Индонезия. История

100

Вплоть до начала 20 в. И окончательного оформления Нидерландской Ост-Индии, как именовалась огромная голландская колония, непосредственная предшественница сегодняшней Индонезии, не существовало единой государственной структуры, которая охватывала бы территорию всего архипелага. На протяжении всей истории на этих многочисленных островах располагалось великое множество всевозможных княжеств и королевств. Не существовало и людей, которых можно было бы с полным основанием назвать индонезийцами. Правильнее утверждать, что на островах проживали малайцы, яванцы, балийцы, бугисы и сотни других обособленных этнических и родовых групп.Ранние королевства. О раннем периоде истории региона мы знаем в основном из рассказов побывавших на архипелаге китайских купцов.

До 600 на Яве и Суматре уже существовало несколько королевств. Эти ранние государства были индуистскими и буддийскими, что, вероятно, объяснялось стремлением возглавлявших их местных правителей сравняться по мощи и великолепию с индийскими монархами, о которых им было известно от торговцев. С принятием индуизма (или буддизма) местные вожди получали право на совершение торжественных обрядов, превращавших их в богоподобные существа. Возможно, именно эти правители пригласили к себе индийских брахманов. Они же собирали книги на санскрите, рассказывавшие об индийской религии и политике. Во всяком случае, в более поздние века находится вполне достаточно подтверждений того, что верхушка общества на Яве и других островах достаточно хорошо знала санскрит и была знакома с индийской литературой.

За исключением королевской семьи и круга придворных, мало кто из населявших эти земли людей разбирался в индуизме и буддизме. Поэтому можно предположить, что основной религией простого народа был анимизм - вера в существование духов. Хотя ранние королевства, расположенные на островах Малайского архипелага, получали определенный доход от торговли, основой их экономики было все же культивирование на заливных полях риса-падди. Такой рис приносит отличные сборы, а при условии хорошего водоснабжения высокая урожайность может поддерживаться на одних и тех же землях в течение столетий. Так, в центральной части острова Ява имеются рисовые чеки, которые постоянно возделываются вот уже около 2 тыс. Лет. Для выращивания риса требуется постоянный полив, а это предполагает наличие оседлого населения и определенной социально-политической структуры для отпуска и регулирования потребления воды.

Важность Малайского архипелага для международной торговли была обусловлена его географическим положением. Еще в древние времена обширная сеть морских торговых путей Азии протянулась из Китая через Юго-Восточную Азию в Индию и далее в страны Среднего Востока. Некоторые торговые маршруты достигали Рима. Основная часть товаров, следовавших через Юго-Восточную Азию, доставлялась морским путем через Малаккский пролив. Контролировать эту трассу можно было с соседних Суматры и Явы, а также с полуострова Малакка. Как раз на этих территориях и возникли вскоре несколько торговых королевств.Королевство Шривиджайя. В 7 в. Королевство Шривиджайя, центр которого находился возле нынешнего города Палембанг на Суматре, сумело распространить свое влияние на весь этот остров и на полуостров Малакка и, таким образом, взять под контроль Малаккский пролив.

Путем подкупа, политических манипуляций и карательных экспедиций все прочие приморские государства были подчинены или разгромлены, и теперь Китай мог вести торговлю только с королевством Шривиджайя. Теперь через это королевство проходили драгоценные камни, благородные металлы, ароматное дерево и даже африканские львы, а также местная продукция - рис и бензойная смола. При этом Шривиджайя оставалась буддийским королевством, чье религиозное значение было настолько велико, что паломники из Китая на своем долгом пути в Индию непременно задерживались здесь на несколько лет для изучения священных буддийских рукописей и монашеского устава. Могущество королевства Шривиджайя обеспечивалось его военным флотом, который доминировал на местных морских путях и жестоко наказывал непослушных вассалов.

Купцы обязаны были уплатить установленную королем особую пошлину за проход через пролив. Размеры богатства и сила королевства постоянно менялись в зависимости от условий торговли и мощи его врагов. Тем не менее традиционный статус этого королевства в качестве главной портовой державы в Малаккском проливе, господствующем над торговыми путями, и короля как единого местного верховного правителя сохранялся не одно столетие. В 14 в. Королевство Шривиджайя было разрушено яванцами, однако королевская семья и торговцы, перебравшись через пролив на полуостров Малакка, примерно в 1400 основали там портовый город Малакка. Постепенно Шривиджайя - одна из величайших торговых империй Азии - была столь основательно забыта, что лишь в 20 в.

Специалистам удалось воссоздать историю ее развития.Королевство Матарам. К востоку от Суматры на о.Ява примерно в 8 в. Образовалось другое мощное государство - королевство Матарам. Оно возникло на землях равнин Кеду в центральной Яве, в одном из самых благодатных для рисоводства районов на всем архипелаге. Своего максимального могущества королевство Матарам достигло в 9 в. Создавшая его королевская буддийская династия выбрала себе имя Шайлендра (санскр. "короли гор"). В отличие от своих современников королей Шривиджайи, правители королевства Матарам оставили после себя множество буддийских храмов. Из них наиболее известен Боробудур, построенный примерно в 800. Это огромное, напоминающее гору сооружение украшают бесчисленные барельефы, которые изображают жизненный путь Будды.

В 856 правление династии Шайлендра в королевстве Матарам было прервано соперничавшей с ней династией, представители которой оказались почитателями индуистского бога Шивы. Именно они построили храмовый комплекс Прамбанан, находящийся на небольшом расстоянии к востоку от Джокьякарты. Здесь, по обе стороны от возвышающейся центральной башни храма Шивы, расположились два храма, построенные в честь индуистских богов Брахмы и Вишну. Украшающие строения каменные барельефы изображают сцены из эпоса Рамаяна.Королевство Восточной Явы и Бали. В 10 в. Очаг политической власти на Яве начал смещаться из центральной в восточную часть острова. От того времени сохранились многие сотни каменных и медных табличек с надписями, в основном на старом яванском языке.

До наших дней дошли также несколько классических литературных произведений, включая индийские эпосы Бхаратаюддха и Рамаяна в адаптированном переводе на древний яванский. Империя Маджапахит, крупнейшее из восточнояванских государств, достигла зенита своего могущества в 14 в. Ее центр располагался в плодородной долине р.Брантас, в окружении богатых сельскохозяйственных земель. Владея устьем этой реки и обладая портами северного побережья (среди которых выделялся Тубан), империя была вовлечена в активную торговую деятельность, в том числе международную. В те времена территория государства Маджапахит простиралась от Молуккских островов до Малайи. В его пределах исповедовался одновременно и индуизм, и буддизм, а некоторые из монархов носили даже имя Шива-Будда, что должно было обозначать соединение двух религий.

На Бали королевства начали появляться примерно в 10 в. Королевские династии этого острова и восточной Явы оказались тесно связаны между собой династическими браками и завоевательными походами. Поэтому по традиции, традицией, после происшедшего примерно в 1500 краха империи Маджапахит, многие аристократы перебрались на Бали. Именно от этих беженцев ведет свою родословную нынешняя элита Бали - единственного в Индонезии крупного очага древней индуистской культуры.Распространение ислама. Хотя мусульманские купцы столетиями вели торговлю на архипелаге, ислам стал утверждаться среди обитателей Индонезии лишь в 13 в. К концу этого столетия новая религия была принята правящей элитой государства Ачех на северной оконечности Суматры, а в начале 15 в.

Также и малайским правителем Малакки (Мелаки). Вскоре Малакка превратилась в центр ислама. В 14 и 15 вв. Ислам распространяется на территорию Явы. Хотя в 1580-х годах при индуистско-буддийском дворе империи Маджапахит (восточная часть острова) были обратившиеся в мусульманство аристократы, оно стало наиболее массовой религией среди жителей северного побережья Явы, активно занимавшихся торговлей. Связанные с Малаккой яванские купцы-мусульмане доминировали в торговле, которая велась в области восточнее Явы, достигая Молуккских островов и даже южных островов Филиппинского архипелага. Благодаря им ислам продвинулся еще дальше на восток. Система международной торговли сыграла важную роль в распространении ислама в Юго-Восточной Азии.

К 14-15 вв. Почти вся эта система, от Средиземноморья до Индии, находилась в руках мусульман. Впрочем, проникшее на острова мусульманство значительно отличалось от строгой и непреклонной веры его первых арабских последователей. При своем продвижении из Аравии на восток, через Персию и Индию, первоначальное учение пророка Мухаммеда постепенно насыщалось верованиями этих древних земель, и впоследствии именно в Юго-Восточной Азии стал преобладать т.н. "мифический ислам". На Яве эта форма ислама дополнилась индуистскими и буддийскими идеями, а также культом предков. Специальные выражения, использовавшиеся при отправлении обрядов в честь бога Шивы, применялись теперь при поклонении Аллаху. Ява была одной из тех немногих мусульманских территорий, где даже архитектура мечетей оказалась по-своему уникальной.

