Кальвинизм
Направление в протестантизме, осн. Ж. Кальвином.Вероучение, церк. Устройство, литургия. Согласно К., исключительный авторитет в вопросах веры и христ. Жизни принадлежит Св. Писанию. Большинство кальвинистов признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры. Вероучительные принципы К. Кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др. Исповеданиях, различающихся незначительно, а также в Гейдельбергском катехизисе (1562) и др. Документах.К. Подчеркивает абсолютную суверенную власть Бога. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что — злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение К.
Восходит к позднеср.-век. Волюнтаризму Дунса Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению К., невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее. Т.о., К. Разделяет положение о двойном предопределении, свойственное радикальному августинизму. Спасение человека не является наградой за его добрые дела. Вследствие первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают лишь осуждения. Человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Христа — единственного посредника между Богом и человеком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой.
Этот процесс оправдания одновременно является освящением. Благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому как грешник не способен не грешить, поэтому святость жизни, как частной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые в.-з. Тексты, К. Также считает знаком избранности успех в делах.Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуждать в людях веру. Вне Церкви нельзя надеяться на спасение. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств К. Признает крещение и Евхаристию.
В отличие от католичества, православия и лютеранства, рассматривает евхарист. Хлеб и вино только как видимые символы дух. Присутствия Христа.К. Утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на н.-з. Сведения о первоначальном христианстве, К. Признает как установленные Богом 4 чина служителей. Пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служителями таинств, учители преподают в школах и ун-тах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы организуют дела благотворительности. Иерархическое положение этих служителей в совр. К. Допускает вариации. В целом учители и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, пастыри и старейшины — как основные и называются пресвитерами (иногда пресвитерами называют только пастырей).
В каждой низовой местной общине (конгрегации) есть один пастырь и неск. Старейшин, они образуют руководящий орган — сессию, или консисторию (иногда в нее входят и вспомогательные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией или только сессией.Богослужение в К. Отличается простотой. Отсутствие литург. Облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использование в церквях изображений, т.к. Их присутствие, согласно К., может дать повод к идолопоклонству. В литургии большое значение уделяется проповеди. Формы литургии в разных Церквях и даже отд. Конгрегациях могут различаться.История. Первым воплощением принципов К. Стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином.
Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только гл. Рел. Органом города, но и своего рода судом в области обществ. Нравов. С самого начала своего существования К. Тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви. Город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из др. Стран, и гл. Очагом распространения идей К.В течение XVI в. Происходило постепенное слияние К. С др. Протест. Течением — цвинглианством (У. Цвингли), близким к К., но возникшим раньше его. Этот процесс начался в 1549, когда Г. Буллингер — преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви — подписал с Кальвином Цюрихское соглашение (Consensus Tigurinus) по вопросам веры.
В результате К. Распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Писанию. За их Церквями утвердилось наименование реформатских (Реформатская Церковь). В богословии и церк. Устройстве реформатских Церквей преобладающим направлением остается К., хотя присутствуют и отд. Цвинглианские элементы. Напр., мн. Реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Христе, а не как дух. Присутствие Христа.В Германии К. В XVI в. Получил распространение в отд. Районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне Франция) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III.
Вестфальский мир 1648 официально признал существование кальвинистских терр. Наряду с католическими и лютеранскими.В Венгрии к кон. XVI в. 90% населения стали реформатами. В дальнейшем, однако, рел. Политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католичеству. В XVI в. К. Нашел отклик у мн. Представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом катол. Реформы в 1560-е (Контрреформация).Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562–98). Нантский эдикт Генриха IV (1598), предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685. К. Во Франции был вновь легализован только в 1787 Людовиком XVI.Требование рел.
Прав для нидерл. Кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566–1609). После провозглашения независимости (1581) реформатская Церковь стала гос. Церковью в Нидерландах (в XIX в. Она была отделена от гос-ва). Голландец Я. Арминий (1560–1609) основал особое направление в богословии К., смягчившее тезис о двойном предопределении. Согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода человека, т.е. Возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618–19, в котором участвовали представители не только нидерландских, но и швейц., нем., шотл.
И англ. Кальвинистов. Синод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неортодоксальными, однако в дальнейшем арминианство получило значительное распространение внутри К.Реформатские Церкви европ. Стран обычно имеют т.н. Пресвитерианскую структуру. Неск. Соседних сессий образуют общий правящий орган — пресвитерию (по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации). Неск. Пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяются в Ген. Ассамблею — высший церк. Орган нац. Масштаба. В некоторых странах (напр., в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церк. Руководстве.В Шотландии реформирование Церкви на принципах К. (1560) было проведено другом Кальвина Дж.
