Моавитяне

128

Родственное Израилю семитическое племя на вост. Берегу Мертвого моря. Родство с Израилем нашло себе в Библии выражение в сказании о происхождении М. От племянника Авраама, Лота, и старшей дочери последнего. Источниками наших сведений о М. Служат. Их туземные памятники, главным образом надпись царя Меши (см.), Ветхий Завет, Иосиф Флавий, ассирийские летописи. Страна М. Гориста, с плодородными плоскогорьями, 3000—4000 фт. Над ур. Мертвого моря. На С., у устья Иордана, им иногда принадлежала равнина "Арбот Моав". Благодаря множеству временных ручьев и постоянных рек страна орошена гораздо лучше Иудеи, а потому и флора ее гораздо богаче. Здесь уже нередки пальмы. Климат непостоянен и неравномерен в горах и долинах. В эпоху наибольшего могущества область М.

Простиралась, по-видимому, до Явока, имея до 90 в. В длину и 40 в. В ширину. На густоту населения указывает много сохранившихся географических имен и остатков цистерн. Столицей в древности был Ар, позже Раббат-Моав. История М. Начинается в одно время с еврейской и идет параллельно ей. Различие культов и соперничество из-за обладания плодородною областью между Арноном и Явоком были причинами непримиримой вражды между этими двумя народами-братьями (ср. Столкновения пастухов Авраама и Лота), выразившейся, между прочим, в том, что Моисеев закон запрещал принимать М. В "общество Господне". Подобно Израилю, М. Не были автохтонами. Они поселились в. Своей стране, изгнав из нее эмимов. Известное сказание кн. Чисел (22—25) о царе-М.

Валаке, сыне Сипфора, не разрешившем израильтянам прохода через свои владения и призвавшем для проклятия их пророка Валаама (см.), показывает, что в эпоху исхода М. Уже составляли организованное оседлое государство и жили вместе с мадианитянами. Область за Арноном была только что покорена Сихоном, царем амореев. Когда вместо последних на С. Водворились Рувимово и Гадово колена израильтян и М. Были стеснены между Арноном и Вади-эл-ахсой, началась вековая борьба из-за обладания богатыми северными пастбищами. Во время смутной эпохи судей царю М. Эглону (Суд. 3, 12) удалось составить коалицию из аммонитян и амаликитян и подчинить себе на 18 лет евреев. Меч Аода положил конец владычеству М. И был сигналом массового избиения их на иорданских переправах.

М. Были на долго ослаблены. При Иеффае (см.) в прежней их роли мы встречаем уже аммонитян. К тому же времени судей приурочена история моавитянки Руфи, занявшей место в родословии Давида и Спасителя. В числе победоносных войн Саула упоминается и война с М. (I Цар. 14, 47), которые не могли смотреть равнодушно на образование сильного еврейского царства. Царь М. Был на стороне Давида против Саула и давал приют его родителям (I Цар. 22, 3). М. Служили у него в войске и были в числе его приближенных (I Паралипом., 11, 46). Но Давид все-таки покорил М., перебил 2/3 целого народа и наложил на остальных дань (II Цар. 8, 2). Смуты, последовавшие за смертью Соломона, дали М. Возможность не только освободиться от еврейского ига, но даже вернуть себе область к С от Арнона.

При воцарении в Израиле энергичной династии Амврия началась реакция. Царь М. Хамос потерял Медебу и должен был опять платить дань по 100 тыс. Ягнят и баранов. Сыну его, знаменитому Меше (см.), пришлось вести с Ахавом (см.), его сыном Иорамом и его союзниками упорную борьбу за независимость, окончившуюся в его пользу и вернувшую ему спорную область. М. Производили набеги и грабили города израильтян. В то же время доставалось от них и идумеям. Пророк Амос (2, 1) выставляет, как особенное преступление их, что они "пережгли кости царя эдомского в известь". Царь М. Салман воспользовался упадком израильского царства и разрушил г. Бет-Арбел. Вероятно, этого же Салмана мы видим в числе признавших верховенство Тиглатпалассара ассирийского в 733 году.

При Саргоне М. Приняли участие в южно-палестинском восстании, но в 701 г. Царь их Хамоснадав счел за лучшее опять покориться Синахерибу во время войны последнего с Езекией иудейским. Верным вассалом ассирийских царей оставались и последующие цари, М. Музури и Ка-?-асхалта. Последний в союзе с своим сюзереном Ассурбанипалом разбил кочевников-арабов, надвигавшихся на М. Опасность со стороны пустыни заставила М. После падения Ассирии держаться новых владык Азии, халдейских царей Вавилона. Хотя пророк Херемия и упоминает о моавитских послах у Седекии (27, 2), но известно, что М. Нападали на Иерусалим при Иоакиме. М. Все-таки не удалось избежать общей участи мелких семитических племен — поглощения арабами. Кажется, это имели в виду пророчества Исаии (15 и 16) и Иеремии (47).

Один из противников евреев при созидании второго храма — Санавалат — называется уроженцем моавитского г. Хоронаима. Иосиф Флавий говорит (Ant. I, 11,5), что еще в его время М. Были великим народом. Постоянные войны, борьба за независимость и существование наложили на М. Отпечаток воинственности, а успехи внушили им самоуверенность, в чем нередко и упрекают их пророки, отдавая должное их геройству и силе. В то же время скопление добычи и богатств содействовало развитию культуры. Пророки неистощимы в перечислении городов и селений маленькой области М. Раньше друг. Семитических племен мы встречаем у М. Письменность и обычай, свойственный только великим и богатым державам древнего Востока — увековечивать выдающиеся события памятниками и надписями.

В религии М. Мы не находим однообразия и строгой централизации. Во время путешествия израильтян по долине Ситтим к С. От Мертвого моря они увлеклись культом "богов" М. И особенно нечистым (?) служением Ваал-Пеору (см. Ваал-Фегор). В Гильгале были "истуканы", которым цари совершали торжественные жертвоприношения. Встречается у М., однако, и род единобожия. Владыкой и покровителем их является бог Хамос (= Кемош). М. Назывались его народом. По его повелению они начинают войну, от его милости и гнева, равно как от их поведения относительно его, зависят их успехи. В честь его подвергались заклятию ("херем", как и в Библии) и истреблялись целые завоеванные города. Название его в надписи Меши Аштар-Камошем указывает, по мнению некоторых, на его двуполый характер.

Вероятно, Ваал-Пеор был его простым эпитетом = " владыка горы Пеора". Культ М., подобно другим семитическим, состоял, между прочим, в кровавых, нередко человеческих жертвах. Общесемитское служение на "высотах" было распространено у М. Многие города носили имя "бамот" = высота. Меша воздвиг такую "высоту спасения" в Дибоне в память своего избавления от врагов, и это святилище, кажется, получило особую важность, сделавшись чем-то вроде центра культа (Ис. XV, 2). При Соломоне, в числе жен которого были и моавитянки, "высота" в честь Хамоса была воздвигнута на горе пред самым Иерусалимом. Пророки и у моавитян пользовались почтением. Язык М., как видно из надписи Меши и собственных имен, — диалект того языка, на котором написан Ветхий Завет, хотя в некоторых формах обнаруживает близость и к другим соседним языкам.

Арабскому (напр. В образовании возвратных форм) и арамейскому (plur. На n). Стиль, словоупотребление и фразеология — также библейские. Шрифт, употреблявшийся М., — древнесемитический, прототип еврейского квадратного и греческого. Об искусстве М. Можно составить себе некоторое понятие на основании письменных источников и немногих сохранившихся вещественных памятников. Характер его — общесемитический. В кн. Судей (3, 13 и сл.) находится упоминание царского дворца, имевшего наверху прохладные комнаты. Остатками моавитских святилищ являются, вероятно, находимые кое-где менгиры и дольмены, вефили, окруженные оградой из огромных камней, в виде эллипсиса или четырехугольника. Дольмены представляют обыкновенно отполированную наклонную плиту, положенную на два стоящих камня вышиной около метра.

Они служили для возлияний, на что указывают углубления, отверстия и стоки на поверхности плиты. Еще в III в. По Р. Хр. Арабские путешественники видели в Моавии на скалах многочисленные памятники скульптуры, считавшиеся изображениями богов. В 1851 г. De Saulcy нашел у Шихана и чрез 13 лет герцог de Luynes приобрел для Лувра один такой памятник из черного базальта — изображение воина (может быть — царя), с копьем в руках и в египетском переднике, в сопровождении какого-то животного. В Лувре находится еще несколько собранных de Saulcy обломков ваз и других древностей, раскрашенных и с геометрическим орнаментом.Литература о М. Находясь по ту сторону Иордана и Мертвого моря, будучи населена негостеприимными бедуинами, страна М.

