Вэй Юань

106

ВЭЙ ЮАНЬВэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794-1856(7)), китайский философ-неоконфуцианец, ученый-энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель "школы новых текстов" ("школы текстов новых письмен"), воссозданной в 18 в. Родился 23 апреля 1794 в Шаояне провинции Хунань в семье чиновника, находился на государственной службе, в 1844 получил высшую ученую степень цзиньши, дружил с Гун Цзычжэнем (1792-1841) и Линь Цзэсюем (1775-1850). Взгляды Вэй Юаня отражены в сборнике эссе Гувэйтан цзи (Собрание [[сочинений]] из Зала древних сокровенностей, 1878), состоящем из 10 цзюаней ("свитков") и включающем его главное философское сочинение Мо гу (Записки Молчальника [[Мо]]). В 1909 сборник переиздан под заглавием Вэй Мошэнь вэнь цзи (Собрание прозы Вэй Мошэня).

Писал комментарии к древнекитайской классике, из которых наиболее значительный - Лао-цзы бэнь и (Коренной смысл [[сочинения]] Лао-цзы), содержащий оригинальную разбивку текста Дао дэ цзина на 68, а не на 81 параграф и включенный в состав канонической серии Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Вэй Юань создал также историко-политические и страноведческие труды. Шэн у цзи (Записки о священной войне, 1842), Юань ши синь бянь (Новая редакция истории [[династии]] Юань, издание 1905), Хай го ту чжи (Описания заморских государств [[с приложением]] карт, 1849). В последнем сочинении, основанном на работе Линь Цзэсюя Сы чжоу чжи (Сведения о четырех материках) и, по утверждению некоторых историков, известном в Японии в эпоху "революции Мэйдзи", были использованы также сведения из западных источников, что было новаторством для Китая того времени.

Продолжением концепции Вэй Юаня в политике стал лозунг. "Руками варваров управлять варварами". После поражения Китая в "опиумной войне" Вэй Юань одним из первых выдвинул программу модернизации страны путем заимствования западных научно-технических достижений, получившую впоследствии название "политика усвоения заморских дел". Утверждая, что в мире нет неизменных законов (фа1), Вэй Юань пытался проводить практические преобразования в области транспортировки хлебного налога, контроля над добычей и сбытом соли, ирригации и т.п., выступал за отмену экзаменацоинной системы (кэ цзюй). Он считал практический, прежде всего личный, опыт критерием "истины и лжи" (ши фэй), отождествляемых с "пользой и вредом" (ли хай), и заявлял, что без действия (син3) не может быть знания (чжи2).

По Вэй Юаню, образующие мир "превращения пневмы" (ци хуа) представляют собой ни на миг не замирающий процесс изменений, источник которого - универсальная "двойственность" (дуй) явлений. Все членится на пары противоположностей, в которых один элемент - "главенствующий" (чжу), а другой - "содействующий" (фу). Противоположности содержатся друг в друге, превращаются друг в друга. Человек способен к творческому самосозиданию ("сотворению превращений - цзао хуа) посредством сознательного и методического приобщения к творческому самосозиданию природы, с которой он связан единством "духовной энергии" (лин шуан). Человеческие проблемы разрешаются в процессе взаимодействия различных мнений. Философские и социально-политические взгляды Вэй Юаня оказали глубокое влияние на последующее реформаторское движение(см.

Кан Ювэй. Лян Цичао). Умер Вэй Юань в Ханчжоу провинции Чжэцзян.ЛИТЕРАТУРАВэй Юань. Предисловие к сборнику "Материалы эпохи царствующей династии", "Записки Мо". - В кн. Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961 История китайской философии. М., 1989 История политических и правовых учений 19 в. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Вьетнам

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), государство в восточной части полуострова Индокитай, в Юго-Восточной Азии. Граничит на севере с Китаем, на западе с Лаосом и Камбоджей, на востоке омывается водами Южно-Китайского моря, включающими залив Бакбо (Тонкинский залив) и на юго-западе - Сиамский залив. Государство состоит из трех исторических областей. Северной (Бакбо), Центральной (Чунгбо) и Южной (Намбо), называвшихся при французах, которые завоевали страну в конце 19 в., соответственно Тонк..

Вьетнамская Война

Вооруженное столкновение на п-ове Индокитай в Юго-Восточной Азии, начавшееся в конце 1950-х годов как партизанская гражданская война в Южном Вьетнаме и переросшее после 1965 в международный конфликт с участием США и Северного Вьетнама.Предыстория. Весной 1954 в Женеве было созвано совещание для обсуждения условий окончания войны в Индокитае (1946-1954), в котором участвовали, с одной стороны, представители национально-освободительных сил и коммунистов Вьетнама, а с другой - французское колониаль..

Вэй-деяние

"Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть" (вэй1). Термин китайской философии, выражающий три основных понятия, производные от его трех грамматических функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека). 1. Как связка "делаться", "являться", "быть [[чем-либо]]" вэй1 означает процесс, результатами которого являются конкретные состояния. В Мо-цзы (гл. 40, опр. 85) вэй1 определяется как "сохранение, преодоление, обмен,..

Вэнь

"Знаки, письменность, культура, культурность, цивилизованность, цивильный, гражданский, гуманитарный, просвещение, образование, литература, изящная словесность, стиль, украшенность" - одна из центральных и наиболее специфичных категорий китайской философской, эстетической и литературной мысли. Этимологическое значение иероглифа "вэнь" - "татуировка, узор, орнамент". Терминологическую оппозицию "вэнь" составляют, с одной стороны, "природная (стихийная, материальная) основа" (чжи2) как состояние, ..

Дополнительный поиск Вэй Юань Вэй Юань

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вэй Юань" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вэй Юань, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа