Инь-ян

121

Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций. Темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян - теневой и солнечный склоны холма или берега реки. В Го юй (5-3 вв. До н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци1) - соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В Гуань-цзы (4-3 вв. До н.э.) с взаимодействием инь-ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В Чжуан-цзы (4 в. До н.э.) инь-ян связаны с категориями Дао дэ цзина "покой" и "движение" (см.

Дун-цзин).В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного ("хаотического" - хунь дунь) единства первозданной "пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) (Дао дэ цзин). В процессуальном аспекте главный закон инь-ян - дао, т.е. Их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития. "одно инь1, одно ян1 - это и есть дао" (Си цы чжуань, 4 в. До н.э.). Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь-ян. Каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов.

И любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь-ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.э. И впервые была систематически изложена в Чжоу и, где инь-ян названы "двумя образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. ГУА) - прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь-ян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) была синтезирована с учением о "пяти элементах" (у син1), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений. Уже в Си цы чжуани действие инь-ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в том числе распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь-ян также на категории социальной оценки - моральные качества, награды и наказания.

"Все дурное исчерпывается в инь1, все доброе - в ян1". "в ян1 - высокое начало, в инь1 - низкое" (Чунь цю фань лу). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение инь-ян с динамикой "движения" и "покоя" собственно "Великого предела" как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь-ян, реализующихся в "пневме". Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал "взаимопроникновение" инь-ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь-ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.ЛИТЕРАТУРАДревнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь.

М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.

Значения в других словарях
Информации Накопление И Поиск

Информация является одной из основных потребностей современного человека. Она нужна для работы, путешествий, приобретения товаров, принятия решений, выполнения школьных заданий, заботы о здоровье и многочисленных других видов деятельности. Человеческий мозг наделен удивительной эффективностью в отношении накопления и поиска информации. Однако в 20 в. Информация накапливается человечеством такими темпами, что без специальных технических средств человеку и даже организации становится все труднее с..

Информации Теория

Раздел математики, исследующий процессы хранения, преобразования и передачи информации. В основе его лежит определенный способ измерения количества информации. Возникшая из задач теории связи, теория информации иногда рассматривается как математическая теория систем передачи информации. Опираясь на основополагающую работу К.Шеннона (1948), теория информации устанавливает основные границы возможностей систем передачи информации, задает исходные принципы их разработки и практического воплощения. В..

Инь-ян Цзя

"Школа, [[исходящая из категорий]] инь ян". Одна из шести основных философских школ древнего Китая, по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня (Ши цзи, 2 в. До н.э.), специализировавшаяся в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) проблематике. Время возникновения инь-ян цзя и состав ее представителей, видимо первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-восточных приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибу..

Ио

В греческой мифологии, дочь Инаха, речного бога и аргосского царя. Полюбивший ее Зевс превратил Ио в телицу, чтобы защитить от гнева Геры, однако Гера, узнав о метаморфозе, убедила Зевса отдать телицу ей, а затем приставила к ней стражем стоокого пастуха Аргуса. Посланный Зевсом Гермес убил чудовище, однако Гера наслала на Ио овода, который гнал ее из страны в страну. Телица пересекла море, названное в ее честь Ионийским, проплыла пролив, получивший название Босфор (букв. "бычий брод"), а затем ..

Дополнительный поиск Инь-ян Инь-ян

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Инь-ян" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инь-ян, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 6 символа