Первородный грех

71

Или прародительский грех (peccatum originale, vitium originis). — По библейскому учению, грехопадение (см.) Адама не только внесло порчу в природу прародителей, но отразилось преемственно и на всех их потомках. До падения человек имел ясный и светлый ум, так что он мог проникать в природу вещей (Быт., ii, 19—20. 22—24), после падения разум человека глубоко помрачился, так что теперь человек с большим трудом, с большими предварительными ошибками может приобретать познание об окружающих его предметах видимого мира. До падения человек находился в ближайшем общении с Богом и потому имел о Нем ясное и правильное познание (ср. Быт., I, 27—30. II, 19, 22. III, 8). После падения человек естественным путем может приобретать только самое общее представление о Боге (ср.

Посл. К Римл., I, 19—20. Псал., XVIII, 2), а сообщаемые ему путем божественного откровения истины оказываются для него непонятными и непостижимыми (см. Исайи, VI, 9—10. Ср. Иерем., V, 21. Матф., XIII, 13—15. Map., IV, 12. Лук., VIII, 10. Иоан., XII, 39—40. Деян. Апост., XXVIII, 26—27. Римл. XI, 8). Наклонность воли ко греху сделалась уделом всех людей (Быт., VI, 5. Посл. К Римл., VII, 18—19. 21—23), и человек должен употреблять большие усилия, чтобы побороть в себе эту наклонность и идти по пути добра (Матф., XI, 12. Ср. Лук., XVI, 16). До падения сердце Адама и Евы отличалось чистотой и непорочностью, было исполнено высоких чувств. После падения в сердце прародителей и их потомков появились нечистые, чувственные пожелания и стремления к благам мира сего как к источнику счастья.

До падения тело человека отличалось крепостью и силой и не испытывало болезней, которым оно подвергается после падения. Завершением всякого рода физических бедствий, которым человек подвержен вследствие П. Греха, является телесная смерть (Быт., II, 17. Ср. III, 19. Числ., XVI, 29. Ib. XXVII, 3. Римл. V, 12. 1 посл. К Коринф., XV, 21—22). Наконец, в связи с грехопадением находится и лишение того блаженного, райского состояния, которое уготовано было первым людям (Быт., III, 22—24). По учению православной церкви, таинство крещения изглаживает, уничтожает в человеке П. Грех, т. Е. Очищает греховность человеческой природы, унаследованную от прародителей. Через крещение человек перестает быть виновным перед Богом, благодатию Св. Духа вследствие заслуг Искупителя, но самых следствий П.

Греха крещение не уничтожает. Наклонность ко злу более, чем к добру, болезни, смерть свойственны и людям возрожденным. Учением о П. Грехе, распространившемся на весь род человеческий, обосновывается необходимость Искупления (см.). По учению католической церкви, человек, созданный Богом как существо чувственно-разумное, испытывал борьбу противоположных стремлений души и тела. Созданная по образу и подобию Божию душа проникнута была высшими стремлениями — любовью к Богу, надеждой на Бога, желанием познать Бога и т. П. Тело, напротив того, исполнено было низших инстинктов, направленных к плоти и миру. Для устранения борьбы, вытекающей из такого первобытного состояния, Бог даровал человеку натуральную благодать, или "благодать первобытной праведности", утраченную вследствие П.

Греха, который возвратил человека в прежнее состояние. Между тем, благодать была для человека таким даром, который он обязан был сохранить (justitia debita). За утрату ее он подвергся гневу Божию, и прежнее состояние сделалось для него состоянием наказания, в которое он низведен вследствие падения. Что касается естественных сил человека, то они, несмотря на их склонность ко взаимной борьбе, остались после падения в таком же состоянии, в каком были по создании человека, прежде дарования ему сверхнатуральной благодати. Это учение, сделавшееся господствующим в латинской церкви, высказано было Ансельмом Кентерберийским (умер в 1109 г.), с особенной ясностью изложено Дунсом Скотом (умер в 1308 г.) и в основных чертах принято Триентским собором.

По другому учению, существовавшему в латинской церкви и принятому блаженным Августином, сущность П. Греха состоит в похоти, т. Е. В том расстройстве природы человека, которое произошло вследствие падения. Чувственная природа человека, находившаяся до падения в полном подчинении духу и без всякого сопротивления исполнявшая сообразное с его природой служение, после падения вышла из подчинения духу, перестала быть служебным орудием его, мало того — стала брать перевес над ним. По лютеранскому учению, изложенному в "Аугсбургском Исповедании" и его "Апологии", сущность П. Греха состоит прежде всего в недостатке первобытной праведности, т. Е. В недостатке того совершенства, которое было свойственно природе первого человека — главным образом совершенства высших, духовных способностей человека.

Отсюда отвращение воли от Бога, непослушание сердца определениям закона Божия, утрата чистоты и умеренности чувственного желания. С другой стороны, сущностью П. Греха является похоть, т. Е. Состояние глубокого повреждения, заменившее собой первобытную правдивость. Некоторые протестантские секты дошли впоследствии до полного отрицания П. Греха. Отчасти арминиане, еще более социниане повторили учение пелагиан (см.), отвергавшее всякую генетическую связь между грехопадением прародителей и грехами их потомков. Сведенборгиане отвергли сам исторический факт падения первых людей. Позднейшие рационалистические теологи стали отвергать как наследственный прародительский грех, так и сам исторический факт падения прародителей.

Ср. Митроп. Макарий, "Православно-догматическое богословие" (т. I, СПб., 1868). Еписк. Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. III, Киев, 1885), В. Велтистов, "Грех, его происхождение, сущность и следствия" (критико-догматическое исследование, М., 1885). Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию" (Новочеркасск, 1891). И. Трусковский, "Руководство к обличительному богословию" (Могилев, 1889). H. Теодорович, "Учение тридентского собора о П. Грехе и оправдании в связи с православным и протестантским учением о том же предмете" (Почаев, 1886)..

Значения в других словарях
Первольф

Осип Осипович (1841—1891) — славист, чех по происхождению, учился в Пражском университете. Уже в своих первых журнальных работах П. Проявил внимание к России. Он писал по истории Малороссии, о происхождении Руси, о казаках. Участвовал в редактировании "Fontes rerum Bohemicarum". Служба в Чешском музее сближала П. С посещавшими Прагу русскими учеными и укрепляла его интерес к России. В статье "Sněmy v nêkdyži Rusi" ("Čas. Česk. Mus.", 1867—68) П. Ознакомил своих соотечественников с явлениями древ..

Первоначальные числа

См. Число.. ..

Первородство

См. Первенец.. ..

Первосвященник

Т. Е. Первый или главный из священников — титул главы ветхозаветной иерархии. Хотя случайно этот титул прилагался еще до Моисея, например, к таинственному П. Мелхиседеку Салимскому, современнику Авраама, но формально он введен был только Моисеем при организации иерархии, во главе которой поставлен был старший брат Моисея, Аарон. От него пошла прямая линия еврейских П., причем обыкновенно, но не всегда, должность эта переходила от отца к старшему сыну. В смутное время судейства первосвященство до..

Дополнительный поиск Первородный грех Первородный грех

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Первородный грех" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Первородный грех, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 16 символа