Мало посещалась до начала нын. Столетия. Первым обратившим серьезное внимание на эту область был Зетцен, прошедший в 1806—7 гг. Два раза по моавитским горам (Seetzen, "Reisen"), В 1812 г. По той же дороге странствовали Бурхардт ("Travels", Л., 1822), Ирби и Манглас ("Travels etc.", 1822). В 1851 г. Здесь был де Соси ("Voyage autour de la Mer Morte", 1853), открывший известный Шиханский барельеф и тем содействовавший оживлению интереса к моавитским древностям. Но особенно стала Моавия обращать на себя взоры археологов со времени открытия надписи Меши (см.), вызвавшей целый ряд экспедиций. В 1870 г. Географическое отделение Британского общества отправило в Моавию каноника Тристрама, д-ра Гинсбурга и Диксона, и результаты их путешествия — подробное описание местностей и развалин — были довольно интересны (Tristram, "The Land of Moab", Л., 1873).

Около того же времени в Моавии путешествовали Варрен, Пальмер и Дрэк. Затем неоднократные разведки предпринимал англо-американский "Palestine Exploration Fund". Сообщение И. И. Соловейчика о моавитских древностях в Московском археологич. Обществе (1887) вызвало и у нас глубокий интерес, выразившийся, между прочим, в постановлении "обратить внимание православного палестинского общества на необыкновенную важность памятников, находимых в Заиорданской области" ("Древности восточные", I, 33). В связи с открытием надписи Меши стоит и появление массы поддельных quasi-моавитских древностей. Идольчиков, произведений керамики, надписей, попавших было за большие деньги в Берлинский музей, но развенчанных Клермон-Ганно, Каучшем и Социном ("Die Aechtbeitd.

Moabitischen Alterthümer", Страсбург, 1876). Полемика по поводу их переносилась иногда на национально-политическую почву. О М. См. Хвольсон в "Христ. Чтении" (за 1870). Гаркави, "Об историческом значении надписи Меши" (СПб., 1870). Д., "Моавия" ("Русский вестник", CIX). Winckler, "Geschichte Israels" (203). Его же, "Alttestamentliche Untersuchungen" (55). По языку у Stade, "Lehrbuch d. Hebräischen Grammatik" (I, 13). По искусству Perrot Chipiez (III, 443 и IV, 374). Conder, "Het and Moab". Héron de Villefosse, "Notice des monuments provenants de la Palestine (Musée du Louvre). Pays de Moab" (I, 15. Здесь же и полная библиография).Б. Т..

Значения в других словарях
Моcкотильников Савва Андреевич

(1768—1852) — известный мистик, переводчик в прозе (с франц. Перевода Лебрена) поэмы Тассо "Освобожденный Иерусалим" (М., 1819). В молодости М. С женой были актерами Казанского вольного театра, а затем М. Служил чиновником казанского магистрата. Любопытные письма М. Из Москвы в Казань, писанные Г. П. Каменеву (изданы Н. И. Второвым в альманахе "Вчера и сегодня", СПб., 1845), заключают описание знакомств и бесед М. С тогдашними корифеями мистицизма — И. В. Лопухиным, И. П. Тургеневым, Поздеевым —..

Моа

(Dinornis) — исполинские вымершие птицы Новой Зеландии из отряда бегунов (см. Статью Бескрылые птицы и фиг. Скелета на таблице Бегуны).. ..

Моавия

(ок. 600—679) — халиф, основатель династии Омайядов, сын Абу-Софиана, долго бывшего врагом Мохаммеда, хитрый и энергичный человек. В 644 г. Халиф Осман назначил его наместником Сирии, откуда он начал ряд морских завоевательных походов. После убиения Османа, в 656 г., М. Выступил кровомстителем его против Али, привлек на свою сторону Амру и после нерешительной битвы у Сиффина в 657 г. Провозглашен был в Дамаске халифом большей части арабских земель. Он избег кинжала заговорщиков, от которого в 66..

Моавр де Абрагам

— франц. Математик (1667—1754). Математическим наукам учился у известного франц. Математика Озанама. Будучи протестантом, М. После отмены Нантского эдикта должен был оставить отечество. Местом своего постоянного пребывания он выбрал Лондон, где познакомился с Ньютоном и Галлеем, вступил в сношения с Лондонским королевским обществом и сделался в 1697 г. Его членом. Позднее он был избран также и в члены сперва Берлинской акд. Наук, а затем и Парижской. В 1712 г. По назначению Лондонского королевск..

Дополнительный поиск Моавитяне Моавитяне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моавитяне" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моавитяне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа