Пашковцы

75

Последователи религиозной секты в России, обязанной своим возникновением проповеди англичанина лорда Редстока (см.), в 1874 г. Прибывшего в СПб. И с большим успехом проповедовавшего в великосветском обществе. К числу приверженцев, приобретенных Редстоком в Петербурге, принадлежал отставной гвардии полковник Василий Александрович Пашков, от его имени секта и получила свое название. В 1876 г. Пашков испросил разрешение на учреждение "Общества поощрения духовно-нравственного чтения", задача которого по уставу состояла "в доставлении народу возможности приобретать на самом месте жительства его и за дешевую цену книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета и сочинения духовно-нравственного содержания". Общество выпустило в свет более 200 брошюр (некоторые из них выдержали до 12 изданий) ценой от 1/2 до 6 коп.

Иные брошюры раздавались даром. Для распространения брошюр в деревнях общество снаряжало особых книгонош. Брошюры были частью переводные с английского и немецкого языков, частью оригинальные. Содержанием их служили беседы о предметах веры и нравственности христианской, разъяснения текстов Св. Писания, библейские тексты, выдержки из сочинений св. Тихона воронежского и бесед Михаила, митрополита Новгородского и Спб. Брошюры печатались главным образом в СПб., но некоторые, очевидно — по цензурным условиям, были изданы в Одессе и Варшаве. По позднейшему отзыву о пашковских брошюрах Учебного комитета Св. Синода (циркуляр по духовно-учебному ведомству 1888 г., № 3), каждая брошюра в отдельности в большинстве случаев "не представляет непосредственно своего сектантского направления, но когда они читаются в совокупности и известном порядке, с разложением их по отделам — тогда их сектантское направление и та основная мысль, какая проводится в них, обнаруживается со всей ясностью.

Рассуждая о какой-либо спасительной истине с одной стороны, сочинители умалчивают о тех сторонах, которыми определяется или обуславливается эта истина, и таким образом проводят в сознание читателя ту односторонность, которой они держатся, как сектанты. Книжки такого направления подготавливают в народной массе почву для устной и живой пропаганды и подают повод и случай для дальнейшего сеяния сектантских заблуждений и односторонностей". Особенно вредными и долженствующими быть изъятыми из употребления среди народа Св. Синод в 1888 г. Признал брошюры. "Что такое христианин?", "Радостная весть", "Путь к спасению", "Пастухи и овцы", "Рай и ад", "Христос все во всем", "Слепая девушка и Евангелие", "Встревожился Иерусалим" и др.

В том же направлении, как и пашковские брошюры, действовал журнал "Русский рабочий", основанный в СПб. Марией Григорьевной Пейкер в 1875 г. И прекратившийся в 1886 г. В 1877 г. Пашкову запрещено было устраивать религиозно-назидательные беседы. В 1878 г. Церковной власти поручено было увещевать Пашкова и его единомышленников оставить свое заблуждение и вернуться в лоно православной церкви. Лишенный возможности действовать в СПб., Пашков перенес свою проповедь во внутренние губернии, где расположены многочисленные его имения, главными образом — в село Крекшино Звенигородского уезда Московской губернии. В других местностях работали его приверженцы (напр., граф и графиня Бобринские в Богородицке Тульской губернии).

В 1883 г. Пашков вновь поселился в СПб. И в апреле 1884 г. Устроил вместе с графом Модестом Корфом съезд из представителей штундистов, баптистов и молокан, с которыми у П. Есть точки соприкосновения. Заседания съезда были прекращены распоряжением правительства, а 24 мая 1884 года состоялось высочайшее повеление о закрытии "Общества поощрения духовно-нравственного чтения". Вслед за тем Св. Синод предписал епархиальным архиереям, а министерство внутренних дел — губернаторам следить за распространением пашковского учения. Сам Пашков уехал за границу, но распространение секты не прекратилось. Об этом свидетельствуют судебные процессы по поводу пропаганды пашковского учения, имевшие место в конце 1880-х годов и в первой половине 1890-х годов в губерниях Тверской, Новгородской, Ярославской, Московской, Орловской.

Вероучение П. Исходит из того положения, что вследствие грехопадения человек совершенно бессилен своими делами заслужить себе оправдание перед Богом и приобресть спасение. Спасение совершилось на кресте, и все уверовавшие во Христа спасены. Каждый, уверовавший во Христа, тотчас же получает отпущение грехов и избавляется от вечной гибели. Принявшему в себя Христа и потом согрешившему нужно лишь покаяться — а он тотчас получает непосредственное прощение. Каждый, принявший в себя Христа, может уразуметь все Св. Писание и толковать его другим. Уверовавший во Христа непременно творит добрые дела, как плоды веры. Мнение, что для спасения нужны и дела, умаляет заслугу Христа. Исходя из этих положений, П. Отвергают почитание икон и святых, таинства и церковную иерархию.

Богослужение у П. Сводится к молитве, проповеди и пению стихов (брошюра. "Любимые стихи"). Основой пашковского учения является, очевидно, протестантское положение об оправдании верой. Ср. Терлецкий "Секта П." (СПб., 1891). Прот. В. С—в., "П., их лжеучение и опровержение его" ("Орловские епарх. Ведомости", 1897)..

Значения в других словарях
Пашковский, Мартин

(Paszkowski, умер в 1620 г.) — польский стихотворец. Его произведения представляют собой пересказ всяких исторических материалов, какие только попадались под руку автору. Не имея поэтических достоинств, они сохраняют значение любопытных исторических мемуаров, отражающих оригинальные особенности старопольского быта. Напечатал. "Ukraina od Tatarów trapiona о ratunek prosi" (Краков, 1608), "Wizerunek wiecznéj sławy starych Sarmatów etc." (ib., 1613), "Rozmowa Kozaka Zaporozskiego z Perskim gońcem" ..

Пашковский, Франциск

(Paszkowski, 1778—1856) — польский писатель. Сражался в рядах французских войск в Италии, был адъютантом Мюрата, командовал бригадой во время кампании 1812 года. Написал. "Pamiętnik budowy pomnike T. Kościuszki" (Краков, 1826), "О topografii gór" (1830), "Pomysły do dziejów Polski" (П., 1840) и др.. ..

Пашковы

Дворянский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев, от Григория Пашкевича, выехавшего будто бы из Польши в Россию при Иоанне Грозном. Дети его писались уже Пашковыми. Один из его внуков, Филипп Иванович по прозванию Истома, боярский сын, сотник веневский, сторонник Лжедмитрия, был взят в плен под Москвой (1606), потом служил царю Василию Шуйскому и отличился в битве на Пчельне (1607). Сын его Афанасий († в 1664 г.) был воеводой на Мезени, в Енисейске и Новой Даурской Земле. Егор Ив..

Паштет

(от pasta — тесто, франц. Pâté, англ. Pie, итал. Pasticcio, нем. Pastete) — круглый пирог с начинкой. П. Готовят с запеченой тестяной обложкой (коркой) и без нее. В последнем случае П. Называют холодным. Для начинки идет телятина, баранина, ветчина, домашняя и дикая птица, говядина и пр. Корку готовят из слоеного или сдобного теста. Муку берут сухую, соленое масло должно промыть и просушить. Свиное сало менее пригодно. На каждый фунт муки идет около 1/2 фунта масла или сала. Начинку готовят из м..

Дополнительный поиск Пашковцы Пашковцы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пашковцы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пашковцы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа