Де Ветте

101

(De Wette) — известный немецкий богослов (1780—1849), основатель так называемой в библейской критике мифической школы. В Йенском университете слушал, между прочим, лекции Грисбаха и Паулуса, из которых последний уже успел тогда прославиться попытками рационалистического объяснения библейских чудес. Эти попытки, однако, не удовлетворили Д., он занялся исключительно литературной критикой различных книг Св. Писания. В 1805 г. Он издал диссертацию о "Второзаконии", утверждая, что оно не принадлежит автору других частей Пятикнижия. Ту же мысль, но полнее и обстоятельнее, он развил в изданном в следующем году "Введении в Ветхий Завет", которое смелостью своей критики произвело громадное впечатление. Д. Высказывает здесь мнение, сделавшееся основным принципом последующей библейской критики, — именно, что для удостоверения в подлинности священных книг недостаточно одних внешних свидетельств предания, а необходима критика, основывающаяся на самом их содержании.

Исходя из этого принципа, он пришел к отрицанию Моисеева происхождения "Пятикнижия", взятого в целом. Оно составляет, в его глазах, национальную эпопею еврейского народа и состоит из отрывков, соединенных в один сборник в различные времена и различными авторами. Так, по его мнению, автор, издавший книгу "Левит", жил позже того, который издал книгу "Исход", а отрывки, составившие книгу "Чисел", были собраны еще позже. Самой поздней частью "Пятикнижия" Д. Считает "Второзаконие", изданное уже незадолго до плена вавилонского, в царствование царя иудейского Иосии. Наиболее древние фрагменты "Пятикнижия", по мнению Д., восходят не далее эпохи царя Давида. В 1807 г. Д. Был назначен профессором богословия в Гейдельберге.

Там он издал свой комментарий на Псалмы, в котором отрицал подлинность многих приписываемых Давиду псалмов и так наз. Мессианские псалмы объяснял соотношением с современными им событиями. В 1810 г. Д. Приглашен был в новооткрытый тогда Берлинский университет, где встртился с Шлейермахером. Религия чувства, которую проповедовал последний, нашла горячее сочувствие в Д., который оставался человеком глубоко религиозным. В Берлине Д. Написал лучшее свое ученое исследование — "Beiträge zur histor. Kritik. Einleitung in d. Alte Testament", выдержавшее при его жизни 7 изданий. Находя, что в священных книгах евреев, как и в национальных летописях других народов, не все может считаться исторически достоверным, он утверждал, что в них важную роль играет мифология.

До сих пор не потеряло значения составлен. Д. "Lehrbuch d. Hebräisch-jud. Archeologie" (1814, 4 изд. 1864). Как бы сам испугавшись смелости своих критических суждений касательно св. Книг, Д. Долго не решался приложить их к книгам Нового Завета и старался найти в религиозной философии опорный пункт для примирения знания и веры. С этой целью он тщательно изучал Гегеля. Но критическая тенденция взяла свое, и в 1826 г. Явилось "Einleitung in d. Neue Testament", отличающееся совершенно теми же критическими приемами. Д. Отрицает подлинность некоторых новозаветных книг, между прочим Евангелия от Иоанна. В изданном позже "Egsegetisches Handbuch zum Neuen Testament" он хотя и старался опровергать "Жизнь Иисуса", Штрауса, но уже окончательно стал на почву мифизма.

Д. Написал еще много других сочинений, в том числе два дидактических романа. "Teodor od. Die Weihe des Zweiflers" и "Henr. Melchtal oder Bildung und Gemeinheit", в которых он старался в легкой форме изложить свои идеальные воззрения на религию. Последние годы своей жизни Д. Был проф. В Базеле. Разлад между убеждениями критического ума и требованиями религиозного сердца выразился всего яснее в стихотворении, найденном в его бумагах после его смерти. Оно начинается словами. "Я сеял семя, но где ж теперь желтеющая нива" (Den Samen hab'ich ausgesät, doch wo ist nun die reife Ernte). Д. Пользуется значительной известностью и в нашей богословской литературе, которая при всем отрицательном отношении к нему не могла не оценить его превосходной библейской археологии.

А. Л..

Значения в других словарях
Де Бари

(Генрих Антон) — ботаник. См. Бари.. ..

Де Вер

Обри-Томас (De Vere) — англ. Поэт и полит. Деятель. Род. В 1814 г. В Ирландии. Уже первые его поэтические произведения "The Waldenses, or the fall of Rora" (1842), "Searches after Proserpine and other poems" (1843) имели большой успех. Из дальнейших замечательны. "Poems, miscellaneous and sacred" (1856). "May Carols" (1857). "The sisters" (1861). "The infant bridal" (1864). "Irish odes" (1869). "The legends of St. Patrik" (1872). "Antor and Zara" (1877). "Legends of the Saxon saints" (1879). "Es..

Де Геер

(De-Geer) — известный род, представители которого прославились в истории промышленного, политического и торгового развития Швеции. Происходит из Брабанта. Один из Д., спасаясь от преследования католиков, бежал в Роттердам. Сын его Луи (1587-1652) сначала стоял во главе банкирской конторы в Амстердаме. Король шведский Густав-Адольф, состоявший его должником на значительную сумму, предоставил ему в залог один из шведских железных заводов (Финспонг). Д., переселившись в Швецию, предпринял ряд улучш..

Де Деккер

(Пьер Жак Франсуа de Decker, 1812—1891) — бельгийский государственный деятель, был адвокатом в Генте. В 1835 г. Издал сборник стихотворений "Religion et amour". В 1837 г. Основал с Дешаном католич. "Revue de Bruxelles". С 1839 г. Член палаты депутатов. В умеренно-католическом кабинете Видена (1855) Д. Был министром внутренних дел, но после майских беспорядков 1857 г. Вышел в отставку и занялся финансовыми и промышленными предприятиями. После краха банка Лангран-Дюмонсо, в котором Д. Был админист..

Де Ветте

(De Wette) Вильгельм Мартин Леберехт (1780-1849), нем. Либерально-протестантский богослов и экзегет. Род. Близ Веймара в семье лютеранского пастора. Образование получил в Веймаре и Иене. Проф. На кафедре экзегезы в Гейдельберге (1807-10) и в Берлине (1810-19). С 1822 проф. Нравств. И практич. Богословия в Базеле. В первый период своей деятельности находился под влиянием идей *Гердера и исповедовал рационалистич. Философию. Неудовлетворенный "натуральным" толкованием библ. Чудес, к-рое предлагал ..

Дополнительный поиск Де Ветте Де Ветте

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Де Ветте" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Де Ветте, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 8 символа