Характерные для индуистских храмов многоярусные крыши и дверные проемы делали эти постройки мало похожими на культовые сооружения Среднего Востока с их изящными арками и луковичными куполами. Примерно к 1500 ислам приняла большая часть королевств архипелага. Великая яванская империя Маджапахит пала под натиском султаната Демак (с центром в одноименном торговом порту на северном побережье острова), чьи мусульманские правители вопреки своей религиозной принадлежности утверждали, что ведут происхождение от прежних индуистско-буддийских королей. Наступлению ислама не поддался лишь остров Бали. Самая обширная в то время в мире территориальная система международных торговых связей, простиравшаяся от Средиземного моря до Молуккских островов, оказалась под контролем мусульман.Появление европейцев.

С 16 в. Европейцы становятся активными участниками событий в Индонезии. По меркам Азии, а в особенности Китая, в те далекие времена Европа была весьма примитивным обществом - неструктурированным, бедным и отсталым. Однако соотношение сил постепенно менялось. Примерно к 1500 европейцы много узнали - более всего от арабов - о морском деле. Они значительно продвинулись в кораблестроении и навигации и теперь могли плавать в открытом море. Наконец, достижения в артиллерийском деле открывали перед ними возможность использовать военную силу. Гвоздика и мускатный орех, наиболее ценные из пряностей, поступали с нескольких малых восточноиндонезийских островов - Банда, Амбона, Тернате, Тидоре и Серама, входящих в состав Молуккского архипелага.

В 15 в. Яванские купцы доставляли этот важный груз в Малакку, откуда везли его через Индийский океан, Персидский залив и Средиземное море в Венецию.Португальцы. Португальцы первыми из европейцев проложили путь к Молуккским островам ("Островам пряностей"). Направляясь на восток, они обогнули Африку и прибыли в Индию, откуда направились дальше через Индийский океан. В 1511 они достигли Малакки, важнейшего центра торговли во всей Юго-Восточной Азии, и с ходу захватили его. К началу 1520-х годов они разместили на Молуккских островах сторожевое охранение, что положило конец мусульманской монополии на торговлю пряностями. Взятием Малакки и разрушением главного порта в проливе португальцы дезорганизовали работу местной торговой сети.

В связи с этим сразу несколько новых приморских городов стали претендовать на ту центральную роль, которую прежде играла Малакка. Мощные торговые государства появились на северном побережье Явы, на южном берегу Борнео (ныне Калимантан), в районе Бантама на западе Явы, на южной оконечности полуострова Малакка (Джохор) и в области Ачех. Предприимчивые местные производители пряностей вскоре стали тайно переводить свою деятельность на другие острова, а торговые агенты португальцев, нарушая договора, вели свои собственные торговые операции. В дополнение ко всему местные правители довольно быстро переняли европейский опыт в орудийном деле и судовождении. В силу необходимости португальцы приобщились к местной системе временных союзов, при которой здешние мусульманские государства с равным успехом могли оказаться и врагами, и союзниками.

Ко второй половине 16 в. Суда со смешанными командами из португальских и местных матросов содержались совместно Португалией и ее деловыми партнерами в регионе. Уже через короткое время португальцы стали частью политических и торговых структур архипелага. Со временем на островах даже укоренились некоторые элементы португальской культуры, включая романтические песни-баллады кронконг, исполняемые под гитару, и некоторые обряды и танцы, которые по-прежнему популярны в восточной части архипелага. Более того, еще в начале 19 в. При обсуждении деловых проблем наряду с малайским языком по-прежнему использовался португальский. Местные языки, а впоследствии и современный индонезийский включили в свой словарь немало португальских слов, служивших для обозначения вещей, которые были привезены сюда португальцами или использовались ими в быту - например "туфли", "рубашки", "столы".Появление голландцев.

В конце 16 в. Свою дорогу к индонезийскому архипелагу нашли представители севера Европы. Так, британская Ост-Индская компания, созданная в 1600, обосновалась в Бантане (на западном побережье Явы), который стал главным портом по вывозу перца. Однако гораздо более ощутимым оказалось присутствие голландцев. За первой экспедицией, которая продолжалась с 1595 по 1597 и принесла известия о возможности получения баснословных прибылей, последовал ряд других, конкурирующих между собой экспедиций из Голландии. В 1602 это соперничество завершилось созданием совместной нидерландской Ост-Индской компании.Голландии не потребовалось значительных усилий, чтобы удалить с Молуккских островов португальцев, однако вытеснить англичан удалось лишь после кровопролитных столкновений.

Проводя суровую политику, необходимую для установления и поддержания торговой монополии (аналогичную той, к которой стремились португальцы), нидерландская Ост-Индская компания использовала военно-морские силы страны. Флотилии военных судов ежегодно совершали инспекционные проверки Молуккских островов, уничтожая все незаконные посадки пряностей. Печально известен случай, когда в 1621 в процессе борьбы с такими нарушениями было уничтожено едва ли не все население острова Банда. Штаб-квартирой голландцы выбрали не Малакку, а портовый город в западной части Явы, который назывался Джаякарта, или Джакарта. В 1619 город был захвачен войсками, которыми командовал генерал-губернатор колонии Ян Питерсзон Кун, и переименован в Батавию.Интервенция нидерландской Ост-Индской компании.

Компания была заинтересована прежде всего в прибыльной торговле, однако интересы безопасности города Батавия требовали, чтобы на западе Явы сохранялась более или менее спокойная обстановка. Население города нуждалось в постоянном поступлении риса с востока Явы, а успешная торговля предполагала наличие прочных деловых отношений с портами на северном берегу острова и с королевствами в его внутренних районах. Вот почему Компания оказалась вовлечена в столь нежелательные для нее локальные конфликты и, перестав быть лишь просто купеческим предприятием, превратилась в конечном итоге в орган власти. На Яве голландцам противостоял серьезный противник. Незадолго до этого к власти в королевстве Матарам в центре Явы пришла новая династия.

С 1613 по 1645 Матарамом правил султан Агунг, самый могущественный яванский монарх со времен расцвета империи Маджапахит в 14 в. В 1628-1629 армия Агунга осаждала Батавию, хотя и не сумела захватить город. На западе Явы голландцам приходилось иметь дело с султанатом Бантам, который был расположен значительно ближе к Батавии, а потому представлял опасность. Впрочем, к началу 1670-х годов двор султана переживал раскол, и одна из соперничавших группировок, подыскивая союзников, обратилась к нидерландской Ост-Индской компании за помощью. Голландцы оказали необходимое содействие, и в ответ Компания получила исключительные торговые права на территории султаната. В 1880-х годах султанат Бантам оказался под столь сильным влиянием голландцев, что утратил самостоятельную роль в торговых и политических делах региона.

Еще одним результатом доминирующего положения голландцев в султанате стало изгнание из него британских торговцев, которые перебрались на юг Суматры. Нарастающие противоречия наблюдались также в центральнояванской империи Матарам. Султан Матарама Агунг, умерший в конце 1645, был сменен на троне его сыном Амангкуратом I (1646-1677) - весьма жестоким правителем, расстроившим отношения с нидерландской Ост-Индской компанией. В результате усилилась оппозиция ему со стороны князей, местных аристократов и особенно торговцев северного побережья, которым было гораздо интереснее торговать с европейцами, чем платить непомерные налоги султану. В 1675 на Яве вспыхнуло крупное восстание, а в 1677 в ситуацию вмешались голландцы.

Они сместили узурпатора с трона Матарама, а после его смерти объявили законным наследником престола его сына, считая это путем к установлению политической стабильности в государстве и активизации прибыльной торговли. Всячески поддерживаемый Компанией, Амангкурат II (1677-1703) создал новый двор в Картасуре, неподалеку от нынешнего города Суракарта. В обмен на оказанное ему содействие Амангкурат II предоставил голландцам контроль над торговыми операциями и доходами нескольких морских портов на северном побережье, монополию на импорт опиума и тканей, а также передал им во владение нагорье Прианган к югу от Батавии. На контролируемых территориях голландцы получали доход благодаря системе принудительных культур, в соответствии с которыми местные чиновники должны были изымать у крестьян и передавать голландцам различные ценные продукты, такие как рис, древесина и пр.

К концу 17 в. Компания организовала выращивание кофейных деревьев на землях нагорья Прианган. Однако в центральной части острова вмешательство голландцев лишь продлило состояние политического кризиса. В период существования двора в Картасуре (1680-1743) и вплоть до 1757 на острове постоянно вспыхивали вооруженные волнения и мятежи. Восставшие яванцы отказались признавать законность посаженных на трон голландцами королей, которым в 1686 и 1741 пришлось вместе со своими дворами находиться под охраной предоставленных нидерландской Ост-Индской компанией гарнизонов. Тем не менее голландцы упорно продолжали направлять войска в центральную Яву для поддержания власти слабых местных правителей, которые расплачивались с ними все новыми и новыми территориями.

В 1746 голландцы получили в аренду все северное побережье Явы. В 1749 умирающий правитель подписал договор, в соответствии с которым Компания получила суверенитет над всей территорией королевства Матарам. Однако к тому времени у оказавшейся в долгах Компании уже не было ни намерения, ни возможности самостоятельно наводить порядок в центральной части Явы, где продолжали кипеть страсти. Голландцы попытались стабилизировать положение в регионе возведением на престол формально независимых и дружественно настроенных монархов. С этой целью они в 1755 убедили короля Суракарты (чей двор обосновался в Картасуре в 1745) уступить половину своих владений султану Джокьякарты - Хаменгкубувану I (1749-1792). Таким образом, эта часть Явы оказалась поделена на два королевства.

На Джокьякарту и Суракарту. Оба княжества, как именовали их голландцы, стали союзниками Компании и сохранились поныне в качестве особых административных единиц в составе Республики Индонезия. В 1757 часть территории Суракарты получил другой мятежник - князь Мангкунегара I (1757-1796), чьи потомки стали независимыми наследными князьями под покровительством голландцев. Во второй половине 18 в. Нидерландская Ост-Индская компания все более разорялась, и, наконец, была объявлена банкротом в 1799. Все ее долги и все имущество перешли к правительству Нидерландов. Наблюдая это постепенное угасание компании, яванские монархи все чаще приходили к мысли, что голландцы не так уж сильны и не представляют угрозы для их королевств.

Тем не менее местные властители были рады подобным союзникам, поскольку голландцы продолжали платить за аренду северной приморской полосы острова и одаривали их дорогими вещами, такими, как золоченые кареты, персидские скакуны и тонкие ткани. Как показали последующие события, это представление о соотношении сил было глубоко наивным. Тем не менее нежелание голландцев вмешиваться во внутренние дела королевств (за исключением случаев, когда речь шла о торговых интересах) привело к тому, что многие структуры яванского общества в этот период существенно не изменились. На Молуккских островах голландцы действовали решительно. Так, в 1666-1669 их отряды завладели Макасаром (ныне г.Уджунгпанданг), который мешал Компании добиться превосходства на море у берегов расположенных далее к востоку островов.

В большинстве случаев местные королевства продолжали завоевывать или терять свои территории безо всякого участия в этом процессе голландцев. Так, султанат Ачех достиг пика своего могущества в период правления султана Искандара Муды (1607-1636), чье влияние распространялось на всю Суматру и на расположенный по другую сторону Малаккского пролива полуостров Малакку. Жившие на берегах Макасарского пролива бугисы в 18 в. Бороздили воды архипелага и завоевывали влияние при малайском дворе в султанате Джохор. Начиная с 16 в. Балийцы вторгались на соседний остров Ломбок.Период междуцарствия. В начале 19 в. Нидерланды оказались под властью Наполеона, и уже в 1808 голландец маршал Г. В. Данделс был направлен на Яву в качестве нового губернатора колонии.

Находясь под сильным влиянием либеральных принципов Великой французской революции, Данделс верил, что европейцы имеют полное право навязывать неевропейцам свои представления о справедливости и хорошем управлении. Он решил, что с договором 1749 не согласуется положение, при котором губернатор Батавии обязан ежегодно выплачивать яванским королям некую сумму за контроль над побережьем, а потому отменил все подобные выплаты. Кроме того, он построил военные дороги через весь остров, создав возможность быстрой и массовой переброски войск по суше. Все эти действия Данделса встретили оппозицию со стороны яванской аристократии, а кульминацией противостояния стало смещение им в 1811 с трона в Джокьякарте султана Хаменгкубуваны II.

Впрочем, в том же году администрация Наполеона была изгнана с Явы прибывшими из Индии британскими экспедиционными войсками. Великобритания как враг Наполеона была уполномочена королевским домом Нидерландов (укрывшимся на Британских островах) обеспечить "защиту" Явы от французского императора. После взятия Явы англичанами управление островом доверили сэру Стамфорду Рафлзу. Планы нового губернатора по обустройству Явы напоминали идеи Данделса, однако, в отличие от последнего, за ним стояла мощь британских вооруженных сил. Прежде всего Рафлз задумал изменить местную систему административного управления, отобрав реальную власть на острове у традиционного правящего класса. Как он надеялся, непосредственный контакт между европейской администрацией и яванскими крестьянами постепенно превратит остров в огромный рынок сбыта британских промышленных товаров.

