева. "Ведун и ведьма" Афанасьева в учено-литературном Альманахе на 1851 г., изд. Щепкиным, и отдельно, М., 1851. Его же, "Колдовство на Руси в старину", в "Современнике" (1851, т. 26). Потебня, "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий", гл. III. Змей, волк, ведьма (в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей", 1865 г., № 4). Костомаров, "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях" (СПб., 1887). Мордовцев, "Русские чародеи и чародейки прошлого века" (в журнале "Заря", 1871 год, № 1). Есипов, "Колдовство в XVII и XVIII вв.

По архивным данным" (в "Древней и Новой России", 1878 г., №№ 9, 10 и 11). A. H. Труворов, "Волхвы и ворожеи" (из дела Ф. Шакловитого, в "Историческом Вестнике", 1889 г., № 6).В. Рудаков..

Значения в других словарях
Волхв

По сказаниям, записанным в наших хронографах XVI и XVII вв. — сын Словена, вождя первых поселенцев в пределах нынешней Новгородской губернии, по имени которого будто бы и названа самая река В., прежде называвшаяся Мутной. О нем говорится. "бе и бесоугодник и чародей лют, преобразуяся во образе зверя лютого крокодила и залегаше в той реце Волхов путь водный, и не поклоняющихся ему, овех пожираше, овех же испротерзаше и утопляя". Этот рассказ, по своему колориту, бесспорно народный. Змей, залегающ..

Волхвы

Особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были "мудрецы" или так называемые маги, мудрость и сила которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его В. Или мудрецы могли представлять собой разные степени "мудрости" — от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина В. — древний Восток. В. Или маги появляются в качестве особого класса у мидян и персов [С филологической ..

Волхов

Река, вытекает из озера Ильмень, в 5 верстах от Новгорода, протекает по уездам Новгородскому (110 верст) и Новоладожскому (98 верст), впадает в Ладожское озеро при городе Новая Ладога. Главное направление течения Волхова северо-восточное, близ Гостинопольской пристани принимает северное направление. Длина течения 208 верст, ширина при истоке 600 саженей, у Новгорода 110, далее 120-180 и при устье около 300 саженей. Глубина 1-8 саженей, исключая пороги, на которых глубина от 1/2 до 11/2 аршин. Па..

Волховец

Второй сын баснословного Словена, давший свое имя одному из рукавов Волхова.. ..

Дополнительный поиск Волхвы на Руси Волхвы на Руси

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Волхвы на Руси" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Волхвы на Руси, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 14 символа