Кальвинизм
Протестантское направление, ведущее свое начало от Кальвина (см.). К половине XVI в. Католическая церковь стала возрождаться и организовала сильную реакцию, охватившую всю Европу. Это изменило задачу протестантизма. Надо было ввиду грозящей опасности подняться над разрозненными усилиями реформы в отдельных странах и охватить пропагандой весь Запад, принять резкие и ясные церковные формы и организоваться для борьбы на жизнь и смерть. Эту задачу принял на себя К., который является романским типом Реформации. Выступая всего резче против католичества, К. Был, однако, сильно проникнут средневековыми католическими принципами. Нетерпимостью, безусловным подчинением отдельных личностей церкви, почти аскетическим кодексом нравственности.
С другой стороны, ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном следовании Библии, на изгнании из культа и учения "суеверий" и "язычества" (т. Е. Внешних символов). Стремясь восстановить древнюю христианскую общину, К. Проводил в церкви народное начало. В интересах борьбы, однако, руководителям общин - пасторам и старейшинам — дается сильный авторитет и отдельные общины тесно скрепляются в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство). Силою вещей К. Тесно сплетается с политическими движениями и вырабатывает определенные политические принципы. Последователям К. Пришлось выступать в эпоху, когда представители светской власти по большей части действовали в духе церковной реакции.
В столкновениях с властями К. Скоро принимает по преимуществу народное, антимонархическое направление, сближается с республиканскими и конституционными партиями. Из принципа "Бога надо слушаться больше, чем людей" кальвинисты выводят теорию сопротивления нечестивой и вообще тиранической власти, учение о скрепленном Богом договоре между народом и королем. Республиканские формы церковного устройства переносятся на политическую жизнь. Кальвинист XVI и XVII вв. Представляет собой резко очерченный тип человека, глубоко уверенного в правоте своего учения, сурового и тяжелого, враждебного светской жизни и удовольствиям, республикански-простого по внешности, вечно с молитвой или благочестивым текстом на устах. К.
Выставляет большую воинствующую литературу, в которой встречается и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты.Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где действовал Кальвин с ближайшими сотрудниками, К. Распространяется в Германии, преимущественно на З. (в Рейнской области и Гессене — под названием реформатской церкви), в Нидерландах, во Франции (под названием гугенотства), в Шотландии и Англии (под общим названием пуританизма) и в Польше. Его ученым центром долго остается Женева.В Германии К. Не играл первенствующей роли. Кальвинисты не были включены в условия Аугсбургского религиозного мира (см. Реформация), признавшего за князьями право менять веру. Вражда кальвинистов с лютеранами разгорелась до крайности.
Последние находили, что "лучше паписты, чем кальвинисты". Этот разлад оказался вредным для дела протестантизма в эпоху Тридцатилетней войны. Лютеране остались большей частью чужды предохранительной унии (1609), заключенной кальвинистскими князьями. Вестфальский мир (1648) распространил условия терпимости и на кальвинистов. В XVII в. К. Был принят могущественным бранденбургским курфюрстом. Его преемники, прусские короли, заняли примирительное положение в отношении двух исповеданий. В XIX в., ко времени юбилея Реформации (1817), со стороны Пруссии была сделана попытка их слияния (см. Евангелическая церковь).В Нидерландах (Бельгии и Голландии) К. Выразился в очень энергичной форме. После подавления при Карле V лютеранской реформации в этих областях, К.
Стал здесь распространяться в 50-х и 60-х гг. XVI в., первоначально среди низших классов, особенно в городах. Суровые меры правительства придали ему с самого начала революционный характер. Народ сходился толпами в несколько тысяч человек, чтобы слушать проповедь, и собрания обыкновенно охранялись вооруженными людьми. Осужденных на сожжение проповедников силою освобождали. В 1566 г. По самым крупным городам прошла страшная буря иконоборства. Около того же времени дворяне представили правительнице (Маргарите Пармской) протест против инквизиции, составленный кальвинистом Марниксом де-Сент-Альдегонд (см. Гезы). Прибытие испанского войска под начальством Альбы, казни, которым подверглись видные лица в среде аристократии (Эгмонт, Горн), еще более сблизили политическую оппозицию дворян с кальвинистами.
Многие перешли в протестантизм — между прочим, главный противник Филиппа, Вильгельм Оранский, — многие эмигрировали. Нидерландские кальвинисты завели сношения с французскими гугенотами. Первые попытки вооруженного сопротивления кончились неудачей. Испанцы господствовали почти над всей страной, когда несколько эмигрантов — "морские гезы" — захватили приморский город Бриль. С этого момента сопротивление пошло успешнее, и северные области, в которых преобладали кальвинисты, отложились. После смерти преемника Альбы, Реквезенса (1576), Вильгельму Оранскому удалось привлечь к восстанию и южные штаты (Гентская пацификация), но уния была непрочна вследствие национального и религиозного различия. Большинство населения Бельгии оставалось верным католичеству.