Ноксом. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус офиц. Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии в XVI–XVII вв. К. Оказал влияние на церк. Реформу, хотя радикальные приверженцы К. (пуритане) критиковали Церковь Англии (Англиканская Церковь) за подчинение гос-ву, епископальное устройство, сохранение элементов катол. Обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структуру Церкви. Др. Часть (индепенденты, или конгрегационалисты) стремилась к независимости отд. Конгрегаций, не надеясь на реформу нац. Масштаба, которая бы удовлетворила их требованиям. Противоречия между офиц. Церковью и пуританами стали одной из причин Англ. Революции (1641–60). Итогом борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительной основы Англиканской Церкви, позволившее мн.
Пуританам вступить в нее, а с другой — признание гос-вом неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на К., допускают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В XVII–XVIII вв. Среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство), представители которого отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. Были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Отд. Общины конгрегационалистов остаются независимыми.
Их собрания — синоды, ассамблеи — носят характер консультаций и имеют целью поддержание дружественных связей между конгрегациями.Мн. Кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европ. Странах, нашли пристанище в Сев. Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.В XVII–XVIII вв. Внутри К. Возникла т.н. Теология завета (нем. Föderaltheologie, англ. Covenant theology). Развивая библ. Понятие последовательно заключенных союзов (заветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя. Заключив договор с людьми, Бог тем самым положил предел Своей суверенной воле. Эта концепция приводила к полит.
Выводам. Если первоначальный К. Предписывал гос-ву подчинение Церкви, то теология завета позволяла рассматривать их отношения как свободно заключенное соглашение между Богом и человеком. Тем самым она оказала влияние на формирование и распространение теории общественного договора.История К. Характеризуется многочисл. Расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам, однако в XIX–XX вв. Усилился процесс объединения в национальном, а затем и междунар. Масштабе. В 1875 основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 образован Междунар. Конгрегационалистский совет. В 1970 слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединяющему б°льшую часть кальвинистов мира.
В ряде стран реформатские Церкви объединились с др. Протест. Конфессиями — лютеранами (лютеранство), методистами и т.д.В наст. Время в мире насчитывается ок. 75 млн. Приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.В 1968 Папский Секретариат по содействию христ. Единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экумен. Диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовившая документ Присутствие Христа в Церкви и в мире (1977). 2-й этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984, завершился выходом документа К общему пониманию Церкви (1990). В 1998 начался 3-й этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем».
С 1969 ведется трехсторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение Богословие брака и проблемы смешанных браков (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отд. Стран.Реформатская Церковь в России. Первыми реформатами в России были англ. И голланд. Купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. 1-я реформатская община возникла в Москве в 1629, затем в Архангельске в 1660, а в 1689 в Вологде и Ярославле. В С.-Петербурге в XVIII в. Образовались голланд., англ. И немецко-франц. Реформатские общины. Среди немцев-колонистов, которые с 1763 стали селиться в Поволжье, а с 1804 — на побережье Чёрного моря, были и реформаты (к 1917 их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс.).
В адм. Отношении реформаты, как и лютеране, были в 1734 подчинены светскому органу — Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 — Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 было предписано, что во время заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенства в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 реформаты подверглись преследованиям наряду с др. Конфессиями. В условиях депортации немцев мн. Реформаты присоединились к лютеранам. Нередко сглаживались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (1994) говорится. «Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены».
Реформатские и пресвитерианские церк. Общины, существующие в ряде городов России, в наст. Время не объединены общей церк. Структурой.На 1.01.2003 в России было официально зарегистрировано 5 реформатских и 140 пресвитерианских рел. Организаций.Лит-ра. Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994. Митер Х.Г. Основные идеи кальвинизма. Grand Rapids, 1995. Голландская реформатская церковь в Санкт-Петербурге (1717–1927). СПб., 2001. Meeter H.H. Calvinism. An Interpretation of Its Basic Ideas. Grand Rapids, 1939. McNeill J.T. The History and Character of Calvinism. NY., 1954. Marburg Revisited. A Reexamination of Lutheran and Reformed Traditions. Minneapolis, 1966. McKenzie J.L. Et al. Reconsiderations. Roman Catholic, Presbyterian and Reformed Theological Conversations.
NY., 1967. International Calvinism. Ox., 1991. Encyclopedia of the Reformed Faith. Louisville, 1992. The Calvinism in Europe 1540–1620. C., 1994..
Дополнительный поиск Кальвинизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Кальвинизм" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кальвинизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 10 символа