Митра древнеиндийское божество

59

(Mitra) — древнеиндийское божество, восходящее к индоиранскому (или арийскому) периоду, т. Е. Известное народу-предку индийцев и иранцев. Веды (см.) представляют М. Постоянным спутником верховного бога Варуны (см.), стоящего во главе семи великих богов Адитиев. Обоим божествам вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти — М., как отдельному божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно характеризовал бы М. И отличал его от его спутника. Семь адитиев, с Варуной и М. Во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и М. Все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком.

В гимнах, однако, существует представление, что М. Владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью. Но вообще первоначальный солярный характер М. Значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Мифре (см.) световое божество. Как бог солнца М. Уступил свое место богу Сурье, и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света — правды и добродетели. Однако следы солярного значения М. Сохранились как в ведийских гимнах, так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в которых повторяется представление о том, что М. Принадлежит день, а Варуне ночь, или что М. Создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и предписывается М. Приносить в жертву животное светлого цвета, а Варуне — темноцветное.

Уже в ведийском периоде культ Варуны и М. И вообще богов Адитиев отступает на второй план сравнительно с чествованием более доступных и популярных богов — громовника Индры и бога огня Агни. Исследователи индоиранской мифологии уже давно указывали на соответствие индийских Адитиев семи иранским верховным духам Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитиев, Варуна, близко напоминает иранского Агурамазду. Спутник Варуны — М. Соответствует иранскому солнечному богу Мифре. Отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель отвлеченным именам индийских Адитиев. Так, М. Собственно значит дружественный, друг, имя другого из Адитиев, Арьямана, имеет тоже значение друга, и проч.

Высказано было предположение, что индоиранские представления о семи верховных богах сложились под влиянием семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств. Однако до сих пор эта гипотеза еще не имеет прочного основания.См. H. Oldenberg, "Die Religion des Veda" (Берлин, 1894, стр. 185 и сл.). Hillebrandt, "Varuna und Mitra". Его же, "Vedische Mythologie" (I, 53 5). Вс. M..

Значения в других словарях
Митоз

Кариокинетическое деление ядра (см. Протоплазма и Кариокинез), в противоположность прямому или амитозу. Название это дано потому, что при кариокинетическом делении в веществе ядра обнаруживаются нитевидные образования (митомы).. ..

Митра головной убор

— у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик из плотной материи, свешивавшийся назад в виде мешка, в который помещались волосы. У греков М. — род головной повязки в виде широкой ленты через лоб, облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой в виде золотого листа украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков меньший, епископ иерус..

Митра род брюхоногих моллюсков

(Mitra) — род брюхоногих моллюсков из семейства митровых (Mitridae), принадлежащего к группе узкоязычных (Rhachiglossa). Семейство отличается гладкой веретенообразной раковиной, с высоким острым завитком, малым продолговатым отверстием и складками на веретене (columella). Крышечка, если есть, — мала. Хобот необыкновенно длинен. Глаза на щупальцах или при их основании, нога мала и широка. Сифон короток. Зубчатка (radula) из трех продольных рядов (боковые — гребневидны). Главный род М. Имеет узкое..

Митра, головной убор

У древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик из плотной материи, свешивавшийся назад в виде мешка, в который помещались волосы. У греков М. — род головной повязки в виде широкой ленты через лоб, облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой в виде золотого листа украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков меньший, епископ иерусал..

Дополнительный поиск Митра древнеиндийское божество Митра древнеиндийское божество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Митра древнеиндийское божество" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Митра древнеиндийское божество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 30 символа