Рама, герой индийской мифологии

94

(санскр. Rama = милый, красивый) — имя, носимое тремя героями индийской мифологии и баснословной истории. Парашурамой (см.), Рамачандрой и Баларамой. Обыкновенно, однако, под Р. Разумеется второй из названвых героев, являющийся особым любимцем народной фантазии, главным действующим лицом целого ряда литературных произведений. Этот Р., старший сын царя Дашаратхи (Dacaratha), происходившего из солнечной династии и правившего в Айодхье (теперешний Ауд), в действительности был седьмым воплощением бога Вишну (см.), происшедшим в конце второй мировой эпохи. История Р. Рассказывается уже в одном эпизоде Магабхараты, но самое подробное ее изложение дает Рамаяна (см.). Когда Дашаратха, будучи бездетным, просил богов о даровании ему сына, Вишну явился ему в жертвенном пламени и дал сосуд с божественным питьем для его жен.

Дашаратха отдал половину напитка своей жене Каушалье, родившей Раму-полубога, четверть — другой жене, Кайкеи, родившей Бхарату, обладавшего только 1/4 божеской природы, и другую четверть — третьей жене, Сумитре, родившей двух других братьев Р., Лакшману и Шатругхну, наделенных каждый только 1/2 божественности. Когда они еще были мальчиками, мудрец Вишвамитра обратился к Р. За помощью против ракшасов (см.). Р. И Лакшмана отправились к мудрецу в его лесное уединение, и Р. Убил здесь женщину-демона Тараку, решившись на это только после долгого убеждения его Вишвамитрой, который снабдил его небесным оружием. Царь Видехи, Джанака, обещал свою красавицу дочь Ситу (Sîtâ = борозда) в жены герою, который сможет натянуть чудесный лук, принадлежавший прежде богу Шиве.

Р. Не только натянул, но и переломил его, получив таким образом Ситу, ставшую его преданной и верной женой. Между тем Дашаратха под влиянием второй своей жены Кайкеи обещал ей сделать своим наследником ее сына Бхарату, а Р. Отправил на 14 лет в изгнание. Покоряясь воле отца, Р. Удалился с женой и братом Лакшманой в леса между pp. Ямуной (теперь Джамна) и Годавари (Годавери). После смерти Дашаратхи Бхарата не пожелал вступить на трон и отправился с войском за истинным наследником, Р. Р. Не хотел принять престол, пока не минет срок изгнания, назначенный отцом. Бхарата согласился быть наместником своего брата. Одна из ракшасок, сестра Раваны (см.), влюбилась в Р. Отвергнутая им, она напала на Р. И его спутников с целой армией ракшасок, уничтоженной, однако, героем.

Тогда она удалилась к Раване и внушила ему своими описаниями страстную любовь к Сите, которую он хитростью похитил (см. Равана). В погоне за похитителем особенно полезной для Р. Оказалась помощь Ганумана, сына ветра, министра и полководца Сугривы, царя обезьян. Равана был убит. Сита возвращена супругу. Чтобы очиститься от подозрения в вынужденной неверности, Сита в присутствии людей и богов вошла в пламя. Агни вывел ее оттуда невредимой и вручил Р., который воцарился в Айодхье. Окончание истории Р. Излагается в последнем отделе Рамаяны, являющемся позднейшей прибавкой. Подозрения Р., разрушенные испытанием помощью огня, опять возобновились, и он отправил Ситу в уединение мудреца Вальмики. Здесь она родила двух сыновей, Кушу и Лаву, сходство которых с Р.

Было очевидно. Когда им минуло 15 лет, они случайно попали в Айодхью и были узнаны и признаны своим отцом. Сита, которую призвал к себе Р., в народном собрании призвала в свидетели своей невинности землю, которая разверзлась и скрыла навсегда от Р. Его верную жену. Не желая жить без нее, Р. Решился последовать за ней, что было одобрено и богами. Любимый брат Р., Лакшмана, хотел пожертвовать собой, чтобы Р. Остался в живых, но боги взяли его в рай Индры. Р. Отправился к реке Шараю и, войдя в воду, был приветствован голосом Брахмы с неба, после чего "слился со славой Вишну". Подобно Кршне, Тезею, Георгию Храброму, Р. Является героем-истребителем чудовищ. Вместе с тем он — олицетворение благородства, добровольного подчинения дому, верности, доброты, великодушия и прочих добродетелей.

В легенде о Р. Есть несколько бледных и стертых мифических воспоминаний. Сита родилась из борозды, проведенной ее отцом кругом жертвенника. В ведийских гимнах встречается также олицетворение борозды как богини земледелия и плодородия. Это же имя носит богиня — жена Индры, призываемая в грхьясутрах во время пашни и посева. Этим, может быть, объясняется и первичное тождество Р., мужа Ситы, с Р. Галабхрт (Halabhrt = носитель плуга), принадлежащего к циклу сказаний о Кршне. Таким образом, едва ли можно сомневаться, что в истории Р., как ее передает Рамаяна, мы имеем дело с позднейшей (хотя все-таки очень древней) переработкой еще более древнего, быть может, доведийского мифа, от которого уцелели только стертые обломки в виде некоторых собственных имен и случайных тождеств, по которым нельзя восстановить древнейшую форму мифа.

Р. До сих пор является предметом культа, особенно в его родине Ауде и Бихаре. Но этот культ, по-видимому, довольно позднего происхождения (литературные памятники его все, несомненно, поздние) и сравнительно мало распространен. Характерно, что он не подвергся такой дегенерации, как культы многих других божеств. Элемент сладострастия и распущенности остался чужд культу Р., что объясняется особенной чистотой самой легенды. Р. И Сита — олицетворения чистой супружеской любви, верности долгу и великодушия — не допускали низменной примеси, а популярность и литературная распространенность легенды предохраняли ее от искажения, которое могло бы повлечь за собой и искажение самого культа. От Р. Ведет свое начало целый ряд туземных династий Индии (особенно раджпутских), a имя его дало начало особой форме приветствия.

"Ram. Ram!", употребительной доныне.С. Б—ч..

Значения в других словарях
Рама в Библии

(евр. "высота, "возвышение", "возвышенное место") — название нескольких городов в Палестине. Из них наиболее известны. 1) город колена Вениаминова (Нав. XVIII, 25) к С от Иерусалима, по дороге к Сихему, недалеко от гибы Вениаминовой, родины Саула (Суд. XIX, 13. Исаии X, 29. Ср. 1 Цар. X, 26. 3 Цар. XV, 17. 22). Из 3 Цар. XV, 17, 22 и 2 Парал. XVI, 1, 5—6, можно заключать, что город этот лежал близ границы колена Ефремова. Между этой Р. И Вефилем пророчица Девора под пальмой на горе Ефремовой суд..

Рама в мифологии

(санскр. Rаmа = милый, красивый) — имя, носимое тремя героями индийской мифологии и баснословной истории. Парашурамой (см.), Рамачандрой и Баларамой. Обыкновенно, однако, под Р. Разумеется второй из названвых героев, являющийся особым любимцем народной фантазии, главным действующим лицом целого ряда литературных произведений. Этот Р., старший сын царя Дашаратхи (Dacaratha), происходившего из солнечной династии и правившего в Айодхье (теперешний Ауд), в действительности был седьмым воплощением бо..

Рама, город

(евр. "высота, "возвышение", "возвышенное место") — название нескольких городов в Палестине. Из них наиболее известны. 1) город колена Вениаминова (Нав. XVIII, 25) к С от Иерусалима, по дороге к Сихему, недалеко от гибы Вениаминовой, родины Саула (Суд. XIX, 13. Исаии X, 29. Ср. 1 Цар. X, 26. 3 Цар. XV, 17. 22). Из 3 Цар. XV, 17, 22 и 2 Парал. XVI, 1, 5—6, можно заключать, что город этот лежал близ границы колена Ефремова. Между этой Р. И Вефилем пророчица Девора под пальмой на горе Ефремовой суд..

Рама-сету

(санскр. R â. Ma-setu = мост Рамы) — воздушный мост, построенный для Рамы его полководцем Налем, сыном Вишвакармы, для переправы его армии в остров Ланку (Цейлон). Это название придается ряду скал в проливе между материком и Цейлоном, который на картах называется обыкновенно "мостом Адама".. ..

Дополнительный поиск Рама, герой индийской мифологии Рама, герой индийской мифологии

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рама, герой индийской мифологии" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рама, герой индийской мифологии, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 31 символа