Гу Яньу

143

ГУ ЯНЬУГу Тинлинь. Гу Нинжэнь (1613-1682), китайский философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критическому направлению - пу сюэ ("учение о естестве", "конкретное учение") в идеологии периода правления династии Цин (1644-1911). Родился 15 июля 1613 в Куньшане провинции Цзянсу. Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчжурскими завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Яньу - "Пламенный воитель". Отказывался от карьеры при маньчжурском владычестве, дважды сидел в тюрьме (1655, 1668). Умер 15 февраля 1682 в Цюйво провинции Шаньси. Идейное наследие Гу Яньу заключено главным образом в двух сборниках разнотемных произведений.

Собрании прозы [[Гу]] Тинлиня (Тинлинь вэнь цзи) и Записях ежедневных познаний (Жи чжи лу). Неспособность Китая противостоять иноземцам Гу Яньу объяснял порочностью господствовавшей идеологии - неоконфуцианства, в особенности субъективистского учения Ван Янмина (синь сюэ1), которое квалифицировалось им как закамуфлированный под конфуцианство чань-буддизм. В противовес этому Гу Яньу выступал за изучение и восстановление "подлинного" конфуцианства ("учения совершенномудрых" - шэн сюэ) в древнейшем ортодоксальном истолковании, выработанном в эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э.). Поэтому порожденное Гу Яньу идейное направление стало называться также "ханьским учением" (хань сюэ). Для его возникновения основное значение имело введение Гу Яньу новых, более высоких стандартов точности и полезности знаний.

Необходимость эмпирической обоснованности и практической применимости знания в общем онтологическом плане Гу Яньу выводил из того, что "для дао нет места вне орудий (ци2)", т.е. Вне конкретных явлений действительности. "Путь-учение (дао) совершенномудрых" он определял двумя формулами Конфуция. "расширение познаний в культуре (вэнь)" и "сохранение чувства стыда в своих поступках" (Лунь юй, VI, 25, XII, 15, XIII, 20), - объединяя таким образом гносеологию с этикой. В противоположность Хуан Цзунси в дилемме "законы или люди" Гу Яньу определяющим считал человеческий фактор. Обилие юридических норм пагубно, ибо заслоняет мораль. "Выправления людских сердец и улучшения нравов" можно достичь посредством свободного выражения общественного мнения - "чистосердечных обсуждений" (цин и).

Гу Яньу полагал, что в период с 8 в. До н.э. По 17 в. Наилучшим состояние нравов было в эпоху Восточной Хань (25-220), особенно в период правления ее основателя Гуаньу-ди (25-57). Вместо традиционной концепции политической власти, соотносящей императора и чиновников как "тело и члены", Гу Яньу предложил доктрину зависимости власти как целого от ее частей. Чиновники разделяют власть (цюань) с Сыном Неба, т.е. Императором (Жи чжи лу, цз. 7), частные интересы должны не искореняться, а использоваться для общего блага. Основой всей социально-политической структуры он считал межличностные, прежде всего кровнородственные отношения. Приблизился к различению общества (Поднебесная) и государства. Гибель государства - смена династии, гибель Поднебесной - утрата моральных норм до такой степени, что "люди готовы пожирать друг друга" (слова из Мэн-цзы).

Ревизуя формулу конфуцианского канона Да сюэ, умение сохранить Поднебесную Гу Яньу считал гарантом умения упорядочить государство. В социально-экономической сфере выступал с позиций конфуцианского антимеркантилизма. Обогащение людей вызывает претензии на власть. Предлагал отказаться от бумажных - "мнимых" - денег. Главной целью повышения стоимости денег (с увеличением их оборота), снижения колебаний рыночных цен и т.п. Считал не экономическое благосостояние, а социально-политическую стабильность.ЛИТЕРАТУРАВласов Л.С. К характеристике "хо хао" - термина экономической мысли Китая (по материалам "Цянь лян лунь" Гу Яньу, XVII в.). - В кн. Вопросы истории Китая. М., 1981 Кобзев А.И. Китай. - В кн. История политических и правовых учений.

XVII-XVIII вв. М., 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Грюневальд

(Grunewald, Matthias. Mathis Gothardt Neithardt)(работал в 1500-1528), также Матис Готхардт Нитхардт, немецкий художник и скульптор позднего Средневековья, родился в Вюрцбурге между 1460 и 1480. Документированные данные о его жизни и работе крайне скудны. Долгое время творчество мастера было мало известно. Благодаря недавно открытым документам было установлено подлинное имя художника - Матис Годхардт, к нему иногда добавляется также второе имя - Нитхардт. Таким образом, его полное имя - Матис Го..

Гу Сяньчэн

(1550-1612), китайский философ-неоконфуцианец, основатель Дунлиньской школы. Родился 17 сентября 1550 в Уси провинции Цзянсу. В 1580 получил высшую ученую степень цзиньши, занимал рад высоких постов. В 1594 уволен и разжалован, в 1602 восстановлен в званиях, но на службу не вернулся. В 1604 воссоздал академию Дунлинь. Умер 21 июня 1612. Принадлежал к третьему поколению последователей Ван Янмина, однако подвергал критике не только наиболее радикальных, склонявшихся к даосизму и буддизму, вступавш..

Гуа

Триграмма, гексаграмма. Одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм - ба гуа и 64 гексаграмм - люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов скапулимантии - гадания на костях (бу). Это значение гуа отражено в Сюнь-цзы, гл. 9 (4-3 вв. До н.э.). Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой - н..

Гуань-цзы

ГУАНЬ-ЦЗЫодин из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4-3 вв. До н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 "свитках" (цзюань) и 86 главах (пянь), из которых 10 глав ныне утрачены. В первоначальном варианте сложился в середине 3 в. До н.э. В академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном около 26 до н.э. И впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, ..

Дополнительный поиск Гу Яньу Гу Яньу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гу Яньу" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гу Яньу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 7 символа