Дельфы

81

(Δελφοί) — γор. В юго-зап. Фокиде, у подошвы г. Парнаса, знаменитый своим оракулом Аполлона. По одним известиям, здесь до оракула Аполлона были оракулы других божеств (Земли, Фемиды, Посейдона и др.). По гомеровскому гимну, Аполлон сам избрал себе Д. Местом для святилища, предварительно убив обитавшего здесь дракона Пифона. По его желанию баснословные зодчие Трофоний и Агомед построили ему здесь храм. Сам он добыл себе и храмовых служителей в лице критских моряков, корабль которых привел он в гавань Д. — Крису, превратившись в дельфина. После основания дорийских государств в Пелопоннесе в Д. Был перенесен из Фермопил центр древнейшей амфиктионии. Законы Ликурга были продиктованы или, по крайней мере, одобрены дельфийским оракулом, на утверждение которого шли и все прочие важные мероприятия Спарты.

Цари ее поддерживали постоянные сношения с оракулом. Учреждение олимпийских игр состоялось также под влиянием Д. Уже в эпоху составления гомеровских поэм (не позже VIII в. До Р. X.) Пифон, как назывались тогда Д., славился своими несметными богатствами. В эпоху греческой колонизации Д. Получили еще большее значение, так как оракул взял в свои руки верховное руководство этим делом. Ни одна колония не выводилась без предварительного совещания с оракулом. Многие отправлялись по его прямому приказанию, причем часто он указывал и место, куда следовало выселиться. Это показывает, что Д. Жрецы обладали очень обширными по своему времени географич. Познаниями и связями в разных концах известного тогда мира. Уже в VIII-VII вв.

Д. Оракул знаменит в дальних странах. Этруски имеют свою сокровищницу в Д. Мидас фригийский, Тарквиний Гордый, лидийские цари династии Мермнадов спрашивают его совета и приносят ему дары. Получив такое значение и разбогатев, город Д., выросший вокруг святыни Аполлона, не желал находиться в зависимости от Крисы, в области которой находилось святилище. Между ними начались недоразумения, разрешившиеся в начале VI в. Так называемый первой священной войной амфиктионов. Криса была разрушена, и территория ее посвящена богу. В память этого были учреждены пифийские игры (около 590 г. До Р. X.). В 548 г. Древний храм сгорел. Возобновление его с помощью стекавшихся отовсюду пожертвований принял на себя афинский род Алкмеонидов. Строил его коринфский зодчий Спинфар.

Во время греко-персидских войн Д. Святилище было, по преданию, спасено от отряда варваров самим богом. В эту эпоху Д. Политически принадлежали к Фокейскому союзу. В 448 г. Они отделились от союза при помощи спартанцев, но тотчас же были насильно возвращены в его среду фокейцами, которым помогли афиняне. Лишь по Никиеву миру (421 г.) афиняне признали независимость Д. И неприкосновенность направлявшихся туда богомольцев. Во время священной войны IV в. (З55-346) Д. Были захвачены и впервые укреплены фокейцами, а сокровища храмовые разграблены и употреблены на военные издержки. В македонскую эпоху значение Д. Упало, но они продолжали быть центром амфиктионии, так что даже этолийцы в эпоху своего наибольшего преобладания (III в.) действовали именем Д.

В 279 г. Д. Подверглись нападению диких орд галлов, но были спасены, главным образом этолийцами. Оракул продолжал существовать во всю римскую эпоху, вплоть до Феодосия В., который приказал закрыть его (около 390 г. По Р. X.). Предсказания еще в эпоху Плутарха давно уже перестали даваться в метрической форме. Подробное описание святилища дает Павзаний в Х книге своего "Описания Эллады". При входе с В в город Д. Находилось несколько храмов. Важнейший из них был посвящен Афине Предхрамной (А. Προναία). Δалее следовало святилище "Героя Стража" и гимназия. Между этими зданиями и самым святилищем, окруженным стеной, протекал ручей Касталия, берущий начало из ущелья между двумя скалами — Фэдриадами, у подножия которых находилось святилище.

Дар вдохновения стал приписываться Касталии лишь римскими поэтами. Священный округ был наполнен статуями, всякого рода посвятительными сооружениями, доходившими иногда до размеров целых зданий и т. П. Самый храм был построен в дорическом стиле и имел богатый скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов и галлов. В пронаосе были начертаны изречения семи мудрецов ("Познай самого себя", "Ничего чрез меру" и т. Д.) и находилось загадочное Е в трех экземплярах. Деревянном, посвященном 7-ю мудрецами, бронзовом — афинянами и золотом — императрицей Ливией. В самом святилище, куда никто, кроме пифии и жрецов, не допускался, находилась знаменитая расщелина в скале, из которой выходили одуряющие пары.

Над ней стоял треножник, на который садилась пифия для приведения себя в экстаз под влиянием паров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того, как одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краю расселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия перед гаданием, и лавровое дерево, листья которого она жевала. Дерево это каким-то неизвестным способом приводилось в содрогание. Здесь же находился так наз. "пуп земли" — конусообразное возвышение из мрамора, обвитое священными повязками. Из бесчисленного количества всяких посвящений (после массового вывоза произведений искусства в Рим, при Нероне, оставалось еще до 3000 статуй) заслуживает особого упоминания колоссальный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычи после Платейской битвы.

Золотая чаша его подперта была снизу бронзовой колонной в виде трех свившихся змей. Все золотые части стали добычей фокийцев, бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческих государств, сражавшихся с персами, перевезена была Константином В. В Константинополь, где она и теперь находится. На стенах так называемой "Лесхи Книдийцев" находились знаменитейшие композиции Полигнота, изображавшие падение Трои и подземное царство. Близ Д., в отрогах Парнаса, сталактитовый грот, посвященный в древности нимфам и Пану. До последнего времени в Д. Производились раскопки франц. Афинской археологической школой в весьма скромных размерах. Найдены фундаменты и некоторые архитектурные части храма, причем в стене, облицовывающей фундамент, оказалось более 600 надписей, большей частью касающихся отпущения на свободу рабов.

Главной помехой к систематическому исследованию Д. Служило то, что на самом месте святилища находится деревушка Кастри, дома которой почти целиком состоят из древних обломков. В последнее время франц. Правительству удалось преодолеть эго затруднение. Оно заключило с греческим правительством договор, по которому последнее берет на себя экспроприацию Кастри, а французское правительство производит за свой счет раскопки. Найденные предметы составляют достояние Греции. Франц. Правительство имеет исключительное право на воспроизведение и издание всех найденных предметов в течение 5 лет. Конвенция имеет силу в течение 10 лет со дня подписания (13 апр. 1891 г.). См. Р. Foucart, "Memoire sur les ruines et l'histoire de Delphes" ("Archives des Missions Scientif.", 1865).

A. Mommsen, "Delphica". Pomtow, "Beiträge zur Topographie von D." (Б., 1890).A. Щукарев..

Значения в других словарях
Дельфы

(греч. Delphoí) древнегреческий город у подножия горы Парнас в юго-западной Фокиде. Крупный религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона (см. Дельфийский оракул). В 7—6 вв. До н. Э. Д. Приобрели роль общегреческого святилища. С начала 6 в. До н. Э. В Д. Происходили общегреческие Пифийские игры, на время которых в Греции устанавливалось священное перемирие, в Д. Стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами, новостями. В Д. Скапливались многочисленные дары — посвящения Аполлону..

Дельфы

ДЕЛЬФЫ - древнегреческий город в юго-западной Фокиде (Ср. Греция), общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона. В Дельфах происходили общегреческие пифийские игры.. ..

Дельфт

(Delft) — город в нидерландской провинции Южной Голландии, между Роттердамом и Гагой, на речке Шие. Прорезан каналами. Имеет (1891) 29022 ж. Из зданий замечательны. Принценгоф (теперь казармы), городской дом, цейгхауз (прежний склад товаров Ост-индской компании), готическая церковь с несколько наклонной башней. Памятники адмиралов Тромпа и Гейна и естествоиспытателя Левенгука. Политехническая школа, школа, готовящая чиновников для ост-индских колоний и др. Прежде знаменитое производство фаянсовы..

Дельфцейль

(Delfzyl) — маленький, сильно укрепленный город в нидерландской провинции Гренинген, с 6642 ж. (1891), занимающимися мореходством и рыбной ловлей, при впадении Фивая в Долларт и при начале Длинного канала. Прекрасная гавань. Считается ключом к провинциям Гренинген и Фрисландии.. ..

Дельянсий

Род ламутов. См. Ламуты.. ..

Дельянский род ламутов

— см. Ламуты.. ..

Дельфы

Культовый центр и город в Фокиде, где находился наиболее прославленный оракул Древней Греции. Дельфы расположены примерно в 7 км севернее Коринфского залива на южном склоне горы Парнас, на высоте почти 600 м над у.м. Здесь, в изрезанной горной лощине, над которой возвышаются две трехсотметровые скалы Федриады (греч. "сияющие"), сходящиеся под тупым углом выше Дельф, из-под земли пробивается Кастальский ключ, дающий начало потоку, который протекает восточнее святилища и впадает в реку Плейст. Угр..

Дельфы

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Дельфы

Древнегреческий город в юго-западной Фокиде (Ср. Греция), общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона. В Дельфах происходили общегреческие пифийские игры.. ..

Дельфы

        (греч. Delphoн), древний город в Греции, у подножия горы Парнас. Религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона, в VII-VI вв. До н. Э. Ставший общегреческим святилищем. Памятники Дельфы (открыты раскопками с 1892)гармонично сочетаются с горным рельефом. На священном участке Аполлона - украшенный рельефами храм Аполлона Пифейского (VI в. До н. Э., перестроен в IV в. До н. Э., архитекторы Ксенодор и Агатон), сокровищницы сифнийцев (около 525 до н. Э.), афинян (начало V в. До н. Э.) и ..

Дельфы

- древнегреческий город в Фокиде, религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона. В 7- 6 вв. До н.э. Дельфы приобрели роль общегреческого святилища. С начала 6 в. До н.э., после т.н. Священной войны, в Дельфах стали происходить один раз в четыре года Пифийские игры. На это время устанавливалось священное перемирие, в Дельфы стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами и новостями. Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца 5 в. До н.э. В 80-е гг. 1 в. До н.э. Дельфы были разгр..

Дельфы

(Delpoi) - др.-греч. Город в Фокиде, религ. Центр с храмом и оракулом бога Аполлона. В 7-6 вв. До н.э. Д. Приобрели роль общегреч. Святилища. С нач. 6 в. До н.э. После т.н. 1-й свящ. Войны в Д. Стали происходить 1 раз в 4 года Пифийские игры. На это время устанавливалось свящ. Перемирие, в Д. Стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами, новостями. Дельфийские жрецы, накапливая сведения о положении в различных гос-вах, использовали свою осведомленность при составлении ответов оракул..

Дельфы

(Delphi)Священная война. ..

Дельфы

(Delphi, Δελφοί)· Небольшой город в Фокиде, известный храмом и оракулом Аполлона. Гомер называет это место Пифоном (ΙΙυθώ). Дельфы считались в древности средоточием не только всей Греции, но и всей земли. Оракул вопрошался в середине храма, где находилась расщелина, из которой выходили удушливые испарения и над которой установлен был треножник. На треножнике помещалась жрица, называемая Пифией, вдыхала пары и в бесссознательном состоянии произносила слова, которые считались внушенными Аполлоном ..

Дополнительный поиск Дельфы Дельфы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дельфы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дельфы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа