Суждение
(judicium) — так называется связь (синтез), в которую сознание ставит свои элементы (представления, понятия) с целью объективного познания. От самого акта С. Следует различать его выражение (enunciatio). Обыкновенно С. Называют самый результат сознательного синтеза, т. Е. Словесное выражение его, но это неправильно, ибо представляет смешение акта с его обнаружением, причем самое обнаружение понято слишком узко. С. Может быть выражено и не в словах, а, напр., в знаках, в музыкальных звуках, в математической формуле. Различные определения суждения могут быть сведены к двум. Формальному и индуктивному. Формальное определение рассматривает С. Как отношение между двумя понятиями (или представлениями), причем это отношение может быть различным, а именно одно понятие может включать в себя другое, или может выражать лишь сравнение, или, наконец, может утверждать уравнение двух понятий, заключенных в С.
(ср. Учение о квантификации суждения английских логиков). Индуктивная логика рассматривает С. Как выражение действительного сосуществования, или преемственности идей. Формальное определение обращает большее внимание на субъективный процесс, выражающийся в С., индуктивное — исключительно на объективную цель, содержание С. В каждом С. Мы различаем те два (или более) элемента сознания, которые ставятся в связь, и самый синтез их. В предложении эти элементы носят название подлежащего, сказуемого и связки. Безличных С. Нет. Бывают лишь безличные предложения. С., в сущности, есть единственный предмет логики, так как умозаключение есть не что иное как осложнение и распространение С., а понятие есть лишь результат деятельности С.
Потому изложение логики следовало бы начинать с учения о С. Обычное деление С. А) по их происхождению — на априорные и апостериорные (априорные — всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта. Апостериорные — случайны и заимствованы из опыта). B) по характеру проявляемой в них деятельности сознания — на аналитические и синтетические (синтетическими С. Называются такие, в которых в сказуемом прибавляется новый признак, не имеющийся в подлежащем. Аналитическими же — такие, в которых сказуемое повторяет лишь признак, заключенный уже ранее в подлежащем). С) по обширности их содержания — на общие, частные, единичные. D) по степени уверенности, с которой известное С. Выражается (или по модальности), — на действительные, возможные и необходимые.
E) по составу — на простые и сложные (те и другие могут быть категоричными, условными и разделительными). F) по характеру — на утвердительные, отрицательные и бесконечные (в которых отрицание относится не к сказуемому, а к логическому подлежащему). G) по взаимоотношению — на С. Подчиненные, противоречащие, противоположные (об этом ср. Силлогизм). H) наконец, по их содержанию, или смыслу. Это обычное деление С. Принадлежит главным образом Канту. Деление С. На априорные и апостериорные, на аналитические и синтетические касается гносеологии, а не логики. Это деление затрагивает самые важные вопросы теории познания, которые в данном случае решены в смысле критической философии. Между тем, эмпирик не станет признавать априорных С., считая все суждения одинаково вытекающими из опыта.
Точно так же психолог признает все С. Синтетическими и будет утверждать, что даже в тождественном С. (напр. Человек есть человек) определяющее обозначает не то же, что обозначаемое, а старается обратить внимание на какую-либо сторону логического подлежащего. Исчерпать содержание, или смысл, С. Можно только в том случае, если с определенной философской точки зрения будут установлены категории, или высшие сказуемые. Таким образом, и это деление не относится непосредственно к логике, а принадлежит философии. Чисто логическим характером деления суждений отличаются те, которые обозначены выше под буквами с, d, e, f, g.Э. Р..
Дополнительный поиск Суждение
На нашем сайте Вы найдете значение "Суждение" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Суждение, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 8 символа