Кальвинизм

223

Направление в протестантизме, осн. Ж. Кальвином.Вероучение, церк. Устройство, литургия. Согласно К., исключительный авторитет в вопросах веры и христ. Жизни принадлежит Св. Писанию. Большинство кальвинистов признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры. Вероучительные принципы К. Кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др. Исповеданиях, различающихся незначительно, а также в Гейдельбергском катехизисе (1562) и др. Документах.К. Подчеркивает абсолютную суверенную власть Бога. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение К.

Восходит к позднеср.-век. Волюнтаризму Дунса Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению К., невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее. Т.о., К. Разделяет положение о двойном предопределении, свойственное радикальному августинизму. Спасение человека не является наградой за его добрые дела. Вследствие первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают лишь осуждения. Человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Христа — единственного посредника между Богом и человеком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой.

Этот процесс оправдания одновременно является освящением. Благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому как грешник не способен не грешить, поэтому святость жизни, как частной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые в.-з. Тексты, К. Также считает знаком избранности успех в делах.Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуждать в людях веру. Вне Церкви нельзя надеяться на спасение. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств К. Признает крещение и Евхаристию.

В отличие от католичества, православия и лютеранства, рассматривает евхарист. Хлеб и вино только как видимые символы дух. Присутствия Христа.К. Утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на н.-з. Сведения о первоначальном христианстве, К. Признает как установленные Богом 4 чина служителей. Пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служителями таинств, учители преподают в школах и ун-тах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы организуют дела благотворительности. Иерархическое положение этих служителей в совр. К. Допускает вариации. В целом учители и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, пастыри и старейшины — как основные и называются пресвитерами (иногда пресвитерами называют только пастырей).

В каждой низовой местной общине (конгрегации) есть один пастырь и неск. Старейшин, они образуют руководящий орган — сессию, или консисторию (иногда в нее входят и вспомогательные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией или только сессией.Богослужение в К. Отличается простотой. Отсутствие литург. Облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использование в церквях изображений, т.к. Их присутствие, согласно К., может дать повод к идолопоклонству. В литургии большое значение уделяется проповеди. Формы литургии в разных Церквях и даже отд. Конгрегациях могут различаться.История. Первым воплощением принципов К. Стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином.

Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только гл. Рел. Органом города, но и своего рода судом в области обществ. Нравов. С самого начала своего существования К. Тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви. Город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из др. Стран, и гл. Очагом распространения идей К.В течение XVI в. Происходило постепенное слияние К. С др. Протест. Течением — цвинглианством (У. Цвингли), близким к К., но возникшим раньше его. Этот процесс начался в 1549, когда Г. Буллингер — преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви — подписал с Кальвином Цюрихское соглашение (Consensus Tigurinus) по вопросам веры.

В результате К. Распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Писанию. За их Церквями утвердилось наименование реформатских (Реформатская Церковь). В богословии и церк. Устройстве реформатских Церквей преобладающим направлением остается К., хотя присутствуют и отд. Цвинглианские элементы. Напр., мн. Реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Христе, а не как дух. Присутствие Христа.В Германии К. В XVI в. Получил распространение в отд. Районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне Франция) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III.

Вестфальский мир 1648 официально признал существование кальвинистских терр. Наряду с католическими и лютеранскими.В Венгрии к кон. XVI в. 90% населения стали реформатами. В дальнейшем, однако, рел. Политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католичеству. В XVI в. К. Нашел отклик у мн. Представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом катол. Реформы в 1560-е (Контрреформация).Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562–98). Нантский эдикт Генриха IV (1598), предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685. К. Во Франции был вновь легализован только в 1787 Людовиком XVI.Требование рел.

Прав для нидерл. Кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566–1609). После провозглашения независимости (1581) реформатская Церковь стала гос. Церковью в Нидерландах (в XIX в. Она была отделена от гос-ва). Голландец Я. Арминий (1560–1609) основал особое направление в богословии К., смягчившее тезис о двойном предопределении. Согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода человека, т.е. Возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618–19, в котором участвовали представители не только нидерландских, но и швейц., нем., шотл.

И англ. Кальвинистов. Синод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неортодоксальными, однако в дальнейшем арминианство получило значительное распространение внутри К.Реформатские Церкви европ. Стран обычно имеют т.н. Пресвитерианскую структуру. Неск. Соседних сессий образуют общий правящий орган — пресвитерию (по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации). Неск. Пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяются в Ген. Ассамблею — высший церк. Орган нац. Масштаба. В некоторых странах (напр., в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церк. Руководстве.В Шотландии реформирование Церкви на принципах К. (1560) было проведено другом Кальвина Дж.

Ноксом. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус офиц. Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии в XVI–XVII вв. К. Оказал влияние на церк. Реформу, хотя радикальные приверженцы К. (пуритане) критиковали Церковь Англии (Англиканская Церковь) за подчинение гос-ву, епископальное устройство, сохранение элементов катол. Обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структуру Церкви. Др. Часть (индепенденты, или конгрегационалисты) стремилась к независимости отд. Конгрегаций, не надеясь на реформу нац. Масштаба, которая бы удовлетворила их требованиям. Противоречия между офиц. Церковью и пуританами стали одной из причин Англ. Революции (1641–60). Итогом борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительной основы Англиканской Церкви, позволившее мн.

Пуританам вступить в нее, а с другой — признание гос-вом неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на К., допускают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В XVII–XVIII вв. Среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство), представители которого отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. Были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Отд. Общины конгрегационалистов остаются независимыми.

Их собрания — синоды, ассамблеи — носят характер консультаций и имеют целью поддержание дружественных связей между конгрегациями.Мн. Кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европ. Странах, нашли пристанище в Сев. Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.В XVII–XVIII вв. Внутри К. Возникла т.н. Теология завета (нем. Föderaltheologie, англ. Covenant theology). Развивая библ. Понятие последовательно заключенных союзов (заветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя. Заключив договор с людьми, Бог тем самым положил предел Своей суверенной воле. Эта концепция приводила к полит.

Выводам. Если первоначальный К. Предписывал гос-ву подчинение Церкви, то теология завета позволяла рассматривать их отношения как свободно заключенное соглашение между Богом и человеком. Тем самым она оказала влияние на формирование и распространение теории общественного договора.История К. Характеризуется многочисл. Расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам, однако в XIX–XX вв. Усилился процесс объединения в национальном, а затем и междунар. Масштабе. В 1875 основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 образован Междунар. Конгрегационалистский совет. В 1970 слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединяющему б°льшую часть кальвинистов мира.

В ряде стран реформатские Церкви объединились с др. Протест. Конфессиями — лютеранами (лютеранство), методистами и т.д.В наст. Время в мире насчитывается ок. 75 млн. Приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.В 1968 Папский Секретариат по содействию христ. Единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экумен. Диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовившая документ Присутствие Христа в Церкви и в мире (1977). 2-й этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984, завершился выходом документа К общему пониманию Церкви (1990). В 1998 начался 3-й этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем».

С 1969 ведется трехсторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение Богословие брака и проблемы смешанных браков (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отд. Стран.Реформатская Церковь в России. Первыми реформатами в России были англ. И голланд. Купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. 1-я реформатская община возникла в Москве в 1629, затем в Архангельске в 1660, а в 1689 в Вологде и Ярославле. В С.-Петербурге в XVIII в. Образовались голланд., англ. И немецко-франц. Реформатские общины. Среди немцев-колонистов, которые с 1763 стали селиться в Поволжье, а с 1804 — на побережье Чёрного моря, были и реформаты (к 1917 их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс.).

В адм. Отношении реформаты, как и лютеране, были в 1734 подчинены светскому органу — Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 — Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 было предписано, что во время заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенства в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 реформаты подверглись преследованиям наряду с др. Конфессиями. В условиях депортации немцев мн. Реформаты присоединились к лютеранам. Нередко сглаживались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (1994) говорится. «Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены».

