Гуань-цзы

228

ГУАНЬ-ЦЗЫодин из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4-3 вв. До н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 "свитках" (цзюань) и 86 главах (пянь), из которых 10 глав ныне утрачены. В первоначальном варианте сложился в середине 3 в. До н.э. В академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном около 26 до н.э. И впервые напечатан в 13 в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань Иу, Гуань-цзы, . - 645 до н.э.), главного министра царства Ци, прославившегося своими социально-политическими и экономическими реформами, которые послужили толчком для развития теории и практики легизма. Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсолютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде государственного контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с другой - видимо, первым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа1), которым должен следовать и сам государь ("закон - отец и мать народа", гл.

16). Авторитет Гуань Чжуна, особенно в его родном царстве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в Гуань-цзы произведений всех главных философских школ древнего Китая, представленных в Цзися. Гуань-цзы сначала квалифицировался как даосский (Хань шу, цз. 30, 1 в., см. ДАОСИЗМ), а затем как легистский (Суй шу, цз. 34, 6-7 вв.) трактат. Последняя точка зрения закрепилась и ныне доминирует в китайской науке, распространена в научной литературе других стран. Хотя адекватное понимание Гуань-цзы осложнено плохой сохранностью текста, нуждающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедических ("эклектических" - цза цзя) произведений типа Хуайнань-цзы и Люй-ши чунь цю, в которых представлен широкий спектр знаний.

Философских, социально-политических, экономических, исторических, естественнонаучных и др., почерпнутых из учений различных школ. Специфику Гуань-цзы составляет, во-первых, общая ориентация на экономическую проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм синтеза конфуцианских (см. КОНФУЦИАНСТВО), даосских и легистских идей с включением отдельных положений этики мо цзя (моизма), учения мин цзя (школы имен) и натурфилософии инь-ян цзя. Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этика-ритуальных норм (ли2) и их конечной зависимости от дао, "главенствующего [[во всей]] тьме вещей". Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конфуцианской объективизацией и морализацией.

Закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну ("закон и есть любовь к народу", гл. 6). Даосская трактовка дао как пустотно-бесформенного и "Беспредельного" (гл. 36-38, 49) связана в Гуань-цзы с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое господство (гл. 30). В гл. 36-38 и 49 представлено учение о дао, его конкретизации ("пристанище", шэ) - дэ1 и универсальной субстанции - "пневме" (ци1), "эссенциальная" (цзин3) форма которой рождает разум, а высшее духовное состояние (шэнь1) - всеведение. В человеческом теле роль государя играет сердце, внутри которого находится руководящий им психический центр - "сердце сердца" (синь чжи синь) (гл.

49). Это учение современные исследователи атрибутируют Сун [[Цзяня]] - Инь [[Вэня]] школе, на даосской основе соединявшей конфуцианские и моистские идеи. В гл. 40, 41 содержится учение инь-ян цзя о силах инь ян, представляющих собой "великий принцип (ли1) Неба и Земли", и "пяти элементах" (у син1), определяющих основные пространственно-временные характеристики "пневмы". Глава 39 посвящена Земле (ди2) и воде - "первоисточникам тьмы вещей". Вода сопоставлена с дао и названа "кровью и пневмой Земли". Связанный с идеологией "школы дипломатов" (цзун-хэн цзя) ведущий социально-экономический принцип Гуань-цзы - цин чжун ("[[установление баланса]] легкого и тяжелого") изложен в обозначенных этим термином гл. 80-86.

Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею государственного контроля над экономической жизнью и представление о законосообразном характере общественного бытия. Гуань-цзы является также ценным источником по истории китайской протологической (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагогики (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидрологии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77).ЛИТЕРАТУРАИванов А. Материалы по китайской философии. Введение. Шкала фа. "Хань Фэй-цзы". СПб, 1912 Штейн В.М. "Гуань-цзы". Исследование и перевод. М., 1959 Го Можо. Бронзовый век. М., 1959 Древнекитайская философия, т. 2. М., 1973 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Значения в других словарях
Гу Яньу

ГУ ЯНЬУГу Тинлинь. Гу Нинжэнь (1613-1682), китайский философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критическому направлению - пу сюэ ("учение о естестве", "конкретное учение") в идеологии периода правления династии Цин (1644-1911). Родился 15 июля 1613 в Куньшане провинции Цзянсу. Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчжурскими завоевателями и после их победы (1644) в знак пр..

Гуа

Триграмма, гексаграмма. Одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм - ба гуа и 64 гексаграмм - люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов скапулимантии - гадания на костях (бу). Это значение гуа отражено в Сюнь-цзы, гл. 9 (4-3 вв. До н.э.). Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой - н..

Гувер Герберт Кларк

(Hoover, Herbert Clark)ГЕРБЕРТ ГУВЕР(1874-1964), 31-й президент США, родился в Уэст-Бранче (шт. Айова) 10 августа 1874. Потеряв родителей в восьмилетнем возрасте, воспитывался родственниками сначала в Айове, затем в Орегоне. Сочетал работу с учебой в Станфордском университете, который окончил в 1895. Работал горным инженером в Азии и Африке. К 1914 имел опыт успешного руководства двумя десятками горных и других промышленных предприятий. Во время Первой мировой войны возглавлял комиссию по оказан..

Гугеноты

(от нем. Eidgenosse - "союзник"),французские протестанты в 16-17 вв. Первых гугенотов считали лютеранами, но сильное евангелическое движение, независимое от Реформации в Германии, существовало во Франции уже в первые десятилетия 16 в. Новая церковь быстро разрасталась несмотря на сопротивление властей и религиозный диспут в Пуасси (1561), в ходе которого не удалось прийти ни к религиозному миру, ни к веротерпимости. В 1562-1598 шла ожесточенная борьба между французскими католиками и гугенотами. ..

Дополнительный поиск Гуань-цзы Гуань-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуань-цзы" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуань-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа