Ибн-Тофейль

100

(Абу-Бекр Мохаммед бен Абдольмелик эль-Бершани) — араб. Философ, род. В нач. XII в. В Альмерии (Исп.), ум. В Марокко в 1185 г. Сперва был секрет. Правителя Гренады, и здесь написал два тома медиц. Сочин. Второй султан альмохад, Абу-Якуб Юсоф (1163-84) сделал его своим визирем и лейб-медиком. И.-Тофейль был знаток физики, астрономии, математики, философии, писал стихотворения ("Элегия на взятие г. Кафсы в 1161 г."). Близость с Юсофом помогла ему привлечь к его двору ученых и философов, между прочим Аверроэса, который по его настоянию написал свой разбор Аристотеля. Сам И.-Тофейдь, как философ, стоит ближе к Платону, чем к Аристотелю. Скорее всего он неоплатоник (ишракы, мистик). От него остался знаменитый философско-психологический роман, на тему, разработанную Авиценной, Альфараби и И.

Баджа. "Хай ибн Иекзан" ("Живой, сын Бодрствующего"). Герой рождается на пустынном острове под экватором, без отца и без матери. Он выходит из земли, и его кормит коза. Здесь он ведет жизнь, подобную робинзоновской, делает известные приобретения культурные и затем самостоятельно, путем чистого мышления, достигает решения высших философских задач. Окончательный вывод, к которому приходит Хайй — пантеизм, мистицизм, поглощение в Едином и экстаз. На 50-м г. Его жизни, на о-в прибывает аскет Асал, который, путем религии, пришел к тем же выводам, что и Хайй. Заключение. Для толпы необходим авторитет откровенной религии, а мудрец доходит до истины посредством философии (правильнее теософии). Роман переведен на перс. Язык, на еврейский (с коммент.

Моисея Нарбоннского), на латинский (Ed. Pococke. "Philosophus autodidactus", с ар. Текстом, Оксф. 1671 и 1700). Англ. Переводы 1686, 1708, 1731, немецкие — "Der von sich selbst gelehrte Weitweise" (Франкфурт, 1726) и "Der Naturmensch" (Берлин, 1782). Новейшее арабское изд. — Каиро, 1882.Литер. Brucker, "Hist. Critica philosophiae" (т. III). Hammer, "Lit.-Gesch. Der Araber" (т. VII). S. Munk, "Mélanges de philosophie juive et arabe" (П. 1859). Dozy, "Hist. Des musulmans d'Espagne" (Лейден, 1861). Его же, "Recherches sur l'histoire et la littér. De l'Espagne pendant le moyen-âge" (Лейден 1860, 2-е изд. 1881). Renan, "Averroës et Averroisme" (П., 1866).А. Крымский..

Значения в других словарях
Ибн-Нагдилла

Или Самуил Ганагид (Самуил князь) — см. Евреи. Ср. О нем ст. В "Восходе" (1883 г. № 5).. ..

Ибн-Рошд

См. Аверроэс.. ..

Ибн-Фодлан

(собств. Федлан. Ахмед И.-Аббас И.-Рашид И.-Хеммад) — араб. Писатель-путешественник Х в. Он был клиентом (мевла) халифа Моктедира Биллях (908-932) и был им отправлен в 921 г., вместе с посольством, к новообращенным в ислам волжским болгарам. Вероятно, И.-Фодлан занимал в посольстве должность секретаря, и описание путешествия, которое он составил, это — официальная докладная записка халифу. В этой записке (рисале) он обстоятельно описывает болгар, русов, хазар и башкир. Русов он видел в хазарском..

Ибн-Хальдун

(Абд ор-рахман Вели од-дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили, Севильский) — известный арабский историк (1332-1406). По происхождению — человек незнатный. Изучив в родном городе, Тунисе, — Коран, хедисы, право, грамматику, пиитику, служил у султана фесского. Придворные интриги заставили его уехать в Испанию (1362). Здесь он составил трактат по логике и несколько стихотворений. По поручению гранадского султана, вел переговоры о мире с Дон-Педро Кастильским. Позже И.-Хальдун был письмоводителем у повел..

Дополнительный поиск Ибн-Тофейль Ибн-Тофейль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ибн-Тофейль" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ибн-Тофейль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 11 символа