Реформатские и пресвитерианские церк. Общины, существующие в ряде городов России, в наст. Время не объединены общей церк. Структурой.На 1.01.2003 в России было официально зарегистрировано 5 реформатских и 140 пресвитерианских рел. Организаций.Лит-ра. Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994. Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма. Grand Rapids, 1995. Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1717–1927). СПб., 2001. Meeter H.H. Calvinism. An Interpretation of Its Basic Ideas. Grand Rapids, 1939. McNeill J.T. The History and Character of Calvinism. NY., 1954. Marburg Revisited. A Reexamination of Lutheran and Reformed Traditions. Minneapolis, 1966. McKenzie J.L. Et al. Reconsiderations. Roman Catholic, Presbyterian and Reformed Theological Conversations.

NY., 1967. International Calvinism. Ox., 1991. Encyclopedia of the Reformed Faith. Louisville, 1992. The Calvinism in Europe 1540–1620. C., 1994..

Значения в других словарях
Кальвинизм

протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин. Возникло в 16 в. В процессе Реформации (См. Реформация). В основе К., отвечавшего «. Требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии» (Энгельс Ф., в кн. Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 308), лежат доктрины об абсолютном предопределении и о божественного невмешательстве в закономерность мира. Согласно учению об абсолютном предопределении, бог ещё до сотворения мира предопределил одних людей к «спасению», других к п..

Кальвинизм

КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты>), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане>). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны. Признание только Священного Писания, исключительное значение> доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения. Успех в профессиональной деяте..

Кальвинизм

Протестантское направление, ведущее свое начало от Кальвина (см.). К половине XVI в. Католическая церковь стала возрождаться и организовала сильную реакцию, охватившую всю Европу. Это изменило задачу протестантизма. Надо было ввиду грозящей опасности подняться над разрозненными усилиями реформы в отдельных странах и охватить пропагандой весь Запад, принять резкие и ясные церковные формы и организоваться для борьбы на жизнь и смерть. Эту задачу принял на себя К., который является романским типом ..

Кальвинизм

-а, м.. ..

Кальвинизм

Учение Кальвина.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)Учение Кальвина.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)учение Кальвина, который в отрицании догматов католической веры пошел дальше Лютера, основателя протестантского вероисповедания. Лютер учил, что спасение достигается только верой и отрицал необходимость добрых дел для вечного блаженства. Кальв..

Кальвинизм

Протестантизм, вероучение. ..

Кальвинизм

Направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландские (16 в.) и английские (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны. Признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения. Успех в профессиональной деятельности служит подтвержде..

Кальвинизм

М.Одно из протестантских вероучений, основанное в Швейцарии в XVI в. Ж. Кальвином (1509-1564 гг.) и получившее широкое распространение во Франции, Англии и некоторых других странах.. ..

Кальвинизм

КАЛЬВИНИ́ЗМ -а. М. Одно из протестантских вероучений, возникшее в 16 в. В Швейцарии и получившее широкое распространение во Франции, Нидерландах, Англии и некоторых других странах. ● По имени его основателя Ж. Кальвина (1509 - 1564).. ..

Кальвинизм

Кальвинизма, мн. Нет, м. (религ.). Протестантское вероисповедание, основанное на учении Кальвина (16 век), распространенное в Швейцарии.. ..

Кальвинизм

Направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Из Женевы распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.) революции. Для кальвинизма особенно характерны. Признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения. Успех в профессиональной деятельности служит подтвержде..

Кальвинизм

(от соб. Имени Жана Кальвина 1509-1564) Протестантское вероучение, возникшее в Швейцарии в XVI в. В ходе Реформации и наиболее соответствовавшее интересам буржуазии того времени. Из Швейцарии проникло во Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под знаменем кальвинизма проходила английская буржуазная революция ХVII в.. ..

