Адам Кадмон
(евр. Âdâm qadmôn, «Адам первоначальный», «человек первоначальный»), в мистической традиции иудаизма абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времён как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности). Представление об А. К. - иудаистический вариант гностической мифологемы антропоса. Как и последняя, оно соотносимо с образами Пуруши и Гайомарта в индо-иранской традиции. Его специфика выявляется в контексте интерпретации библейского рассказа о сотворении человека (см. Адам). Некоторые толкователи различали Адама, созданного из земли (Быт. 2, 7), и Адама, сотворённого «по образу и подобию божьему» (1, 27). Эти слова воспринимались как указание на соединение в А.
К. Мужского и женского начал (очень древний и распространённый мифологический мотив двуполости первочеловека, см. Двуполые существа). Но эти же слова подвергались сомнению в связи с усилением веры в трансцендентность бога. Поэтому возникло толкование (приписываемое рабби Акибе, 1-2 вв.), согласно которому человек был сотворён «по образу» не бога, но А. К. Филон Александрийский (1 в. До н. Э. - 1 в. Н. Э.) соединил эти представления с платоновской концепцией идеи как вневременного образца вещи. «небесный человек» (который, между прочим, изъят из разделения на мужской и женский пол) есть идеальная парадигма «земного человека». Полное развитие мифологема А. К. Получила в пантеистически окрашенной каббалистической мистике 13-18 вв., трактующей А.
К. Как онтологически необходимое соединительное звено между абсолютно бескачественной и неопределимой беспредельностью бога и его самоопределением через полагаемые им же формы. В «Зогаре» («Книга сияния», написанная на арамейском языке в Кастилии в конце 13 в. И принадлежащая, по-видимому, Моисею Леонскому) говорится, что «образ человека заключает в себе все миры горние и дольние» и что образ этот избран «святым старцем» (т. Е. Богом) для себя самого (талмудический трактат «Идра рабба» 144 а). Символ А. К. Был воспринят эклектической символикой масонства, где он соотносился с эмблемой шестиконечной звезды, т. Н. Давидова щита (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»).С. С. Аверинцев.(Источник.
«Мифы народов мира».).
Дополнительный поиск Адам Кадмон
На нашем сайте Вы найдете значение "Адам Кадмон" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Адам Кадмон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 11 символа