Цепное пароходство

89

Применяемое преимущественно для передвижения грузовых судов против быстрого течения на реках, выгоднее буксирования судов обыкновенными буксирными пароходами в том отношении, что при передвижении по цепи утилизируется вся сила машины, между тем как при свободном плавании парохода помощью винта или гребных колес употребляется с пользою не более 60% полезной работы машины, а остальная часть работы теряется вследствие скольжении. При этом способе тяги вдоль всего участка реки проложена на дне цепь. Которая подхватывается на Ц. Пароходе барабаном с горизонтальною осью. Цепь удерживается на барабане простым трением, и тогда она бывает намотана на него в несколько оборотов, или, как делают в последнее время, цепь лежит только на части окружности барабана, а для усилении трения барабан намагничивается.

Паровая машина, вращая барабан, передвигает пароход по цепи. При этом Ц. Пароход тянет за собою несколько груженых судов. Цепь подымается из воды впереди движущегося парохода, а сзади его, сматываясь с барабана, снова погружается. Цепь подводится к барабану по направляющим роликам или каткам, что содействует поворотливости парохода. С этою же целью Ц. Пароходы строятся сравнительно короткими, а именно. Длина такого парохода превышает ширину не более 6 — 7 раз. Цепные пароходы большею частью снабжаются также гребными винтами, дающими им возможность в случае надобности передвигаться и самостоятельно, напр., вниз по течению. Сбрасывание цепи с барабана при разминовании встречных возов (так называется цепной пароход с передвигаемыми им судами) и других случайностях, и обратное подхватывание ее представляет во всяком случае трудную и мешкотную работу.

Она значительно облегчается в системе электромагнитного туажа Бове, в которой цепь притягивается к барабану магнетизмом. Пароходы эти могут быть более легкой конструкции и в случае надобности вполне играют роль буксирных пароходов. Цепь здесь прилегает к барабану всего на трех четвертях оборота. Барабан составлен из двух стальных дисков, стянутых бронзовыми болтами. Между дисками оставлено кольцевое пространство, в котором помещается электромагнитная катушка. Особый двигатель вращает динамо-машину, доставляющую ток мощностью в три лошадиные силы. Ток обходит намотку катушки и намагничивает барабан, вследствие чего цепь крепко пристает к барабану. Опыт с цепью весом 9 кг в погонном метре дал силу притяжения в 6000 кг.

Механические приспособления отрывают задние звенья цепи, сматывающиеся с барабана. Сбегающая часть цепи валится в ящик, в котором может поместиться около 25 м длины цепи. При приближении парохода к извилине реки цепь впереди натягивается по хорде, и за пароходом в реке могла бы образоваться ненатянутая, лишняя часть цепи, или слабина. Для избежания этого спускающуюся часть цепи с кормы парохода травят, т. Е. Оставляют больший запас ее длины в ящике и лишь при движении в извилине спускают постепенно лишние части цепи. Взамен цепи прокладываются также стальные канаты, которых начальная стоимость меньше, но зато эксплуатация обходится дороже. Этот способ тяги называется туажем, и название это обыкновенно распространяется и на Ц.

Пароходство (туерное пароходство, туеры). Канат перекидывается через блок, устройство которого должно способствовать образованию достаточного трения между его ободом и канатом. Туеры в тесном смысле (канатные) обыкновенно сидят глубже цепных пароходов и менее поворотливы. Притом длину каната не так легко приспособить к форме русла, так как нельзя канат произвольно удлинять или укорачивать, как это можно сделать с цепью, прибавляя и убавляя звенья. Кроме паровых машин для вращения барабана Ц. Парохода можно применять электрические (сист. Галлио и др.). В последнее время для той же цели стали применять керосиновые двигатели. На канале Ниверне, во Франции, соединяющем Ионну с Луарою, имеется участок, проведенный в скалистом грунте.

Для уменьшении расходов по берегу канала вместо бечовника высечена только узкая тропа, так что тяга судов производится здесь исключительно силою рабочих. Ввиду медленности и других недостатков этого способа передвижении решили устроить Ц. Судоходство при помощи керосиновых двигателей. Предварительные опыты доказали, что винтовые пароходы с трудом передвигаются в узком канале. Железное судно длиною 13 м и шириною 3,5 м, снабженное рулями на обоих концах, передвигается по цепи помощью керосинового двигателя в 20 сил. Туер, имея на буксире три судна с грузом, проходит в час 2160 м. Несмотря на большие преимущества цепной тяги, этот род пароходства, по причине больших затрат на первоначальное устройстве и затруднений, возникающих вследствие частых поломок цепи, износа ее и пр., сопровождается успехом только при таких исключительных условиях (пороги или очень быстрое течение), когда буксирные пароходы не могут с ним конкурировать.

В России Ц. Пароходство существует на Шексне, на Верхней Волге (от Твери до Рыбинска) и на Свири. Число туерных пароходов, однако, не возрастает. По произведенной в 1884 г. Первой общей переписи всех судов, плавающих на реках Европейской России, числилось 26 туерных пароходов, со средним числом номинальных сил 43, в 1890 г. Их было 26, а в 1895 г. И по последней переписи 1900 г. — 23 (из них 14 на Шексне, 7 на Волге и 2 на Свири), со средним числом номинальных сил 41. В Западной Европе Ц. Пароходство применяется преимущественно на верхних участках некоторых рек. Сены, Майна, Эльбы и др. На р. Дунае Ц. Пароходство не могло долго держаться. В 1880-х годах австрийское Дунайское пароходное общество содержало 10 цепных пароходов, которые обслуживали участки от Вены вверх до Иббса и вниз до Пресбурга.

В 1890 г. На этом последнем участке Ц. Пароходство уничтожено, цепь снята и перевезена в Баварию, где она в 1891 г. Уложена на участке от Регенсбурга до Винцера, длиною 114 км, а в 1893 г. Продолжена до Оттаха на 5 км. Но вслед за тем в Австрии закрылось Ц. Пароходство и на участке от Иббса до Вены. В Баварии цепные пароходы конкурировали несколько лет успешно с буксирными пароходами, но затем, по мере износа цепи, ремонт ее вызывал большие расходы. Рейсы туеров постепенно сокращались, и в 1901 г. Вынута была цепь на последнем участке от Регенсбурга до Гохкирхена (см. Также Тяга судов).А. Таненбаум..

Значения в других словарях
Цепляющиеся растения

Широко распространены в природе. Они составляют сборную физиологическую группу растений, в большинстве случаев далеко не родственных в морфологическом (систематическом) отношении, но обладающих одною характерною способностью, состоящею в том, что все они не могут непосредственно поддерживать в вертикальном положении свои тонкие по отношению к значительной длине стебли, но поднимаются вверх только благодаря тому, что цепляются за окружающие предметы — деревья, стены построек и т. Д. При помощи ос..

Цепная линия

Или катенария — кривая линия, выражаемая уравнением:у = k cos(ix/k),где cos(ix/k) = ½(ex/k + e — x/k)Видом своим она несколько напоминает параболу с вертикальною осью и вершиною, обращенною вниз. В вершине Ц. Линии ордината равна k. Ординаты ее равны полусумме ординат двух логарифмик, убывающей и возрастающей. В воотв. Статье таблице Кривые II, на чертеже 5-м, изображены две логарифмики и Ц. Линия. Форму Ц. Линии принимает тяжелая веревка, цепь или проволока, прикрепленные концами к двум шестам,..

Цепное правило

Способ решения задач такого рода:a франков стоят α марок,b марок " β шиллингов,с шиллингов " γ долларов,d долларов " δ рублей.Требуется узнать, сколько рублей надо заплатить за m франков. Если обозначим искомое число через х, то получим x = m.(αßγδ)/(αbcd).Д. С.. ..

Цепные животные

Представляют колонии, состоящие из нескольких животных, соединенных между собою в один ряд, который может быть уподоблен цепи, а входящие в состав колонии отдельные животные — звеньям цепи. Такие Ц. Формы являются результатом бесполого размножения — деления и встречаются у представителей различных типов животного царства. Так, напр., Ц. Формы попадаются среди простейших животных (Protozoa), напр., у некоторых перидиний, принадлежащих к ресничножгутиковым или покровожгутиковым — Mastigophora Dino..

Дополнительный поиск Цепное пароходство Цепное пароходство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цепное пароходство" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цепное пароходство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 18 символа