Схима
Великая и малая — когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенск. Соб. Прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень", "чин", "образ", которому стало усвояться наименование "великого" в отличие от киновиатов, т. Е. Общежитийных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков вел. Ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство. В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года — 6 Вселенск.
Соб. Прав. 41). К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. Содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в С., или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. Отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой С. — большою торжественностью. Уподобление св. Отцами и учителями церкви пострижения в великую С., с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.
В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. Чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследование великой С. В существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. Оно подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого образа" выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом. "облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в.
Встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта. Молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить "великий образ" и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. Взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения. А так как чин великой С. В своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. Существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой.
Он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы. См. Архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, "Пострижение в монашество" (Вильна, 1899). О пострижении в великую и малую С. В настоящее время см. Пострижение, а также Монашеское одеяние и Параман..
Дополнительный поиск Схима
На нашем сайте Вы найдете значение "Схима" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Схима, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 5 символа