Политическими уступками испанцам удалось удержать южные области под своей властью, а семь северных, верных К. Провинций составили независимую Голландскую республику (1581). С этой поры Голландия делается убежищем гонимых в других странах протестантов. На протестантской основе здесь развивается замечательная политическая литература (Гуго Гроций, Салмазий). Церковное устройство, исходившее от кальвинистского начала самоуправления отдельных общин, приладилось к федеративному устройству с его самостоятельностью провинций и городов. Религиозные дела предоставлены были усмотрению каждой такой политической группы. В среде нидерландских кальвинистов скоро образовался раскол. От рьяных кальвинистов, принимавших предопределение и отличавшихся нетерпимостью, — так наз.
Гомаристов — отделились умеренные, арминиане (см.), отвергавшие суровое учение Кальвина о предвечном избрании и склонные к большей мягкости в отношении других исповеданий. К религиозному спору примкнула борьба партий республиканско-аристократической и демократо-монархической, с Оранским домом во главе. Первая, державшаяся арминианства, была побеждена, и вожди ее сложили головы. Учение арминиан было осуждено на национальном синоде в Дордрехте (см.). Историю К. Во Франции см. Гугеноты. Французский К. В учении и строе церкви стоял всего ближе к родоначальнику направления. В 1559 г. Парижский синод представителей кальвинистских общин утвердил обширный план церковной организации, которая должна была охватить всю Францию.
Соседние общины соединялись в коллоквии, коллоквии — в провинции. Каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин, которые утверждались высшей группой. Представители общин сходились в провинциальные, представители провинций — в генеральные собрания. С переходом гугенотов на почву политической борьбы принципы этой организации легли в основу политического устройства партии. Выработка этого устройства относится ко времени наиболее ожесточенного столкновения гугенотов с правительством и католическим большинством после Варфоломеевской ночи (1572). На Ю. И З. Франции гугеноты находят себе поддержку в сепаратистских стремлениях части дворянства и горожан и вырабатывают федерацию областей с представительными учреждениями.
Талантливые их публицисты и историки (Hotman во "Franco-Gallia", Languet в "Vindiciae contra tyrannos", неизвестный автор "Réveille-Matin des Franςais", Agrippa d'Aubigné в "Histoire universelle") развивают республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. К своему королю, Генриху Наваррскому, гугеноты относились как к государю конституционному. Нантским эдиктом (1598) политическая организация их была признана. Король старался лишь урегулировать ее и контролировать ее деятельность, посредством своих комиссаров. Интерес к политическим собраниям охладевает у гугенотов в первое 20-летие XVII в., вместе с развитием в их среде веротерпимого и свободомыслящего направления.
В начале 20-х годов XVII в. Политическая организация гугенотов рушилась, а через несколько лет (1629), после разрозненного сопротивления, политические права были у них отняты Ришелье.В Шотландии К. Стал распространяться в 50-х гг. XVI в., во время регентства Марии Гиз, управлявшей за малолетнюю дочь свою, Марию Стюарт. Развитие протестантизма стоит здесь в тесной связи с политической оппозицией против династии Стюартов, в особенности сильно выражавшейся у дворянства. Вождем протестантов с самого начала является энергичный Джон Нокс, ученик Кальвина, похожий на него характером и настроением, но в то же время политический агитатор и народный трибун. Беспощадно бичуя в проповедях "идолослужение" двора, Нокс направил недовольную аристократию к составлению "Христовой конгрегации", потребовавшей от регентши введения "божественной формы первоначальной церкви".
Отказ повел к иконоборству, сопровождавшемуся разрушением монастырей (1559). Регентша была низложена, причем Нокс доказывал цитатами из Ветхого Завета, что низвержение нечестивых государей угодно Богу. В следующем году постановлением парламента была отобрана церковная собственность, доставшаяся по большей части дворянству, и в Шотландии введен К. Под названием пресвитерианской церкви. Эта церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительный авторитет священникам, избиравшимся не непосредственно народом, а церковными советами. К. В Шотландии пришлось еще раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, возвратившейся из Франции в 1561 г. Несмотря на обличения Нокса, Мария не желала отказаться от католического богослужения, и строгие законы, изданные против католиков в ее отсутствие, не исполнялись.
