Албасты

376

В мифологии турок, казанских, крымских и западносибирских татар, казахов, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков (албасты, алвастй), туркмен (ал, албассы), киргизов (албарсты), каракалпаков, ногайцев (албаслы), азербайджанцев (хал, халанасы), кумыков (албаслы къатын), балкарцев и карачаевцев (алмаеты) злой демон, связанный с водной стихией. У турок назывался также ал, ал-ана, ал-кары, ал-кузы, у тувинцев и алтайцев- а л бы с, у казахов, каракалпаков, киргизов, узбеков - марту (мартуу, мартув, мартук), узбеков Зеравшанской долины - сары кыз («жёлтая дева»), у западносибирских татар - сары чэч [«желтоволосая (дева)»]. А. Обычно представлялся в облике уродливой женщины с длинными распущенными светлыми волосами и такими длинными грудями, что она закидывает их за спину.

Существовали поверья, что А. Может превращаться в животных и в неодушевлённые предметы. Казанские татары считали, что А. Принимает облик воза, копны сена, ели. Азербайджанцы иногда представляли А. С птичьей стопой, в некоторых казахских мифах у неё вывороченные ступни или копыта на ногах. Согласно тувинским мифам, А. Имеет один глаз во лбу и нос из камня (или красной меди) либо у неё на спине нет плоти и видны внутренности (это представление встречается и у казанских татар). По представлениям западносибирских татар, на руках у А. Острые когти. Киргизы и казахи различали чёрную (кара), наиболее вредоносную, и жёлтую (сары), или вонючую (сасык), А. Обычные атрибуты А. - магическая книга, гребень, монета. В кумыкских мифах у А.

Есть муж - дух темир тёш («железная грудь»), в казахских - леший сорель. По представлениям большинства народов, А. Обитает вблизи рек или других водных источников и обычно является людям на берегу, расчёсывая волосы. Считалось, что А. Может наслать болезнь, ночные кошмары, но в особенности вредит роженицам и новорождённым. В турецких, азербайджанских, киргизских, казахских и некоторых других мифах она крадёт лёгкие (или печень, сердце) роженицы и спешит с ними к воде. Как только А. Положит их в воду, женщина умрёт. Казанские татары считали, что иногда А. Пьёт кровь своей жертвы. Распространены представления о её любви к лошадям. А. По ночам ездит на них, заплетает им гривы. Согласно некоторым турецким, казахским, кумыкским, ногайским, тувинским поверьям, А.

Может вступать в сексуальную связь с человеком. Например, в тувинских мифах А., сожительствуя с охотниками, посылает им удачу, поит своим молоком и кормит мясом, которое отрезает от рёбер. А. Можно подчинить человеку, для этого нужно завладеть её волосом (у туркмен и узбеков - ещё и каким-либо из принадлежащих ей предметов, магической книгой, гребнем или монетой). У турок считалось, что достаточно воткнуть в одежду А. Иглу, и она становится покорной и выполняет все приказания. Человек, подчинивший А., или шаман может прогнать А. От роженицы. У карачаевцев, балкарцев, ногайцев, кумыков считалось, что усмирённая А. Помогает по дому. По поверьям туркмен и узбеков, А. Способствует обогащению своего хозяина, помогая ему излечивать заболевших по её вине людей.Образ А.

Восходит к глубокой древности и имеет аналогии в мифологиях многих народов. Албасти у таджиков, ал паб у лезгин, али у грузин, ол у татов, ала жен у талышей, hал у удин, hал анасы (алк) у курдов, алг (мерак) у белуджей, алы (алк) у армян, алмазы у ингушей и чеченцев, алмас у монгольских народов и некоторые другие. Свойственные А. Черты имеют в мифологиях узбеков и кургизов дух азаткы, сбивающий с дороги путников, причиняющие ночной кошмар духи бастрык (в мифологии кумыков) и кара-кура (в мифологии турок), шурале и су анасы у казанских татар, вуташ у чувашей, вирь-ава у мордвы, овда у марийцев, немецкая альп-фрау, русская баба-яга. Вопрос о происхождении образа А. Недостаточно ясен. Некоторые авторы считают А.

Персонажем тюркского происхождения. Согласно другой версии, представления об А. Связаны с традициями иранской мифологии, а название демона произошло от сочетания «ал» (считаемого иранским словом) и «басты» (трактуемого как тюркское «надавил»). Вероятно, в основе слова «ал» лежит древнее именование божества, родственное илу семитских народов, а фонема «басты» - индоевропейский термин, означавший «дух», «божество» (родственный русск. «бес», осетинск. «уас-» и т. П.). Исходя из такой этимологии, можно предположить, что образ А. Формировался в эпоху древнейших контактов этнических общностей (индоевропейской и семитской языковых семей), до их расселения на территории современного обитания. Атрибуты А. (магическая книга и монета), следы представлений о её благодетельных функциях (помощи человеку) позволяют предположить, что первоначально А.

- добрая богиня, покровительница плодородия, домашнего очага, а также диких животных и охоты. С распространением более развитых мифологических систем (очевидно, ещё в дозороастрийский период) А. Была низведена до роли одного из злых низших духов.Лит. Валвханов Ч. Ч., Тенкри (бог). Собр. Соч., т. 1, А.-А., 1961, с. 116-20. Диваев А„ О происхождении албасты. Джинна и Дива. (Киргизская легенда), «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», 1897, т. 14, в. 2. Гордлевский В. А., Из османской демонологии, Избр. Соч., т. 3, М., 1962, с. 312-15. Андреев М. С., Таджики долины Хуф, в. 1, Сталинабад, 1963, с. 80-83, 89-90 («Труды Ин-та истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР», т. Т). Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М., 1969, с.

23-32, 62-63. Сухарева О. А., Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков, в сб. Домусульмаиские верования и обряды в Средней Азия, М., 1976, с. 13, 29-37. Ваяляева Т. Д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Фр„ 1972, с. 96-101, 116. Члаидзе Л., Из грузииско-восточиых демонологических связей, «Мацне*. «Вестник отделения общественных наук АН Груз. ССР. Серия истории», 1976, М 1 (на груз. Яз.). Inan A., AI ruhu hakkında, «Türk tarih, arkeologya ve etnografya dergisi», 1933, Temmuz. Его же, Tarihte vе bugün samanizm, Ankara, 1972, в. 169-73. Johansen U., Die Alpfrau, «Zeitschrift der deutschen morgenlandischen Gesellschaft., 1959, Bd 109, Н. 2, S. 303-16.В. Н. Басилов.(Источник. «Мифы народов мира».).

Значения в других словарях
Алахатала

В мифологии манусела (остров Серам, Восточная Индонезия) верховное божество, демиург. А. В образе большого человека, излучающего сияние, восседает на вершине невидимой девятиступенчатой круглой горы Оха, возвышающейся над одной из самых высоких гор острова Муркеле. На нижних ступенях горы располагаются солнце и луна, многочисленные добрые духи, помощники А. Всё сущее А. Создал из собственных плевков. Создавая первых людей, А. Дал им шесть заповедей. Не прелюбодействовать, не красть, не убивать, ..

Албания

(Albania, Αλβανία). Область Азии, ограниченная Кавказскими горами, Каспийским морем и Иберией (ныне Дагестан). Это была плодородная местность, населенная воинственными и дикими жителями.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Алгонкинов Мифология

См. В ст. Индейцев Северной Америки мифология(Источник. «Мифы народов мира».). ..

Але

Ала, Ана, Ани, Айя, в мифологии игбо (Нигерия) божество земли и плодородия, дочь (в вариантах жена) Чи. А. Создала землю и растительность, от неё зависят урожаи. Среди первых созданных А. Деревьев были ироко, одала, акпо и кола, плоды которого используют для жертвоприношений духам. А. Считается матерью народа игбо, хотя души игбо исходят от Чи. Символ А. - черепаха (ср. Исонг). По некоторым мифам, супругом А. Является громовник Амаде Онхиа (Амад-он-гха, Амад'онгха), символ которого - змея. В дру..

Дополнительный поиск Албасты Албасты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Албасты" в словаре Энциклопедия мифологии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Албасты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа