Ораторское искусство

60

Или искусство красноречия — уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу. Еще в древности призванием оратора считалось поучать, нравиться и трогать (dicet, ut probet, ut delectet, ut flectat — Цицерон, "De Oratore"). По целям своим, О. Речь может служить интересам государства (политическое красноречие), обвинению или защите (судебное красноречие), религии (духовное или церковное красноречие). Это три главнейшие, получившие наибольшее развитие отрасли О. Искусства. Кроме того, различают еще военное красноречие (см.), похвальные речи (панегирики, см.), школьные или академические речи (актовые речи в университетах и т.

П.) и другие, менее важные виды О. Искусства. Так как речь должна быть не только составлена, но и произнесена публично, то в О. Искусстве различаются две стороны. Сочинительская и декламаторская. И та, и другая сторона в известной мере может быть развита путем обучения. Поэтому в древности составилось убеждение, что О. Искусство не составляет врожденного таланта (погов. Fiunt oratores, nascuntur pœtæ). Искусство устного произнесения преподавалось практически, а о способах сочинения речей составлялись трактаты, получившие, потом, название риторик и часто касавшиеся искусства сочинения вообще. Риторика, как учебный предмет сохранившаяся в средних учебных заведениях и до наших дней, выработала целый ряд правил для определения состава речи.

В основе речи должно лежать скрытое умозаключение. Делится речь на следующие части. Приступ, объясняющий повод или причину речи и долженствующий привлечь внимание слушателей. Предложение, излагающее главное содержание речи. Разделение, указывающее на главные фазисы развития мысли. Повествование, дающее обстоятельства дела. Доводы, имеющие целью убеждение слушателей. Патетическая часть, которая должна была тронуть сердце слушателей, и, наконец, заключение. Смотря по слушателям или по характеру говорящего может разнообразиться самый стиль речи, причем различаются. Стиль низкий или дружеский (фамильярный), возвышенный или патетический и средний. В О. Речи часто пользуются поэтическим языком, с его тропами и фигурами. Ср.

Вообще по теории О. Искусства. Ernesti, "Initia rhetorica" (Лпц., 1750 и чаще). Blair, "Lectures on rhetoric and belles lettres" (1783). Maas, "Grundriss der allgemeinen und besonderen reinen Rhetorik" (Лпц., 1835). Schott, "Theorie der Beredsamkeit" (Лпц., 1828—49). Falkmann "Praktische Rhetorik" (Ганнов., 1835—30). Ortloff, "Lehrbuch der gerichtlichen Redekunst" (Нейв., 1886—87). Глаголев, "De methodo inveniendi, disponendi et enuntiandi" (M., 1823. Маг. Дисс.). H. Токарев, "Об искусстве красноречия" ("Период. Сочин. О успех. Народ. Просв.", № 25). M. Сперанский, "Правила высшего красноречия" (1844). К. Фойт, "Истинное содержание Риторики" ("Журн. Мин. Нар. Просв.". 1856, 3 и там же, 7, статья В. Стоюнина). История О. Искусства начинается с Греции, так как о красноречии древних народов Востока не имеется данных.

И в Греции далеко не везде имелась почва для развития О. Искусства. Лишь в одной Аттике условия жизни и свободный образ управления вызвали появление ряда недюжинных ораторов, особенно с V в. До Р. Хр., когда конституция Афин окончательно приняла демократический характер. К этому времени относится деятельность Перикла, влияние которого главным образом зависело от его красноречия. Фукидид, в вольном пересказе, сохранил нам образчики его речей. Блестящим временем О. Искусства в Греции было время с конца V до конца IV в., когда действовали знаменитые десять ораторов (см. Греческая литература), в том числе величайший оратор древности, Демосфен (см.). К О. Искусству у греков рано стал примешиваться ремесленный характер. Судебные речи писались на заказ для не умевших или не желавших сочинять их.

К опытным ораторам стали поступать на обучение новички, писавшие речи на заданные темы. Впоследствии были основаны даже ораторские школы — в Афинах, позже в Родосе и др. Местах. Из этих школ О. Искусство было перенесено и в Рим. Не раньше сближения с Грецией, особенно со II в. До Р. Хр., стали появляться римские ораторы, среди которых выдались суровый Катон Цензор, Сципион и Гракхи. Следующий век завершил расцвет римского красноречия, давшего в особенности превосходные образцы судебного красноречия в защитительных и обвинительных речах по политическим процессам. Гортензий, прекрасный импровизатор речей, введший в них азиатскую пышность, и М. Туллий Цицерон, один из величайших ораторов мира, отмечают собой высшую точку римского О.

Искусства. В период римской империи для ораторов прежнего типа, если не считать панегиристов, не остается места. Возникает новое красноречие, примеры которого подали христианские проповедники, со своими вдохновенными речами обходившие все страны. Таким оратором явился прежде всех ап. Павел, выступавший и в Афинах, и в Риме. Расцвет духовного красноречия в IV в. По Р. Хр. Знаменуется деятельностью Иоанна Златоуста. В средние века и эта отрасль красноречия подвергается порче. Наряду с немногими вдохновенными ораторами (Франциск, Фома Аквинский, Абеляр, Бернард Клервоский, Бертольд Регенсбургский) выступают проповедники, говорящие грубо, неизящно, на неудобопонятной смеси народного языка с латинским. Реформация внесла живую струю и в красноречие.

Громадным ораторским талантом отличались Лютер, Меланхтон, Цвингли, Кальвин и многие другие деятели реформатской эпохи. В XVII в. Выдаются французские католические проповедники — Боссюэт, Массильон, Бурдалу и др. Для политического красноречия цветущая пора начинается в Англии еще в XVII в., во Франции — в конце XVIII ст., в эпоху великой революции, в Германии — со времени введения южно-германских конституций и в особенности с 1848 г. Наиболее выдающихся судебных ораторов дала Франция. В России О. Искусство не имело возможности развиться всесторонне. Для политического красноречия не представляет простора форма правления, а судебное получило возможность применения лишь в самое последнее время, после судебной реформы.

Издавна процветало у нас только духовное красноречие. См. Политическое, Судебное, Церковное красноречие.А. М. Л..

Значения в других словарях
Ораториане

Или ораторианцы (в Италии обыкновенно назыв. Филиппинцами) — духовная конгрегация. См. Монашество.. ..

Оратория

(oratorium, лат., oratorio итал.) — духовная музыкальная драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный аккомпанимент. О. Зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в которых пелись "Laudes spirituales", происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. О. Развилась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими сюжетами. Но главное назна..

Орашану

(Николай Orăşanu) — румынский поэт-сатирик (1833 — 1890). Приобрел известность статьями и стихотворениями против Карла I (в начале 70-х гг.). Главные его произведения. "Tîrgul cu idei sau buletinul Ci ş migiului" (1857), "Botezul lui Fîl-Fîl-Son în balta Ci ş migiuluĭ" (1857), "Trei fe ţĭ logofetĭ" (1857), " О fată de m ă ritat" (1858), "Panorama sau mineele lui Nichipercea" (1860), "Ilustriĭ contemporanĭ. Satire ş i epigrame politice" (1861), "Talme ş -Balme ş delà..

Орашану Николай

(Orăşanu) — румынский поэт-сатирик (1833—1890). Приобрел известность статьями и стихотворениями против Карла I (в начале 70-х гг.). Главные его произведения. "Tîrgul cu idei sau buletinul Cişmigiului" (1857), "Botezul lui Fîl-Fîl-Son în balta Cişmigiuluĭ" (1857), "Trei feţĭ logofetĭ" (1857), "О fată de măritat" (1858), "Panorama sau mineele lui Nichipercea" (1860), "Ilustriĭ contemporanĭ. Satire şi epigrame politice" (1861), "Talmeş-Balmeş delà naşul meu Nichipercea" (1861—1863), "Poesiĭ didacti..

Дополнительный поиск Ораторское искусство Ораторское искусство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ораторское искусство" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ораторское искусство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 20 символа