Шишкин Иван Иванович

66

— один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Сын купца, род. В Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г. Двенадцати лет от роду был определен в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. Продолжал свое образование в академии художеств, где числился учеником профессора С. М. Воробьева. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Ш. В это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб. И на острове Валааме, через что приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью.

Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб. В 1858 г. Он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. И, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. В Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.

В Цюрихе Ш. Попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" — картину, которая, будучи прислана в СПб., доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером. Произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Затосковав по отечеству, Ш., в 1866 г., возвратился в СПб. До истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, а потом, после того как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером, и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб.

Кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование крепкой водкой, которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1 8 73 г. Академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею мастерскую картину "Лесная глушь". После вступления в действие нового устава академии, в 1892 г. Ш. Был приглашен руководить ее учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно 8 марта 1898 г.Среди русских пейзажистов Ш. Бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика.

Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и проч.

— получали в картинах и рисунках Ш. Вид совершенной действительности. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Ш. Повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант Ш. Иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками.

Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места. Особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. Ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины. "Рубка леса", "Полдень в окрестности Москвы", "Сосновый лес", "Горелый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Музей императора Александра III владеет картинами.

"Корабельная роща", "Полянка с соснами", "Лесная глушь" и "Поляна", пятью этюдами и двумя рисунками. В Московский публичный музей недавно поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Всех исполненных Ш. Офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни. Он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. А. Беггров, в 1884—85 гг., издал в двух сериях сборник 24-х фототипических снимков с угольных рисунков, исполненных для него Ш. В 1886 г. Сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома г-ном Марксом.Ср.

Ф. Булгаков, "Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш." (СПб., 1892). А. Пальчиков, "Перечень печатных листов И. И. Ш." (СПб., 1885) и Д. Ровинский, "Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв." (т. II, СПб., 1885)..

Значения в других словарях
Шишкин Александр Николаевич

— ученый агроном (умер 6 мая 1898 г.). Получил образование в московской практической коммерческой академии, по окончании курса которой поступил в московский университет. Перешел в 1865 г. В Петровскую земледельческую и лесную академию на сельскохозяйственный отдел, курс которой в 1870 г. Окончил первым кандидатом. Кандидатская диссертация его — "Опыты над культурой льна" — представляет ценный вклад в науку (переведена на немецкий язык). После командировки за границу для усовершенствования в сель..

Шишкин Иван Васильевич

(1722—1770) — капитан полевых полков. Сочинил много песен, элегий и др. Мелких стихотворений. Песни напечатаны в "Сборнике песен" Чулкова, а стихи к Кориолану в "Полезном Увеселении" (1760 г.). Из прозаических его сочинений "История о княжне Иepoниме" (издан. Под именем перевода с французского, СПб., 1783, 3 изд.). Им же переведены "Цицероновы мнения" (СПб., 1752 и 1767).. ..

Шишкин, Александр Николаевич

Ученый агроном († 6 мая 1898 г.). Получил образование в московской практической коммерческой академии, по окончании курса которой поступил в московский университет. Перешел в 1865 г. В Петровскую земледельческую и лесную академию на сельскохозяйственный отдел, курс которой в 1870 г. Окончил первым кандидатом. Кандидатская диссертация его — "Опыты над культурой льна" — представляет ценный вклад в науку (переведена на немецкий язык). После командировки за границу для усовершенствования в сельскохо..

Шишкин, Иван Васильевич

(1722—1770) — капитан полевых полков. Сочинил много песен, элегий и др. Мелких стихотворений. Песни напечатаны в "Сборнике песен" Чулкова, а стихи к Кориолану в "Полезном Увеселении" (1760 г.). Из прозаических его сочинений "История о княжне Иерониме" (издан. Под именем перевода с французского, СПб., 1783, 3 изд.). Им же переведены "Цицероновы мнения" (СПб., 1752 и 1767).. ..

Дополнительный поиск Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шишкин Иван Иванович" в словаре Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шишкин Иван Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 20 символа