Евпатий Коловрат

146

Герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. Повесть издана Ундольским (во "Временнике моск. Общ. Истории и древностей", кн. XV) и Срезневским ("Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках", 1867, XXXIX). В "Русском Временнике" (Москва, 1820, I, 126) и в "Сказаниях русского народа" Сахарова она соединена с другою "Повестью о нашествии Батыя на Русскую землю". Рассказ о Е. В "Повести" следует после описания погрома, произведенного Батыем в Рязанской земле. Во время нашествия Батыя Е. Коловрат был в Чернигове с князем Ингварем Ингоревичем, собирая подати для своего князя.

Услыхав о приходе Батыя, Е. С небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение — развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за "безбожным" Батыем, чтоб "испить смертную чашу" наравне с своими князьями, и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Татары думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и привести их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Е. Коловрата и посланы князем Ингварем Ингоревичем рязанским, чтоб его, "сильного царя, почтить и честно проводить".

Батый послал шурина своего Хостовруда (иначе Таврула) на Евпатия с сильным полком татарским. Хостоврул хвастался, что приведет Е. Живым к царю. Но в битве Е., "исполин силою", рассек Хостоврула "на полы до седла" и перебил множество "нарочитых богатырей Батыевых". Наконец татары начали стрелять в Е. Из множества метательных орудий и тогда только убили его. Когда тело Е. Принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Е. И его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два — с тмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Е., он "держал бы его против сердца своего". Затем он отдал тело Е. Его уцелевшей дружине, которую велел отпустить безнаказанно.

Несмотря на изложение книжника, в рассказе о Е. Коловрате проскальзывают черты народной былины в некоторых эпических деталях и выражениях. Имя татарского богатыря Хостоврула или Таврула, рассеченного Е. Нá-полы до седла, встречается в былинных именах Бахмет Тавруевич, Возвяг Таврольевич. Былинные параллели к рассказу рязанской "Повести" о Е. Коловрате указаны проф. М. Халанским в его книге "Великорусские былины киевского цикла" (Варшава, 1885, стр. 85 и след.).Вс. Миллер..

Значения в других словарях
Евпатий Коловрат

легендарный русский богатырь, боровшийся против татаромонгольских завоевателей в 13 в. О борьбе рязанского «вельможи» Е. К. И его «полка» (численностью в 1700 чел.) после взятия татарами Рязани (1237) рассказывается в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» (1-я половина 14 в.), в которую этот сюжет проник, очевидно, из народного эпоса. «Повесть» прославляет силу, отвагу и патриотизм Е. К. И его сподвижников («храбров»). В некоторых списках «Повести» указывается отчество Е. К. — Львов..

Евпатий Коловрат

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ - полулегендарный богатырь, рязанский боярин. Зимой 1237/38 с "полком" в 1700 человек нанес поражение монголо-татарам во Владимиро-Суздальской земле. Убит в бою. Его подвиги описаны в "Повести о разорении Рязани Батыем".. ..

Евпатий Коловрат

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ, полулегендарный богатырь, рязанский боярин. Зимой 1237/38 с "полком" в 1700 человек нанёс поражение монголо-татарам под Рязанью. Убит в бою. Его подвиги описаны в "Повести о разорении Рязани Батыем".Источник. Энциклопедия "Отечество"(ск. 1237/38), рязанский вельможа, воевода и богатырь. С отрядом в 1700 человек, уцелевших от татаро-монгольского разгрома Рязани, напал на стан хана Батыя и привел захватчиков в замешательство, перебив многих «нарочитых» монгольских богатырей. Тата..

Евнух

(греч.) — кастрат, в частности оскопленный слуга, предназначенный к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами евнухам возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в сирийско-малоазийских культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Е. Упоминаются и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на Востоке. По преданию, Периандр, тиран коринфски..

Еводия

Христианка в Филиппах, которую апост. Павел умоляет "мыслить то же о Господе" с другой христианкой Синтихией (Филипп. IV, 2). Некоторые писатели видели в этих именах символ двух церквей — из евреев и из язычников.. ..

Евпатор

(Εΰπάτορ — благородный). — 1) царь Воспора Киммерийского, правивший, по свидетельству монет, в 451—467 гг. Восп. Эры (154/5—170/1 по Р. Хр.). (Полное имя. Тиверий Юлий Е. — 2) Прозвище некоторых царей эпохи диадохов. Наиболее известны. Антиох V Е. Сирийский (164—162 до Р. Хр.), Птолемей VII Е. Египетский (146 до Р. Хр.) и Митридат VI Е. Понтийско-воспорский (121—63).. ..

Евпаторийский 211-й резервный батальон

Сформирован в 1845 г., а в 1897 г. Получил теперешнее название.. ..

Евпатий Коловрат

Полулегендарный богатырь, рязанский боярин. Зимой 1237/38 с "полком" в 1700 человек нанес поражение монголо-татарам во Владимиро-Суздальской земле. Убит в бою. Его подвиги описаны в "Повести о разорении Рязани Батыем".. ..

Евпатий Коловрат

Рязанский боярин и воевода, боец с монголами 1237 г.{Половцов}. ..

Евпатий Коловрат

(ск. 1237/38), рязанский вельможа, воевода и богатырь. С отрядом в 1700 человек, уцелевших от татаро-монгольского разгрома Рязани, напал на стан хана Батыя и привел захватчиков в замешательство, перебив многих "нарочитых" монгольских богатырей. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата после того, как они применили против него "пороки" - камнеметы. Евпатий погиб в сражении и удостоился самой высокой похвалы даже со стороны своих врагов - хана Батыя и его окружения. О.М. Рапов. ..

Евпатий Коловрат

Легендарный рус. Богатырь, боровшийся против монг. Завоевателей в 13 в. О партиз. Борьбе рязанского "вельможи" Е. К. И его "полка" (численностью в 1700 чел.), развернувшейся после взятия монголами Рязани (1237), рассказывается в др.-рус. "Повести о разорении Рязани Батыем", в к-рую этот рассказ проник, очевидно, из нар. Эпоса. "Повесть" прославляет силу, отвагу и патриотизм Е. К. И его сподвижников ("храбров"). В нек-рых списках "Повести" указывается отчество Е. К. - Львович.Лит. Воинские повест..

Дополнительный поиск Евпатий Коловрат Евпатий Коловрат

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Евпатий Коловрат" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Евпатий Коловрат, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 16 символа