Рафлз попытался заменить систему принудительных поставок экспортных сельскохозяйственных продуктов системой свободного предпринимательства, а также принял меры по введению новой структуры налогообложения на основе земельной ренты. В последующие 5 лет (1811-1816) британской администрации фактически мало что удалось осуществить из этих грандиозных планов. Тем не менее идея Рафлза относительно внедрения денежного земельного налога была позднее использована голландцами. Новая колониальная эпоха. Наполеон потерпел окончательное поражение в 1815, а уже в 1816, вопреки надеждам Рафлза, англичане возвратили Яву голландцам. Новый курс Рафлза и Данделса на изменение подхода европейцев к делам Явы был отставлен, и началась подготовка к введению на острове типично колониальной системы под строгим европейским контролем.

На этот раз благодаря углублявшейся индустриализации европейцы располагали более совершенными производительными силами, что и позволило им с течением времени взять под свой контроль весь архипелаг.Яванское восстание. Вскоре после своего возвращения на Яву голландцам пришлось иметь дело с очередным выражением протеста против их присутствия на острове. Речь идет о Яванском восстании (1825-1830), руководителем которого был Дипонегоро, происходивший из султанского рода Джокьякарты. Он верил, что тем самым выполняет священную миссию освобождения своей страны от иностранного правления и что это ознаменует новую эру ислама. В 1830, после продолжительной партизанской войны, отряды Дипонегоро были разбиты, а сам он сослан на север острова Сулавеси.

С подавлением восстания все местные правители и князья заключили мир с колониальным режимом. Вне своих владений они получили право служить в качестве провинциальных и местных чиновников под руководством вышестоящих голландских администраторов.Система принудительных культур. К 1830 казна колонии опустела. Для увеличения доходов новый голландский губернатор колонии Иоханнес ван ден Босх ввел так называемую систему принудительных культур. Все живущие на острове земледельцы, кроме иностранных подданных, должны были выделить часть обрабатываемой площади для таких экспортных культур, как индигоносные растения, сахарный тростник и кофейное дерево. Подобное усовершенствование прежней системы обязательных поставок вызвало ряд экономических перемен на Яве.

В частности, начал увеличиваться объем находящихся в обращении денежных средств, местные аристократы-чиновники и китайские торговцы стали более активно заниматься сбором, обработкой и доставкой голландцам всех этих видов аграрной продукции. Доходы колонии возросли до необычайных размеров. В 1870 система принудительных культур была отменена в отношении всех продуктов, за исключением кофе. Вслед за этим начался быстрый рост частных инвестиций в экономику острова, мощным стимулом для которых стало открытие Суэцкого канала в 1869.Территориальная экспансия голландцев. В договоре с Великобританией, подписанном в 1824, весь индонезийский архипелаг, за исключением султаната Ачех, признавался зоной влияния Нидерландов.

Однако большая часть населения за пределами острова Ява продолжала подчиняться независимым или псевдонезависимым местным правителям. В последующие десятилетия голландцы постепенно укрепляли свое господство над всеми этими образованиями, иногда заключая с ними договор, а иногда захватывая их земли. Начиная с 1880-х годов, по мере развития промышленности Нидерландов и расширения географии мировой торговли, даже мелкие острова индонезийского архипелага приобретали значение в качестве возможного источника сырья или рынка сбыта голландских товаров. Кроме того, Нидерланды опасались возможной конкуренции со стороны таких мощных колониальных империй, как Великобритания, Германия и Франция и, желая утвердить свое абсолютное господство над всем архипелагом, провели несколько завоевательных войн.

В самой долгой из них население султаната Ачех в течение 30 лет противостояло армии голландцев и сложило оружие лишь в 1903, хотя отдельные местные группы населения еще несколько лет продолжали сопротивление. Последние независимые княжества на Бали покорились лишь после яростных военных мероприятий, проведенных голландцами в 1906 и 1908. В итоге к 1910 в состав Нидерландской Индии вошли практически все острова архипелага. Исключение составили Новая Гвинея, западная часть которой (именуемая ныне Ириан-Джая) была взята голландцами под контроль в период с 1919 по 1928, а также принадлежавший португальцам Восточный Тимор.Частное предпринимательство и "Этическая политика". После 1870, по мере значительного увеличения производства экспортных товаров, Нидерландская Индия стала одной из богатейших колоний в мире.

Одновременно население архипелага быстро подключилось к системе международной торговли. Многие жители работали за денежную плату - на полях сахарного тростника, кофейных плантациях и предприятиях обрабатывающей промышленности. Другим принадлежали второстепенные экономические позиции в больших и малых городах. Третьи занимали нижние ступени служебной лестницы в быстро разбухавшем чиновничьем аппарате колонии. На острова переселялись китайцы, игравшие важную роль в качестве оптовых и розничных торговцев, подрядчиков, мастеровитых ремесленников и ростовщиков. Для простых крестьян благоприятная рыночная конъюнктура на сахар, табак и каучук означала рост доходов за счет труда по найму и мелкого предпринимательства, повышение уровня жизни и возможность содержать более крупные семьи.

Однако, когда на мировом рынке цены на производимые в колонии товары снижались, колониальная экономика переживала спад, а те же самые крестьяне начинали испытывать огромные трудности и терпеть нужду. Отчасти по этой причине в 1901 голландцы приступили к осуществлению своеобразной социальной программы, именуемой "Этическая политика". Этой вновь разработанной программой предусматривалось создание государственных ломбардов и бюро кредитной информации (которые должны были заменить китайских ростовщиков), предлагались новые схемы развития орошения и других видов общественных работ, а также простейший вариант системы государственного обучения. Однако подобная программа не смогла существенно изменить положение бедноты.

Некоторые из предпринятых шагов не дали результатов из-за быстрого прироста населения, другие не получили необходимого финансового обеспечения, а остальные потеряли силу, когда запросы местных жителей столкнулись с коммерческими и политическими интересами голландцев.Рост национального самосознания. Экспансионистская политика Голландии встречала упорное сопротивление коренного населения. Единое организованное сопротивление режиму впервые возникло лишь после Второй мировой войны. Голландцам никогда бы не удалось покорить острова, если бы на их стороне не выступали автохтонные группы местных жителей, всегда готовые воевать друг с другом. Положение дел стало меняться лишь после того, как в начале 20 в. Идеи прогресса, демократии и патриотизма нашли отклик у членов небольшого кружка индонезийской интеллигенции, получивших образование в Голландии.

В 1908 яванскими аристократами была создана первая на архипелаге националистическая организация Буди утомо, главная цель которой заключалась в воспитании чувства гордости за богатое культурное наследие Явы. Мусульманская организация Сарекат Ислам, появившаяся в 1911, охватывала местных торговцев и ремесленников, чьим профессиональным интересам угрожала конкуренция со стороны этнических китайцев. Возглавляемая У.С.Чокроаминото (1882-1934), который обладал особыми качествами харизматического лидера, Сарекат Ислам быстро стала популярным массовым объединением, а к 1919 число ее членов составило 2 млн. Человек. Созданная в 1912 реформистская мусульманская организация Мухаммадия выдвинула свою программу подъема благосостояния населения и распространения образования, а также борьбы с местными анимистическими верованиями и с христианством.

В 1910-х годах в колонии возникло много политических групп всех мастей, что явилось своеобразной подготовкой почвы для появления в будущем полноценных партий. Следуя программе "Этическая политика", колониальное правительство мирилось с деятельностью разного рода псевдополитических организаций. В 1916 голландцы решили создать консультативный орган, названный ими Фольксраад (народный совет), в число членов которого, помимо назначаемых правительством представителей местных жителей и голландцев, входили индонезийцы. Между тем на островах продолжали усиливаться антиголландские настроения. В организации Сарекат Ислам сформировалось радикальное крыло, пополнявшееся наиболее активной частью городского населения.

К началу 1920-х годов терпению голландских властей пришел конец, и с этого времени частым явлением стали аресты по политическим мотивам и ссылки. Хотя Фольксраад просуществовал до 1941, ему так и не довелось стать настоящим парламентским советом. Избираемые члены совета впоследствии составили большинство, однако максимальное число подготовленных выборщиков не превысило 2228 человек. Символично, что в 1920, в период усиления политизации общества, произошло образование Коммунистической партии Индии (КПИ. Позднее - Коммунистическая партия Индонезии). Идеи коммунизма проникли в Нидерландскую Индию в 1920-х годах через нидерландских профсоюзных деятелей, в частности через Х.Снефлита, и тотчас же были подхвачены рабочими, связанными с организацией Сарекат Ислам.

В декабре 1926 и январе 1927 КПИ возглавила восстания, вспыхнувшие на Яве и Суматре. Оба эти выступления вскоре были подавлены голландцами, а деятельность КПИ объявлена вне закона. После этого на первый план выдвинулась новая политическая партия, руководителем которой был молодой инженер Сукарно, получивший образование в Нидерландах. Речь идет о Национальной партии Индонезии (НПИ), созданной в 1927. Деятельность этой организации была направлена на то, чтобы объединить все разрозненные части общества с антиголландскими настроениями в единое широкое движение за национальную независимость. Эта позиция нашла поддержку у находившихся в Голландии патриотически настроенных студентов, таких как уроженец Суматры Мохаммад Хатта, которые одобрили призыв НПИ забыть обо всех региональных и религиозных противоречиях во имя общенациональных интересов.

Подхватив этот призыв, делегаты Конгресса молодежи, проходившего в столице колонии в 1928, торжественно поклялись быть верными трем идеалам. Один народ - индонезийцы, одна страна - Индонезия, один язык - индонезийский. В 1929, после того как Сукарно выступил инициатором проведения политики полного отказа от сотрудничества с властью, он и другие руководители НПИ были арестованы. Сама Национальная партия Индонезии была распущена, но их дело продолжили другие. В течение некоторого времени новую НПИ возглавлял Хатта, однако затем и его подвергли аресту и отправили в ссылку. Тем не менее идея создания независимой Индонезии дала плоды и в 1930-е годы распространилась среди общественных и политических организаций колонии.Вторая мировая война и японская оккупация.

Вслед за нападением японцев на американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе в 1941 правительство Нидерландской Индии объявило Японии войну, однако после непродолжительного сопротивления было вынуждено капитулировать. Японская оккупация колонии продолжалась с 1942 по 1945 - отчасти с целью эксплуатации богатых месторождений нефти и оловянных руд, а также каучуковых плантаций. Японская администрация интернировала голландцев и евроазиатов, а на высшие административные посты назначила коренных жителей. Японцы выпустили из тюрем лидеров движения за национальную независимость и даже разрешили им заниматься политической деятельностью. Среди вернувшихся из ссылки политических деятелей были Сукарно и Мохаммад Хатта, которые возглавили объединение групп сторонников национального освобождения под названием Путера.

В этот период официальным языком на архипелаге стал индонезийский. Десятки тысяч мо.

Значения в других словарях
Индия. Экономика

Современная экономика. Национальный продукт. В финансовом 1996/1997 валовой внутренний продукт (ВВП), исчисленный как совокупная стоимость рыночных товаров и услуг, составил в Индии 295 млрд. Долл. Если же принять во внимание паритет покупательной способности валют, то данная величина будет приблизительно эквивалентна 1538 млрд. Долл. (что ставит Индию на пятое место в мире), а в расчете на душу населения 1600 долл. В то же время доходы ниже уровня бедности имеют, согласно официальной оценке, ок..

Индонезия

Республика Индонезия, островное государство в Юго-Восточной Азии. Занимает четвертое место в мире по численности населения. Индонезия раскинулась на тысячах островов, протянувшихся от точки напротив южной оконечности полуострова Малакка и почти до самого северного выступа на побережье Австралии. Основные из них Калимантан, бывш. Борнео (за исключением его северной части, где расположены султанат Бруней, а также малайзийские штаты Сабах и Саравак), Суматра, Ириан-Джая (западная часть о.Новая Гвин..

Индуизм

Основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. Человек, исповедующих эту религию, живут в Республике Индия, которая занимает большую часть субконтинента. Индуистские общины существуют также в Бангладеш, Шри-Ланке, Кении, ЮАР, Тринидаде и Тобаго, Гайане.Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Терпимость, с которой в рамках индуизма относятся к разнообразию религиозных форм, пожалуй, уник..

Индульгенция

(лат. "прощение", "отпущение грехов"), согласно учению Римско-католической церкви, полный или частичный "выкуп", компенсирующий временное наказание за совершенный грех после его отпущения. Такие "выкупы" осуществлялись церковью из т.н. Сокровищницы Христовых заслуг и накопившихся в ней благих деяний христианских святых. В основе учения об индульгенциях лежит принцип солидарности христиан как членов единого мистического Тела Христова и представления о церкви как о единой семье, члены которой могу..

Дополнительный поиск Индонезия. История Индонезия. История

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Индонезия. История" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индонезия. История, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 18 символа