Киренаики

115

Группа философов, сосредоточивших свое внимание на гедонистическом моменте в учении Сократа. Основатель школы, Аристипп Киренский (ок. 425-366 до н.э.), вероятно, принадлежал к кругу ближайших учеников Сократа. Сообщается, что он брал за преподавание деньги и пытался поддержать Сократа материально. Аристотель говорит об Аристиппе как о "софисте", однако к его достоинствам относит интерес к ремеслам, что является чисто сократовской чертой. Как и Платон, Аристипп появлялся при дворе сиракузских тиранов Дионисия Старшего и Дионисия Младшего. Вероятно, он преподавал в Афинах, а затем в Кирене. Дочь Аристиппа Арета развила учение своего отца, а от нее оно перешло к внуку, также Аристиппу, у которого его с некоторыми изменениями усвоили Анникерид, Феодор и Гегесий, философы конца 4 - начала 3 вв.

До н.э. Кое-кого из главных киренаиков наградили насмешливыми прозвищами, и вообще оппоненты клеймили эту школу как распущенную либо вульгарную. Феодора изгнали из Афин за безбожие, Гегесию запретили преподавать в Александрии.Первоначальные воззрения. Подобно Сократу, Аристипп, основатель школы, избегал систематического построения учения, а скорее исповедовал определенный образ жизни, иллюстрируя его наставлением, притчей и примером. Он утверждал, что удовольствие есть благо и что обретаем мы его в последовательности насыщенных удовольствием мгновений, каждое из которых обладает завершенностью и неотличимо от других (возможно, именно эта точка зрения оспаривается Платоном в Филебе). Аристипп провозглашал, что всякое состояние "счастья" есть лишь сумма мгновений удовольствия и что удовольствие и страдание являются неотделимыми элементами нравственного поведения, поскольку человек неразлучен с ними с раннего детства и использует физическое "воздействие" для наказания и для исправления ошибок.

Вероятно, мысли Аристиппа о неразделимости удовольствия и страдания повлияли на анализ, которому подверг удовольствие Аристотель в Никомаховой этике. Согласно Аристиппу, момент удовольствия состоит из чистого ощущения в соединении с разумным фактором. Так, например, если само по себе зрелище чьих-то стенаний нас, как правило, огорчает, изображение того же самого в искусстве может принести удовольствие. Поэтому нам следует, не заботясь о будущем и не сожалея о прошлом, всецело отдаваться данному мгновению. Для этого необходимо достичь определенного внутреннего сосредоточения и выработать соответствующую установку. Сверх того, для этого необходимы уравновешенность, ублаготворенное расположение духа, воспитанность и гибкость поведения.Позднейшее учение.

Вероятно, под воздействием категорий, введенных Аристотелем, учение киренаиков было впоследствии переосмыслено и систематизировано. Аристипп Младший определил удовольствие телеологически - как цель человеческих устремлений. В мгновении удовольствия с сопутствующими ему условиями были выделены пять моментов. 1) отбор и исключение. 2) фактический опыт. 3) акт, в котором оно возникает. 4) материальные причины и условия. 5) гносеологические гарантии того, что формула верна. Далее эти моменты были прослежены до вытекающего из них логического вывода. Получалось, что для человека значимы лишь его непосредственные ощущения, а понятия об объектах, вызывающих эти ощущения, никогда не могут быть надежными. Что касается удовольствия, то, по Аристиппу Младшему, оно представляет собой "плавное движение", промежуточное между возбуждением и спокойствием, и потому впоследствии киренаики отвергали "умиротворенность" эпикурейцев как нечто негативное.

Согласно Анникериду, социальные предпосылки удовольствия предполагают дружбу, семью и даже патриотические привязанности. Надо полагать, кинизм подействовал на школу киренаиков разлагающим образом. Возник культ независимого, самодостаточного мудреца, который принимает удовольствия такими, какие они есть, но при этом полагается на свое внутреннее превосходство. Он ничего не должен обществу, состоящему из глупцов, и может позволить себе отбросить все этические условности, включая религиозные предписания, как целиком искусственные. Это эпатирующее настроение перешло в безграничный пессимизм. В Александрии Гегесий, которого прозвали "учителем самоубийства", заменил культ самодостаточности безразличием, провозгласив, что в жизни слишком много невзгод для того, чтобы можно было гарантировать счастье, и потому задача человека сводится к тому, чтобы избегать огорчения..

Значения в других словарях
Киреевский Иван Васильевич

(1800-1856), русский философ, литературный критик. Родился в Москве 22 марта 1800 в дворянской семье. С 1824 служил в архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом "Общества любомудров". Для завершения образования в 1830 уехал за границу. В Германии слушал лекции Гегеля, Шеллинга, Шлейермахера. Вернувшись в Россию, начал издавать журнал "Европеец" (1832), вскоре запрещенный. В 1845 редактировал журнал "Москвитянин". Как и Хомяков, Киреевский был склонен связывать отрицательный опыт раз..

Кирена

(совр. Шаххат в 185 км к северо-востоку от Бенгази, Ливия), древний город в Северной Африке, центр области Киренаика. Основан ок. 630 до н.э. Дорийскими колонистами с острова Фера, которых вынудил к переселению недостаток продовольствия. Кирена располагалась в 10 км от берега, портом служил город Аполлония. О ранней истории Кирены повествует Геродот. Здесь долго чтили память основателя Батта и его гробницу, а династия Баттиадов правила городом примерно до 440 до н.э., когда установилась демократ..

Кирибати

Республика Кирибати, островное государство в центральной части Тихого океана. В состав Кирибати входят острова Гилберта (16 островов), Феникс (8), Лайн (8) и о.Банаба (быв. Ошен). Общая площадь 726 кв. Км. Остров Банаба имеет вулканическое происхождение, остальные острова - коралловые (атоллы).. ..

Кирико Джорджо

(Chirico, Giorgio de)(1888-1978), итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос 10 июля 1888. Учился в Высшей художественной школе в Афинах и в Академии художеств в Мюнхене. Увлечение философией Ф.Ницше и аллегорической живописью Арнольда Беклина способствовало появлению у де Кирико интереса не к принципам академического реализма, а к толкованию загадочных символов, снов и галлюци..

Дополнительный поиск Киренаики Киренаики

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Киренаики" в словаре Энциклопедия Кольера, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Киренаики, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа