Инь-ян Цзя

110

"Школа, [[исходящая из категорий]] инь ян". Одна из шести основных философских школ древнего Китая, по классификации Сыма Таня и Сыма Цяня (Ши цзи, 2 в. До н.э.), специализировавшаяся в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической (см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ) проблематике. Время возникновения инь-ян цзя и состав ее представителей, видимо первоначально астрономов-астрологов и уроженцев северо-восточных приморских царств Ци и Янь, точно не установлены. Не сохранилось ни одного сколько-нибудь развернутого текста этой школы, о ее идеях можно судить лишь по их фрагментарному изложению в Ши цзи, Чжоу и, Люй-ши чунь цю и некоторых других памятниках. Центральные концепции инь-ян цзя - универсального дуализма сил инь ян и цикличности взаимодействий "пяти элементов", или фаз (у син1), - легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств).

Вероятно, до середины I тысячелетия до н.э. Концепции инь ян и "пяти элементов", выражающие различные классификационные схемы - двоичную и пятеричную, развивались в раздельных оккультных традициях - "небесной" (астрономо-астрологической) и "земной" (мантико-хозяйственной). Во 2-й половине I тысячелетия до н.э., обретя философский статус, эти концепции слились в единое учение, что по традиции считается заслугой единственного известного ныне крупного представителя инь-ян цзя - Цзоу Яня (4-3 в. До н.э.), хотя в сохранившихся свидетельствах о его взглядах нет следов концепции инь ян. Цзоу Янь распространил концепцию "пяти элементов" на исторический процесс, представляемый кругообразной сменой их главенства в качестве "пяти благодатей" (у дэ).

Впервые как единое учение, охватывающее все стороны универсума, концепции инь ян и "пяти элементов" представлены в философии Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) который интегрировал идеи инь-ян цзя в конфуцианство, развив и систематизировав таким образом его онтолого-космологический и методологический базис В дальнейшем натурфилософский компонент инь-ян цзя нашел продолжение в конфуцианской "школе текстов новых письмен" и неоконфуцианстве, а религиозно-оккультный - в связанной с даосизмом практической деятельности гадателей, прорицателей, магов, алхимиков и целителей.ЛИТЕРАТУРАБыков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966 Рубин В.А. Концепции у-син и инь ян. - В кн. Личность и власть в древнем Китае.

М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998.

Значения в других словарях
Информации Теория

Раздел математики, исследующий процессы хранения, преобразования и передачи информации. В основе его лежит определенный способ измерения количества информации. Возникшая из задач теории связи, теория информации иногда рассматривается как математическая теория систем передачи информации. Опираясь на основополагающую работу К.Шеннона (1948), теория информации устанавливает основные границы возможностей систем передачи информации, задает исходные принципы их разработки и практического воплощения. В..

Инь-ян

Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций. Темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян - теневой и солнечный склоны холма или берега реки. В Го юй (5-3 вв. До н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци1) - соответственно "зем..

Ио

В греческой мифологии, дочь Инаха, речного бога и аргосского царя. Полюбивший ее Зевс превратил Ио в телицу, чтобы защитить от гнева Геры, однако Гера, узнав о метаморфозе, убедила Зевса отдать телицу ей, а затем приставила к ней стражем стоокого пастуха Аргуса. Посланный Зевсом Гермес убил чудовище, однако Гера наслала на Ио овода, который гнал ее из страны в страну. Телица пересекла море, названное в ее честь Ионийским, проплыла пролив, получивший название Босфор (букв. "бычий брод"), а затем ..

Иоанн I Цимисхий

(ок. 924-976), византийский император, известный также как Иоанн Цимисхий (быть может, от армянского слова muak, "туфелька", т.е. "коротышка"). Блестящий полководец из знатного малоазиатского (возможно, армянского) рода Куркуасов, он взошел на византийский престол в результате заговора, убив в ночь с 10 на 11 декабря 969 своего предшественника и двоюродного брата Никифора II Фоку. Разгневанный патриарх Константинопольский Полиевкт воспрепятствовал браку Иоанна и императрицы Феофано, его сообщниц..

Дополнительный поиск Инь-ян Цзя Инь-ян Цзя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Инь-ян Цзя" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Инь-ян Цзя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 10 символа