Единокровные и единоутробные братья и сестры

187

Первые-те, которые происходят от одного отца, но от разных матерей. Вторые — те, которые происходят от одной матери, но от разных отцов. Одним из следов стадии материнства, в эпоху, когда уже упрочилась патриархальная семья, является то, что единокровные братья и сестры не считались такими родственниками, между которыми невозможен брак. Так, у ветхозаветных евреев Авраам был женат на единокровной сестре своей Саре. В Афинах и в Спарте можно было жениться на единокровных сестрах, но отнюдь не на единоутробных. При полном расцвете кровного начала родства бывают примеры противоположного явления. Единоутробные братья считаются более отдаленными родственниками, чем единокровные. Так, в Риме в эпоху Константина единокровные братья и сестры (consanguinei) имели право оспаривать завещание брата, если им не отказана законная их доля, — а единоутробные братья и сестры (uterini) такого права не имели.

В современных законодательствах отличие единокровных и единоутробных от полнородных (germani, vollbürtige) относится исключительно к области наследственного права. Во многих западных законодательствах (например, французском, австрийском, саксонском и цюрихском, а также проекте германского уложения) единокровные и единоутробные братья и сестры получают по наследству вдвое меньше, чем полнородные. Это составляет прямое последствие того, что в этих законодательствах наследство, оставшееся после лица, умершего бездетно, делится пополам между отцом и его потомством и между матерью и ее потомством. Оттого единокровные и единоутробные получают доли только из одной половины имущества, а полнородные — из обеих половин.

Таким образом, в этих законодательствах полнота родства влияет только на размер наследственной доли, а не на право наследования. Наоборот, в других законодательствах (например, наших прибалтийских губерний) единокровные и единоутробные призываются к наследованию только за отсутствием полнородных. В нашем законодательстве наследование единокровных и единоутробных определяется специальным законом (ст. 1140, Х т., 1 ч.), составляющим резкое отступление от основного начала нашего наследственного права. Для пояснения возьмем таблицу, где у наследодательницы (Зинаиды) есть полнородная сестра (Елизавета), единокровные брат (Иван) и сестра (Марья), и единоутробные брат (Сергей) и сестра (Вера).После смерти Зинаиды ее родовое имущество должно поступить, по общим правилам о наследовании.

Доставшееся ей от Николая — прежде всего единокровному брату Ивану, а за его отсутствием, ее сестрам — полнородной Елизавете и единокровной Марье, в равной части. А доставшееся ей от Юлии — к единоутробному брату Сергею. Особенность существует только относительно благоприобретенного имущества (например, капитала). Здесь прежде всего призывается к наследованию Елизавета. Если бы Елизаветы или ее потомков не было, то следовало бы, по-видимому, призвать к наследованию только Ивана. Если бы и его не было, то только Марью. А если бы не было и Марьи, то двоюродных или троюродных братьев или сестер по отцу, т. Е. Племянников Николая. Сергей или Вера должны были бы остаться в стороне от наследования, потому что у нас, по общему правилу, для наследования необходимо кровное родство с наследодателем.

И потому, если бы у Зинаиды не оказалось вовсе родственников по отцу, то ее имущество сделалось бы выморочным. Но по 1140 ст. В этом случае наступает другой порядок. Если у Зинаиды не окажется сестры Елизаветы, то совершенно одинаковое право с Иваном и с Марьей (единокровными) имеют Сергей и Вера (единоутробные). Поэтому, вместе с Иваном будет призван к наследству и Сергей. За отсутствием Ивана, будет призван к наследованию только единоутробный брат Сергей, т. Е. Лицо совершенно чужого рода. За отсутствием Сергея будут призваны с равными правами Марья и Вера или, за отсутствием Марьи, одна единоутробная Вера. Таким образом, особенность 1140 ст. Заключается в том, что при наследовании в благоприобретенном имуществе.

1) единокровные призываются к наследованию за отсутствием полнородных (по букве закона — "родных"). 2) полнородная сестра исключает единокровного брата. 3) с единокровными совершенно сравнены единоутробные, и потому 4) единоутробным дается предпочтение перед двоюродными кровными. Все изложенное представляет выводы из буквального смысла закона, тем не менее первые два положения спорны. Именно по решениям кассационного сената единокровные призываются к наследованию не после полнородных, а наряду с ними. Единокровный брат Иван устраняет от наследования полнородную Елизавету, а единокровная Марья наследует наряду с Елизаветой. Такой взгляд сената, противореча тексту закона, согласуется с общим принципом наследования по кровному (отцовскому) родству.

Взгляд сената нельзя считать общепризнанным не только в литературе (ср. "Курс" Победоносцева, который следует буквальному тексту закона), но даже в судебной практике (ср. Отзывы судей в "Замечаниях о недостатках действующих гражданских законов", изд. Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения, СПб., 1891).M. Брун.В церковном праве о единокровных и единоутробных братьях и сестрах идет речь при исчислении степеней родства ввиду заключения браков. Те и другие считаются между собой как кровные, родные братья и сестры, т. Е. Состоят между собой во второй степени родства..

Значения в других словарях
Единодержавие

Е. Московских государей возникло на почве очень сложных и не вполне еще выясненных политических и бытовых отношений в северо-восточной Руси. В историографии вопрос этот разрешается совместно с исследованием причин, под влиянием которых Е. Отлилось в известную политическую форму. Московские историки-публицисты XVI в. Хотели объяснить себе, откуда появились московские цари-самодержатели. Ставя их появление под покров "старины", московские историки отыскали русских самодержателей в далеком прошлом,..

Единодневные церкви

Иначе обыденные церкви - церкви, которые сооружались по обету в один день для избавления от какого-либо общественного бедствия. Так как они строились по обету, данному целым городом, то они назывались также обетными и заветными. Но не все обетные церкви были единодневными. Обыкновенными поводами к возведению Е. Церквей служили моровые поветрия. Так, например, во время мора 1390 г. Построили в Новгороде Е. Церковь св. Афанасия и Кирилла Александрийских. По случаю моровой язвы 1417 г., известной п..

Единонаследие недвижимых имений

Е. Недвижимых имений установлено было в России указом Петра I от 23 марта 1714 г. История появления этого указа вполне разъяснилась лишь в самое последнее время и может быть теперь представлена в таком виде. В 1713 г. Федор Салтыков, посланный за границу для покупки кораблей, прислал Петру проект разных изменений в русских порядках, применительно к законодательству других европейских держав. Тут было и предложение "после смерти всех господ и дворян первородных их сынов унаследовать во всех отече..

Единорог

См. Нарвал.. ..

Дополнительный поиск Единокровные и единоутробные братья и сестры Единокровные и единоутробные братья и сестры

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Единокровные и единоутробные братья и сестры" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Единокровные и единоутробные братья и сестры, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Е". Общая длина 44 символа