Фециалы

111

(fetiales) — древнеримская жреческая коллегия (sodalitas), состоявшая из 20 пожизненных членов, избиравшихся путем кооптации, и занимавшая в ряду римских жречеств по значению и рангу первое место после четырех главнейших жреческих коллегий (Sacerdotum quatuor amplissima collegia = pontifices, augures, II или X или XV-viri sacris faciundis и epulones). Учреждение коллегии приписывали Нуме Помпилию (также Туллу Гостилию и Анку Марцию). Первоначально они кооптировались из патрициев. На обязанности Ф. Лежало блюсти и применять особую область сакрального права — так наз. Ius fetiale, которым определялась формальная сторона правовых актов, санкционирующих нарушение, восстановление и закрепление международных отношений (объявление войны, требование и дачу удовлетворения, заключение мира и договора).

Ф. Были как бы посредниками между богами, с одной стороны, и контрагентами — с другой. Они отвечали за правоту и законность актов, определявших международные отношения. Как посредники, они приводили в исполнение лишь предначертания государства (царя или сената), по поручению которого они действовали. В этом смысле они назывались publici nuntii populi Romani. Коллегиально они выступали лишь в тех случаях, когда надо было высказать на запрос магистрата мнение по предмету вверенного им фециального права (напр. О выдаче лиц, обвиняемых в оскорблении послов, о порядке объявления войны при данных условиях и т. П.). При исполнении обязанностей сакральных депутатов Ф. Снаряжались в каждом отдельном случае по двое. Из них один (verbenarius) нес пучок набранных на Капитолии трав (sagmina), как символ неприкосновенности послов, а другой (pater patratus), в жреческом одеянии, с жезлом и священным кремнем, взятыми из храма Юпитера Феретрия (эти священные предметы назывались vasa), вел переговоры и исполнял установленные обряды.

Verbenarius принимал от подлежащей власти (царя, консула, претора) полномочие на исполнение поручения и, получив sagmina, касался ими головы и волос своего коллеги, который по исполнении этого акта становился pater patratus. Договор (foedus) заключался в присутствии полководцев и войск, при посредстве patres patrati обеих сторон (этот порядок практиковался при заключении договоров только с италийцами, так как институт Ф. Существовал лишь в Италии). Каждый pater patratus по прочтении текста договора торжественно заявлял, что его народ будет свято соблюдать принятые на себя условия, призывал богов в свидетели клятвы и в знак ее непреложности убивал кремнем свинью, приговаривая, что подобно тому, как он умерщвляет теперь жертвенное животное, так и Юпитер поразит впоследствии нарушителей договора (ср.

Федеративные общины у древних римлян). В случаях нарушения договора одной из сторон Ф. Оскорбленной стороны по поручению государства отправлялись к нарушителям договора требовать удовлетворения (res repetere). Pater patratus клятвой подтверждал правоту своего требования, призывая богов в свидетели своих слов и повторяя несколько раз (при вступлении на неприятельскую землю, при встрече с отдельными ее гражданами, у городских ворот и, наконец, перед народом на городской площади) формулу clarigatio (= требование удовлетворения). Если противная сторона соглашалась дать удовлетворение, то pater patratus народа, нарушившего договор, выдавал виновных или возмещал причиненный ущерб. В случае отказа pater patratus требующей удовлетворения стороны по истечении известного времени (от 10 до 30 дней), в которое предоставлялось нарушителям договора обдумать свои действия, вторично призывал богов в свидетели попранной клятвы и в случае окончательного отказа возвращался на родину, где по его докладу ставился на обсуждение вопрос об объявлении войны.

Если объявлялась война, то до открытия военных действий pater patratus отправлялся к границе неприятельской территории и в присутствии по крайней мере трех совершеннолетних свидетелей бросал омоченное кровью копье в неприятельскую землю, произнося при этом формулу объявления войны (ср. Т. Livius, I, 32, 13). Когда театр военных действий по мере развития римского государства стал переходить в отдаленные страны и за море, где у неприятелей не было соответствующего римскому сакрального учреждения, деятельность Ф. Мало-помалу сузилась. Так, с первой половины III в. До Р. Хр. Обязанности послов для переговоров об удовлетворении возлагались на особых назначавшихся сенатом уполномоченных (legati). Дольше всего сохранялись функции Ф., связанные с заключением договоров и объявлением войны, но объявление войны позднее уже не требовало отъезда Ф.

На неприятельскую границу, а происходило близ храма Беллоны у Фламиниева цирка. Здесь находился небольшой клочок земли, который в силу правовой фикции был раз навсегда признан неприятельской территорией), и pater patratus бросал туда свое копье от пограничного камня. Таким порядком были объявлены войны Октавианом — Клеопатре (32 г. До Р. Хр.), Марком Аврелием — маркоманнам (178 г. По Р. Хр.). Клавдий в Риме заключал даже договоры с иноземными царями. В императорский период в роли pater patratus выступали императоры. Ср. Conrad, "De fecialibus et iure feciali populi Romani" (Гельмстадт, 1734). Weiss, "Le droit fétial et les Fétiaux а Rome" (П., 1883). Marquardt, "Römische Staatsverwaltung" (III т., Лпц., 1885). Wissowa, "Religion und Kultus der Römer" (Мюнхен, 1902, V т., 4 отдел "Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft", Iw.

Müller'a).Н. О..

Значения в других словарях
Фехтование*

(нем. Fechtkunst, франц. Escrime, от итал. Schermire, защищаться) — искусство действовать холодным оружием (шпага, сабля, шашка, штык, пика). Хотя оружие употреблялось уже в древнейшие времена, но тогда оно находилось в таком младенчестве, что о каком-либо искусстве и правилах действия не могло быть и речи. Это видно, напр., из описания Гомером единоборств Гектора с Аяксом и Ахиллом, во время которых бойцы встречали удары только щитами. В бою имели тогда значение не искусство, а сила и отвага. Х..

Фец

(Fez, Fes, араб. Fâs) — одна из двух столиц Мароккского султанства, в 200 км к Ю. От Гибралтарского пролива, в окруженной горами плодородной долине, покрытой роскошными садами. Рекой Вади-Фецом город делится на две части. Нижний, старый Ф.-эль-Бали и верхний, новый Ф.-эль-Джедид. Обе части города окружены стеной в 10—13 м вышины. Улицы очень узкие, немощеные. Дома запущены, грязны. Жит. Около 140 тыс., в том числе 10000 евреев, живущих в особом квартале (Мильха). Остальное население — арабы, бер..

Феццан

(в латинской транскрипции Fessan, Fezzan, Fesan) — самая южная провинция в принадлежащей Турции области Триполи (см.), в Сев. Африке. Представляет собой большую область оазисов, раскинувшуюся на протяжении 500 км в ширину и 620 км в длину, на пространстве 400000 кв. Км. Жит. Около 43000. На С.З. Ф. Отделяется от безводной и каменистой плоской возвышенности Гаммада-эль-Гомра цепью гор, которые тянутся на В., образуя дугу в 200 км длиной при ширине в 50 км. Горы, которые к Ю. От оазиса Джофра дост..

Феццанские черви

(фессанские)(или дут, дуд) — встречаются в громадных количествах в известных Соляных озерах Сахары (см. Сахара и Феццан) и местным населением употребляются в пищу. Они представляют личинки особого рода насекомых.. ..

Дополнительный поиск Фециалы Фециалы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фециалы" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фециалы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа