Свобода мысли, слова
И тесно с нею связанная С. Печати — один из видов С. Личности (см. Выше). С тех пор, как человеческая жизнь приняла характер жизни общественной, или государственной, слово, сперва только устное, потом также письменное, еще позднее — печатное, сделалось очень важным орудием человеческой деятельности, которое могло быть направлено как ко благу, так и ко вреду. Вредное или опасное влияние слова очень рано обратило на себя общее внимание, вследствие чего с глубокой древности принимаются меры для его ограничения. Слово может оказаться вредным, опасным или просто неприятным как для отдельного лица (или группы лиц), которое им затрагивается, так и для целого общества или государства. В первом случае оно является оскорблением или клеветой и дает повод для мер борьбы с этими видами преступлений — мер, в громадном большинстве случаев только карательных (см.
Клевета, Обида, Диффамация). Предупредительным характером чаще отличаются меры, направленные к охране государственного или общественного строя. В этой области нужно различать. 1) меры против литературы — письменной или печатной, 2) меры против слова, произносимого публично или не публично, 3) меры против распространения идей посредством преподавания и 4) специальные меры против театральных представлений. По содержанию своему особое значение имеет слово религиозное. В древней Греции государство считало себя вправе предписывать религиозные верования и строго карать за неисполнение таких предписаний. Кары эти обыкновенно налагались по суду. Так, в Афинах суд приговорил философа Анаксагора за безбожие к изгнанию, а сочинения его — к сожжению.
Сократ был приговорен за безбожие к смертной казни, причем поводом к обвинению послужила не только педагогическая деятельность Сократа, т. Е. Совращение юношества, но и сами его религиозные воззрения, так что казнь его была наказанием не за слово только, а за саму мысль. В Афинах было возможно обвинение и осуждение человека за негражданский образ мыслей, т. Е. За недостаточную привязанность к государству. Остракизм был одним из наказаний, широко применявшихся за мнения. В Спарте никто не имел права заниматься преподаванием, кроме лиц, специально для этого назначенных государством. В Афинах также существовали значительные ограничения права преподавания. Одно время закон требовал специального на то разрешения властей.
В тех же Афинах существовала театральная цензура, находившаяся в руках архонтов, допускавших или не допускавших пьесы на сцену. В Александрии в III в. До Р. Хр. Философу Гегезию было запрещено чтение публичных лекций на том основании, что, проникнутые пессимизмом, они могли побуждать слушателей к самоубийству. В Риме также существовала театральная цензура, но преподавание было здесь гораздо свободнее. В императорскую эпоху издан был целый ряд различных постановлений, запрещавших распространение или даже держание у себя на дому, под страхом наказания, тех или других книг. Были запрещены, напр., все гадательные книги и книги магов. В 407 г. По Р. Хр. Были сожжены, по приказанию правительства, Сивиллины книги. С распространением христианства меры против мысли и слова делаются особенно решительными.
Сперва запрещаются те или иные ереси, потом эти запрещения приводятся в систему и строго предписывается определенный образ мыслей в вопросах как религиозных, так и светских. Инквизиция (см.) прямо стремится, не ограничиваясь карой за слово, проникать в душу человека и в корне пресекать всякую вредную мысль, даже сомнение. Право преподавания составляет исключительную привилегию духовенства. Против литературных произведений принимаются различные меры, имеющие, однако, исключительно частный, до некоторой степени случайный характер. Так, в Швеции в XI в. По распоряжению короля Олая было сожжено множество рунических книг, чтобы облегчить введение христианства. В 1508 г. Кардинал Хименес сжег, судя по некоторым указаниям, до 100 тыс.
Магометанских рукописей (цифра, вероятно, значительно преувеличена). В 1510 г. Имп. Максимилиан предписал сжигать все еврейские книги, кроме Библии (см. Рейхлин). В систематических мерах цензурного свойства в то время еще не видели надобности. Они возникают после изобретения книгопечатания, и вместе с тем появляется правильно организованная цензура, сперва (в конце XV в.) в папских владениях, потом в других государствах Зап. Европы, в XVIII в. — и в России. Сперва цензура стремится не только предупреждать преступления, совершаемые путем печатного слова, но и внушать печати или, через посредство печати, обществу определенные, желательные с известной точки зрения идеи. Скоро, однако, печать делается такой силой, что правительствам приходится ограничиваться предупредительной ролью.
Попечительный период сменяется полицейским, который в XIX в. В большей части европейских государств уступает место периоду правового положения печати (см. Цензура). Предупредительные меры оказываются чрезвычайно стеснительными для печати, задерживающими умственное и общественное развитие народов и сравнительно мало полезными даже для сохранения тех или иных форм государствен. Или церковного устройства. Общественное развитие выставило против этих мер идею С. Мысли, слова и печати, а затем С. Собраний (митингов), сходок, союзов и ассоциаций. Первым провозвестником этой идеи был Мильтон. После него в XVII и особенно в XVIII в. Эта идея нашла целый ряд горячих сторонников. С тех пор С. Слова и печати находит место во всех прогрессивных программах.
Под С. Слова разумеется, конечно, не С. Неограниченная. Самые горячие ее сторонники признают, что слово может быть орудием совершения преступления (подговор к преступлению, нравственное участие в нем) или даже само по себе составлять преступление (оскорбление, клевета, нарушение прав литературной собственности). Поэтому слово устное и печатное, как и всякий другой вид человеческой деятельности, должно быть подчинено законам, регулирующим пользование им, но законам точным и определенным, устраняющим усмотрение. Эти воззрения являются в настоящее время не только общепринятыми в зап.-европ. Литературе (там их защищает в настоящее время даже большинство клерикальных писателей), но и общепринятыми (в различных, впрочем, степенях) в законодательствах и практике западно-европейских и американских государств (подробности см.
Печать). В настоящее время в большинстве государств сохраняется только цензура театральная (см.). В ином положении находится дело в России, где С. Печати на практике до сих пор еще не существует (см. Цензура).Литературу, кроме общих соч. О С. Личности (см. Выше), см. При слове Печать. Сверх того Фойницкий, "Моменты эволюции законодательства печати" (в сборнике "На досуге", т. 2, СПб., 1900), и Флеровский, "С. Речи, терпимость и наши законы о печати" (СПб., 1869).В. В—в..
Дополнительный поиск Свобода мысли, слова
На нашем сайте Вы найдете значение "Свобода мысли, слова" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свобода мысли, слова, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 20 символа