С низложением Марии пресвитерианство достигает в Шотландии полного торжества. Наследника престола, будущего Иакова I Английского, отдают на воспитание кальвинистскому публицисту и историку Букэнэну. В XVII веке Иаков I и Карл I, правившие одновременно в Шотландии и Англии, пытались ввести в Шотландии англиканскую церковь, с саном епископа и некоторыми нововведениями в культе в духе католичества (политика архиепископа Лода). Результатом этих попыток было восстание, слившееся с английской революцией.В Англии К. Развивается после введения реформации государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной протестантской церкви, к англиканству. Строй этой церкви, введенный при Эдуарде VI (1547-1553) и утвержденный Елизаветой (1558-1603), не удовлетворял более последовательных приверженцев протестантских принципов, как слишком еще проникнутый католическими чертами.
Все считавшие необходимым дальнейшее очищение церкви от "суеверий" и "идолослужения" получили название "пуритан". С точки зрения официальной церкви, они были "нонконформисты", т. Е. Отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры, т. Е. Разногласные). Одного целого пуритане не составляли. Между ними можно было различить несколько градаций. Наиболее умеренные готовы были помириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и католические остатки в культе. Другие, приближаясь к шотландскому К., принимали республиканско-аристократическую организацию пресвитерианства, с национальным синодом во главе. Наконец, в конце XVI в. Стало развиваться направление броунистов (от основателя их, Броуна) или индепендентов, которые вносили в церковное устройство начало демократическое и самоуправление общин.
Оппозиция пуритан носила вначале чисто религиозный характер. Парламент издавал против них постановления, Елизавета преследовала их как мятежных подданных, но, сидя в тюрьмах, подвергаясь наказаниям, они молились за королеву, тем более что она поддерживала их единоверцев в Шотландии, Голландии, Франции. Положение изменилось в XVII в., при Стюартах. С одной стороны, англиканство стало приближаться к католичеству и пуритане подверглись еще более тяжким гонениям, с другой — короли стали ограничивать привилегии парламента. Религиозная и политическая оппозиция соединились, и пуритане стали передовыми борцами за политическую свободу при Иакове I и Карле I. Церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории.
Не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве. Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих выселиться во вновь основанные колонии в Сев. Америке. Здесь, на свободе развились многочисленные секты, на которые распался английский К. (о дальнейшем см. Долгий парламент, Революция в Англии, Индепенденты, Квакеры, Пуритане). После героической эпохи XVII в. Пуританство, или диссентерство, достигнув фактической терпимости и распавшись на умеренные и крайние толки, затихает, утрачивает свое влияние и внутреннюю силу. Его возрождение в Англии относится к концу XVIII в. И происходит в так назыв. Веслеянстве, или методизме (см.). В настоящее время значительная часть английских протестантов — диссентеры.
Валлис почти сплошь заселен ими.В Польше К. Сыграл преходящую роль. Ранее его здесь распространялись лютеранство (среди немецкого населения городов) и учение чешских братьев. К. С его республиканско-аристократической организацией подошел в особенности к стремлениям шляхты, которая, господствуя на сеймах, старалась провести политическую реформу в своих интересах и сильно враждовала с духовенством. Сношения между Кальвином и видными людьми в Польше возникли в начале правления Сигизмунда II (конец 40-х, начало 50-х гг. XVI в.). Вскоре (1556-60) организатором кальвинистической церкви в Польше (под назв. "гельветического исповедания") явился Ян Лаский, обращавшийся и к правительству с предложением произвести реформацию (1554).
К. Не вызвал, однако, большой ревности. В среде протестантов здесь скоро развилось под влиянием Италии рационалистическое направление, обратившееся к антитринитаризму (отрицанию Троицы) — так назыв. Социнианство (см.), вовсе не отличавшееся свойствами энергичной церкви. Сильная католическая реакция с 60-х гг. Встретила в Польше лишь разрозненное сопротивление протестантов, и влияние К. Было скоро в конец разрушено.По истории К. Вообще см. Philippson, "Westeuropa im Zeltalter von Philipp II, Elisabeth u. Heinrich IV" (1882, в собр. Онкена. "Allg. Gesch.");.о К. Во Франции — Pohlenz, "Gesch. D. Franz. Calvinismus" (1857. III т. Заключает обзор теории). В Нидерландах — Kervyn de Lettenhove, "Les Huguenots et les Gueux". В Англии — Weingarten, "Die Revolutionskirchen in England" (1868).
В Польше — H. Кареев, "Очерк истории реформ. Движения в Польше", и Н. Любович, "История Реформации в Польше".Р. Виппер..
Дополнительный поиск Кальвинизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Кальвинизм" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кальвинизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 10 символа