Козьма Пражский

65

Чешский летописец, род. Около 1039 г., когда его прадед (польского происхождения) пленником был приведен в Чехию. Окончив курс в Париже, он отправился для продолжения занятий в Люттих. Здесь он хорошо познакомился с древностью и классическою ученостью, изучил, под руководством известного Франка кёльнского, правила красноречия и диалектики и усвоил себе бывший тогда в моде изысканный стиль. Возвратившись, К., благодаря знатному происхождению и хорошему образованию, сразу занял видное место среди пражского духовенства. Одним из важных фактов его жизни можно считать также ряд путешествий его по Германии (1086), Италии (1092), Венгрии и пр. Таким образом, круг знаний и наблюдений К. Был довольно большой, и К., под конец своей жизни, смело мог приняться за писание "чешской хроники".

Она состоит из 3 книг, начинается с самого древнего времени и идет до 1125 г. (год смерти К.). Источниками для К. Служили, по его собственному признанию, 1) памятники вещественные, 2) устные народные предания, 3) церковные записи и официальные документы, 4) летопись Регино, доведенная до 870 г., 5) для времени близкого К. Показания современников-очевидцев и собственные сведения К. Изложение, особенно в начале хроники, пространное и картинное. Но, смотря на историю не как на тщательное исследование прошедшего и верную и беспристрастную передачу настоящего, а как на поэтическую книгу, где можно действительные факты перемешивать с вымыслом, К. Отличается большой неточностью в передаче событий, иной раз прямо выдумывает никогда не говорившиеся речи.

Это особенно относится к 1 книге хроники К. (общее обозрение до времени Бретислава I). От нее, как от исторического источника, нужно почти совсем отказаться. 2 и 3 книги, несмотря на то, что и здесь не достает желательной точности, заключают в себе много неоценимых исторических свидетельств.Биографические сведения о К. Собраны, главным образом, из его сочинений Пельцелем и Добровским в введении к I т. "Scriptores rerum bohemicarum". Исследований о хронике много и они начались очень давно. Впервые ею занялся Добнер, его продолжателем был Добровский в своих "Kritische Versuche die ältere böhm. Gesch. Von späteren Erdichtungen zu reinigen" (в "Abhandl. D. Kgl. Böhm. Ges. Der Wiss.", I-III), далее появляется замечательный труд Палацкого, "Würdigung der alten böhmischen Geschichtschreiber" (Прага, 1831).

Сделанная им оценка хроники К. Пражского до последнего времени повторялась без всякого существенного изменения. См. "Könke, "Monumenta Germaniae historica" (IX), Эмлер, "Fontes rer. Bohemicarum" (II т., Прага, 1874) и др. Значительную поправку отношения к хронике К. Вносит Лозерт, в своих "Studien zu Kosmas von Prag" ("Archiv für Kunde osterr. Geschichtsquellen", 61 т.) и др. Статьях. На русском языке "О хронике К. Пражского", В. Регеля (СПб., 1890).А. Л-ий..

Значения в других словарях
Козьма Иерусалимский

Византийский поэт, считался братом Иоанна Дамаскина (см.), вместе с которым переехал из Дамаска в Иерусалим и поселился в знаменитом монастыре св. Саввы. В 743 г. К. Сделался епископом Майумы (Финикия). Год его смерти неизвестен. В истории византийской церковной поэзии К., вместе с Иоанном Дамаскиным, являются крупнейшими представителями канона. У обоих ученая искусственность и богословский мистицизм преобладают над непосредственным вдохновением, но все же как поэт Иоанн Дамаскин стоит выше К. П..

Козьма Индикоплевст

Знаменитый византийский географ, купец из Александрии, отчего иногда и назывался египтянином, по торговым делам предпринимал большие путешествия по Аравии и восточной Африке, позднее сделался монахом и между 535 и 547 гг. Составил толкования на Песнь Песней и псалмы, обширное описание Земли, астрономические таблицы и "христианскую топографию" (Χριστιαυιχή τοπογραφια). Из всех этих трудов до нас дошла только последняя, имевшая главной своей задачей изложить систему космографии, которая соответств..

Козьма пресвитер

Болгарский писатель, последний представитель цветущей эпохи древнеболгарской письменности, жил, по-видимому, в конце Х в., в правление царя Самуила. Оставил 13 "бесед" или слов, в которых ревностно ратует против богомильства и призывает других на борьбу с ересью. "Беседы" эти представляют главный, собственно болгарский источник для изучения богомильства Х в. И предшествовавшего ему павликианства, хотя К. И обращает больше внимания на внешнюю сторону ереси, на практические последствия основных по..

Козьма слуга Андрея Боголюбского

— слуга Андрея Боголюбского, известный верностью господину. По убиении князя (1174), он один отнес тело князя в церковь, и вместе с убежденными им клирошанами, предал его погребению.. ..

Дополнительный поиск Козьма Пражский Козьма Пражский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Козьма Пражский" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Козьма Пражский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 15 символа