Кальвинизм

— одно из трех основных течений протестантизма, наряду с лютеранством и англиканством, принявшее идеи Ж. Кальвина (1509—1564). Центральное место кальвинистской теологии занимает учение о предопределении, согласно которому судьбы людей определены богом и никакие добрые дела не могут этого изменить. Преуспевание в делах рассматривается К. Как признак предизбранности к спасению. Политические цепи должны быть подчинены задаче осуществления царства божия на земле. Культ в К. Упрощен, почитание креста..

Кальвинизм

Протестантское вероучение, основателем к-рого был Ж. Кальвин. Возникло в 16 в. В процессе Реформации. В основе К., отвечавшего "...требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии" (Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17), лежат 2 доктрины - идея абсолютного предопределения и идея божеств. Невмешательства в закономерность мира. Согласно учению об "абсолютном предопределении", бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к "спасению", других к погибели, одних к р..

Кальвинизм

Одно из протестантских вероисповедании, отколовшихся от католической церкви. К. Возник в 16 в. В Швейцарии в результате Реформации и распространился в ряде стран, назван по имени основателя Жана Кальвина. В настоящее время К. Распространен гл. Обр. В Великобритании и США.. ..

Кальвинизм

Или реформатская церковь - одна из главных разновидностей протестантизма, основанная Ж. Кальвином. Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. В отличие от М. Лютера, Кальвин утверждал, что гос-во обязано не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваяс..

Кальвария

(лат. Calvaria) — название центров особенного почитания Св. Креста, символизирующих Голгофу.. ..

Кальвин Жан

(Calvin) Жан — деятель Реформации, основатель кальвинизма. Род. 10.07.1509, Нуайон (Франция), ум. 27.05.1564, Женева.Происходил из семьи чиновника епископской курии. В 1524–28 изучал в Париже философию, богословие и др. Гуманитарные науки. В 1528–31 — юриспруденцию в Орлеанском, а затем Буржском ун-те. В 1532 издал коммент. На трактат Сенеки De clementia (О милосердии), проявив глубокую эрудицию и публицистический талант. Познакомившись с идеями М. Лютера, К. Стал одним из наиболее активных проп..

Кальдерон Педро

(Calderon), де ла Барка Энао де ла Баррера-и-Рианьо (de la Barca Henao de la Barrera y Riano) Педро — исп. Драматург, священник, францисканец-терциарий. Род. 17.01.1600, Мадрид, ум. 25.05.1681 там же.Происходил из дворянской семьи. Восьмилетним мальчиком К. Был отдан в иез. Коллегию в Мадриде, по окончании которой учился в ун-тах Алкала-де-Энареса и Саламанки. В 1620 стал бакалавром канон. Права. В то же время К. Приобрел известность и как поэт. В 1625 обосновался в Мадриде и всецело посвятил се..

Камальдулы

Камальдолийцыавтономные конгрегации бенедиктинцев, живущие в духе монаш. Реформы, начатой в 1-й пол. XI в. Монахом Ромуальдом в Камальдоли (ок. Ареццо, Италия).Ромуальд, в прошлом аббат бенедикт. Мон. Сант Аполлинаре ин Классе (Равенна), получив в дар от графа Мальдоли участок горной местности (называвшейся Campus Malduli) в Апеннинах, основал там эремиторий Сакро Эремо, где монахи пребывали в уединении и собирались лишь для совместных богослужений, а неподалеку от него — общежительный (киновийн..

Кальвинизм

Одно из основных течений протестантизма (наряду с лютеранством и англиканством), основанное в 16 веке в Швейцарии Жаном Кальвином. Центральное место в богословии Кальвина занимает учение о предопределении, согласно которому судьбы людей заранее предопределены Богом, и никакие добрые дела ничего не могут изменить (что в корне противоречит православному представлению о предоставленной человеку свободе выбора, о необходимости избегать греха и творить добро для того, чтобы спасти душу от гибели). По..

Кальвинизм

Одно из течений протестантства, основы которого приведены французским теологом Жаком Кальвином в труде "Наставление в христианской вере";, в котором Кальвин попытался обобщить и систематизировать опыт Реформации. Одно из главных мест в его философии зан. ..

Дополнительный поиск Кальвинизм Кальвинизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кальвинизм" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кальвинизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 10 символа