Рама в мифологии

70

(санскр. Rаmа = милый, красивый) — имя, носимое тремя героями индийской мифологии и баснословной истории. Парашурамой (см.), Рамачандрой и Баларамой. Обыкновенно, однако, под Р. Разумеется второй из названвых героев, являющийся особым любимцем народной фантазии, главным действующим лицом целого ряда литературных произведений. Этот Р., старший сын царя Дашаратхи (Dacaratha), происходившего из солнечной династии и правившего в Айодхье (теперешний Ауд), в действительности был седьмым воплощением бога Вишну (см.), происшедшим в конце второй мировой эпохи. История Р. Рассказывается уже в одном эпизоде Магабхараты, но самое подробное ее изложение дает Рамаяна (см.). Когда Дашаратха, будучи бездетным, просил богов о даровании ему сына, Вишну явился ему в жертвенном пламени и дал сосуд с божественным питьем для его жен.

Дашаратха отдал половину напитка своей жене Каушалье, родившей Раму-полубога, четверть — другой жене, Кайкеи, родившей Бхарату, обладавшего только 1/4 божеской природы, и другую четверть — третьей жене, Сумитре, родившей двух других братьев Р., Лакшману и Шатругхну, наделенных каждый только 1/2 божественности. Когда они еще были мальчиками, мудрец Вишвамитра обратился к Р. За помощью против ракшасов (см.). Р. И Лакшмана отправились к мудрецу в его лесное уединение, и Р. Убил здесь женщину-демона Тараку, решившись на это только после долгого убеждения его Вишвамитрой, который снабдил его небесным оружием. Царь Видехи, Джанака, обещал свою красавицу дочь Ситу (S îtâ. = борозда) в жены герою, который сможет натянуть чудесный лук, принадлежавший прежде богу Шиве.

Р. Не только натянул, но и переломил его, получив таким образом Ситу, ставшую его преданной и верной женой. Между тем Дашаратха под влиянием второй своей жены Кайкеи обещал ей сделать своим наследником ее сына Бхарату, а Р. Отправил на 14 лет в изгнание. Покоряясь воле отца, Р. Удалился с женой и братом Лакшманой в леса между pp. Ямуной (теперь Джамна) и Годавари (Годавери). После смерти Дашаратхи Бхарата не пожелал вступить на трон и отправился с войском за истинным наследником, Р. Р. Не хотел принять престол, пока не минет срок изгнания, назначенный отцом. Бхарата согласился быть наместником своего брата. Одна из ракшасок, сестра Раваны (см.), влюбилась в Р. Отвергнутая им, она напала на Р. И его спутников с целой армией ракшасок, уничтоженной, однако, героем.

Тогда она удалилась к Раване и внушила ему своими описаниями страстную любовь к Сите, которую он хитростью похитил (см. Равана). В погоне за похитителем особенно полезной для Р. Оказалась помощь Ганумана, сына ветра, министра и полководца Сугривы, царя обезьян. Равана был убит. Сита возвращена супругу. Чтобы очиститься от подозрения в вынужденной неверности, Сита в присутствии людей и богов вошла в пламя. Агни вывел ее оттуда невредимой и вручил Р., который воцарился в Айодхье. Окончание истории Р. Излагается в последнем отделе Рамаяны, являющемся позднейшей прибавкой. Подозрения Р., разрушенные испытанием помощью огня, опять возобновились, и он отправил Ситу в уединение мудреца Вальмики. Здесь она родила двух сыновей, Кушу и Лаву, сходство которых с Р.

Было очевидно. Когда им минуло 15 лет, они случайно попали в Айодхью и были узнаны и признаны своим отцом. Сита, которую призвал к себе Р., в народном собрании призвала в свидетели своей невинности землю, которая разверзлась и скрыла навсегда от Р. Его верную жену. Не желая жить без нее, Р. Решился последовать за ней, что было одобрено и богами. Любимый брат Р., Лакшмана, хотел пожертвовать собой, чтобы Р. Остался в живых, но боги взяли его в рай Индры. Р. Отправился к реке Шараю и, войдя в воду, был приветствован голосом Брахмы с неба, после чего "слился со славой Вишну". Подобно Кршне, Тезею, Георгию Храброму, Р. Является героем-истребителем чудовищ. Вместе с тем он — олицетворение благородства, добровольного подчинения дому, верности, доброты, великодушия и прочих добродетелей.

В легенде о Р. Есть несколько бледных и стертых мифических воспоминаний. Сита родилась из борозды, проведенной ее отцом кругом жертвенника. В ведийских гимнах встречается также олицетворение борозды как богини земледелия и плодородия. Это же имя носит богиня — жена Индры, призываемая в грхьясутрах во время пашни и посева. Этим, может быть, объясняется и первичное тождество Р., мужа Ситы, с Р. Галабхрт (Наlаbhrt = носитель плуга), принадлежащего к циклу сказаний о Кршне. Таким образом, едва ли можно сомневаться, что в истории Р., как ее передает Рамаяна, мы имеем дело с позднейшей (хотя все-таки очень древней) переработкой еще более древнего, быть может, доведийского мифа, от которого уцелели только стертые обломки в виде некоторых собственных имен и случайных тождеств, по которым нельзя восстановить древнейшую форму мифа.

Р. До сих пор является предметом культа, особенно в его родине Ауде и Бихаре. Но этот культ, по-видимому, довольно позднего происхождения (литературные памятники его все, несомненно, поздние) и сравнительно мало распространен. Характерно, что он не подвергся такой дегенерации, как культы многих других божеств. Элемент сладострастия и распущенности остался чужд культу Р., что объясняется особенной чистотой самой легенды. Р. И Сита — олицетворения чистой супружеской любви, верности долгу и великодушия — не допускали низменной примеси, а популярность и литературная распространенность легенды предохраняли ее от искажения, которое могло бы повлечь за собой и искажение самого культа. От Р. Ведет свое начало целый ряд туземных династий Индии (особенно раджпутских), a имя его дало начало особой форме приветствия.

"Ram. Ram!", употребительной доныне. С. Б—ч..

Значения в других словарях
Рама в архитектуре

Рельефный бордюр, окружающий на стене или плафоне здания четырехугольное, круглое, овальное или какой-либо другой формы пространство, занятое лепным орнаментом, декоративной живописью или совершенно пустое и гладкое. Р. Обыкновенно состоит из ряда тяг, валиков, желобков, каблучков и других архитектурных обломов и нередко украшается каннелюрами, рядами перлов или ов и различными мотивами растительного орнамента с прикрытиями в виде листьев, раковин и т. П. По углам, если она четырехугольная. Вооб..

Рама в Библии

(евр. "высота, "возвышение", "возвышенное место") — название нескольких городов в Палестине. Из них наиболее известны. 1) город колена Вениаминова (Нав. XVIII, 25) к С от Иерусалима, по дороге к Сихему, недалеко от гибы Вениаминовой, родины Саула (Суд. XIX, 13. Исаии X, 29. Ср. 1 Цар. X, 26. 3 Цар. XV, 17. 22). Из 3 Цар. XV, 17, 22 и 2 Парал. XVI, 1, 5—6, можно заключать, что город этот лежал близ границы колена Ефремова. Между этой Р. И Вефилем пророчица Девора под пальмой на горе Ефремовой суд..

Рама, герой индийской мифологии

(санскр. Rama = милый, красивый) — имя, носимое тремя героями индийской мифологии и баснословной истории. Парашурамой (см.), Рамачандрой и Баларамой. Обыкновенно, однако, под Р. Разумеется второй из названвых героев, являющийся особым любимцем народной фантазии, главным действующим лицом целого ряда литературных произведений. Этот Р., старший сын царя Дашаратхи (Dacaratha), происходившего из солнечной династии и правившего в Айодхье (теперешний Ауд), в действительности был седьмым воплощением бо..

Рама, город

(евр. "высота, "возвышение", "возвышенное место") — название нескольких городов в Палестине. Из них наиболее известны. 1) город колена Вениаминова (Нав. XVIII, 25) к С от Иерусалима, по дороге к Сихему, недалеко от гибы Вениаминовой, родины Саула (Суд. XIX, 13. Исаии X, 29. Ср. 1 Цар. X, 26. 3 Цар. XV, 17. 22). Из 3 Цар. XV, 17, 22 и 2 Парал. XVI, 1, 5—6, можно заключать, что город этот лежал близ границы колена Ефремова. Между этой Р. И Вефилем пророчица Девора под пальмой на горе Ефремовой суд..

Дополнительный поиск Рама в мифологии Рама в мифологии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рама в мифологии" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рама в мифологии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 16 символа