Огонь история и способы добывания

70

— Пользование огнем и уменье добывать его составляет одну из отличительных особенностей человеческой культуры, даже на самых примитивных ступенях ее развития. Сохранились, правда, старые и новые известия о племенах, не знающих употребления огня, но, как показал Б. Тейлор, все такие известия сомнительны и противоречивы. Знакомство с огнем мы находим и у самого древнейшего населения Европы. Скопления золы и угля, следы очагов, вместе с разбитыми костями, древнейшими следами палеолитического человека, как в пещерах Франции и Англии, так и в открытых стоянках той же эпохи в России (например в Костенках, на берегу Дона). Тем не менее, вероятно, что первобытный человек еще не умел добывать О., и что изобретение способа его добывания было одним из важных шагов на пути культурного развития человечества.

Об этой важности свидетельствуют многие мифы, связывающие открытие огня с древними героями, похитившими его с неба, и придающие огню характер божественности. Судя по тому, как получают себе О. Многие дикари и как добывается так называемый "живой О. " (см. Соотв. Статью), можно думать, что первоначальное добывание огня последовало от трения одного куска сухого дерева о другое, и притом трения путем вращения или сверления. Подобные вращательные движения имеют тесную связь с религиозными обрядами. В древней Индии, на рассвете, вращением дерева возжигался О. И вращением же сбивалось масло, приносившееся в жертву. У буддистов весьма обыкновенны вращающиеся молитвенные мельницы. Священные хороводы, круговые танцы составляют существенную принадлежность многих религиозных обрядов.

Отсюда Гейгер находит возможным вывести предположение, что первое получение огня было неожиданным результатом вращения, производившегося с мистической целью. Этим объясняется божественный характер, который придается огню многими народами, а равно пользование огнем при богослужении, жертвоприношениях, обрядах очищения, похоронах и т. Д. Судя по данным языка, огонь первоначально обратил внимание человека не своими полезными или разрушительными свойствами, а своим цветом и блеском. "Древнейшими памятниками языка — замечает Гейгер — прославляются его светлый блеск, его красное пламя. Древнейшие названия огня также указывают не на теплоту, не на свойство жечь, разрушать, вызывать боль, а на красный цвет, который привлек, по-видимому, прежде всего внимание человека".

Добывание огня путем трения двух кусков сухого дерева существует у многих менее культурных народов до настоящего времени. Способ этот представляет три вариации. 1) сверление, 2) пиление и 3) проведение борозды. Сверление, в свою очередь, производится. А) непосредственно руками. Берется узкая дощечка сухого дерева, кладется на землю, на нее становится коленями человек и упирает в нее сухую круглую, деревянную же палочку. Предварительно в дощечке делается небольшая (неглубокая) ямка, соответствующая диаметру палочки, и от этой ямки проводится к боковому краю дощечки небольшая бороздка, по которой могли бы выдавливаться образуемые сверлением древесные опилки. Вставив в упомянутую ямку палочку, человек вращает ее между ладонями, стараясь в то же время ее нажимать.

Ладони его при этом спускаются постепенно по палочке вниз и приходится их несколько раз быстро вскидывать к верхнему концу, но так, чтобы воздух не успевал попасть под нижний конец палочки. После непрерывного вращения в течение некоторого времени, древесная пыль нагревается и, наконец, воспламеняется, причем нужно иметь наготове уголь и трут для принятия огня, который затем раздувается. Скорое добывание О. Этим способом требует ловкости и сноровки. Он употребителен у эскимосов Лабрадора, у индейцев острова Ванкувера, у бушменов и других племен Африки, а также был в ходу в Японии, на Мадагаскаре и в других странах. Б) Другой способ сверления требует применения дощечки, палочки, груза, который бы надавливал на палочку сверху, и веревки, с помощью которой вращалась бы палочка.

При этом способе требуется участие двоих. Один придерживает положенную на земле дощечку ногой, а обеими руками передвигает из стороны в сторону завернутую вокруг палочки веревку, которая и вызывает вращение палочки. Другой помогает удерживать неподвижно дощечку, а рукой прижимает палочку сверху. Способ этот в ходу у некоторых племен эскимосов и североамериканских индейцев, также у даяков острова Борнео. Местами веревка соединяется с лучком, причем добывающий О. Нажимает на верхний конец палочки зубами или грудью. В) Третий способ характеризуется присоединением к палочке груза (например, посредством надетого на нее кружка) и приведением ее во вращение посредством двойной веревки, обмотанной вокруг ее верхнего конца и прикрепленной затем к концам поперечной палочки.

Положив руки на эту поперечную палочку, человек нажимает ее книзу, вследствие чего вертикальная палочка приходит во вращение. Нижнюю дощечку должен удерживать в это время другой человек. Способ этот существовал у разных племен эскимосов, индейцев, чукчей и др. Некоторые народы (например, айны, чукчи, австралийцы) не додумались до указанного выше снабжения ямочки в дощечке боковым желобком, вследствие чего добывание огня сопряжено у них с большим трудом и большой затратой времени. Пиление для добывания огня употребительно у малайцев, бирманцев, сиамцев. Берется расщепленный вдоль пополам бамбуковый ствол, кладется выпуклой (наружной) стороной кверху и распиливается поперек деревянной узкой дощечкой (тоже из бамбука), сточенной по краю в лезвие.

Происходящие от пиления и нагревающиеся опилки падают обыкновенно на подложенный трут, который, наконец, и воспламеняется. Способ проведения борозды заключается в том, что сухое полено кладется на землю и удерживается в неподвижном положении упершимся в него коленом человеком, который, взяв обеими руками небольшую, заостренную к концу, твердую палочку и держа ее под углом около 45°, бороздит ею взад и вперед по полену, чем вызывает образование желобка, в одном из концов которого и скапливаются, наконец, воспламеняющиеся опилки. Способ этот свойствен исключительно Полинезии, где он весьма распространен, хотя пользование им требует большого навыка. Последующими методами добывания огня являются. А) удары кремнем о медный колчедан или сталь.

Куски колчедана с кремнем были иногда находимы в древних могилах Западной Европы, пользование же стальным огнивом было распространено в Европе до середины XIX в. Б) сжатия воздуха поршнем в цилиндре, причем к нижнему концу поршня прикрепляется легковоспламеняющийся трут. Способ этот был встречен, между прочим, у бирманцев и даяков, но неизвестно, был ли он ими изобретен или заимствован у какого-нибудь более культурного народа. Гораздо позже появляются спички (см.) и многие другие физические и химические способы. Д. А. .

Значения в других словарях
Огонь в химии

— см. Пламя.. ..

Огонь живой

— так называют О., произведенный путем трения двух кусков дерева. В Галиции такой О. Называют божьим. Древнейший способ добывания О. (см.) получил религиозное значение и до сих пор удержался в народных обрядах. В горных местах Галиции пастухи, выгнав впервые весной скот в поле, разводят живой О. И молятся при этом, читая "Отче наш" и др. Молитвы. В России, местами, живой О. Требуется для зажигания купальских костров, для перегона скота во время эпидемий. То же было и в Германии в старое время. У..

Огонь, живой

Так называют О., произведенный путем трения двух кусков дерева. В Галиции такой О. Называют божьим. Древнейший способ добывания О. (см. Соотв. Статью) получил религиозное значение и до сих пор удержался в народных обрядах. В горных местах Галиции пастухи, выгнав впервые весной скот в поле, разводят живой О. И молятся при этом, читая "Отче наш" и др. Молитвы. В России, местами, живой О. Требуется для зажигания купальских костров, для перегона скота во время эпидемий. То же было и в Германии в ста..

Огонь, история и способы добывания

Пользование огнем и уменье добывать его составляет одну из отличительных особенностей человеческой культуры, даже на самых примитивных ступенях ее развития. Сохранились, правда, старые и новые известия о племенах, не знающих употребления огня, но, как показал Б. Тейлор, все такие известия сомнительны и противоречивы. Знакомство с огнем мы находим и у самого древнейшего населения Европы. Скопления золы и угля, следы очагов, вместе с разбитыми костями, древнейшими следами палеолитического человека..

Дополнительный поиск Огонь история и способы добывания Огонь история и способы добывания

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Огонь история и способы добывания" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Огонь история и способы добывания, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 33 символа